На основании писем ГУ МЧС России по Алтайскому краю, Новосибирской области и Томской области и служебной записки помощника генерального директора по спец. работе Общество создает запасы имущества гражданской обороны.
Правомерно ли на основании вышеуказанных документов отнесение в расходы, учитываемых в целях налогообложения прибыли, приобретенных противогазов и другого имущества гражданской обороны?
Статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее по тексту федеральный закон N 28-ФЗ) предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Обязанности организаций по созданию в рамках мероприятий по гражданской обороне необходимых запасов материально-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций конкретизированы и в иных федеральных законах, принятых позднее.
Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит, в частности, финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. е) и ж) указанной статьи).
В соответствии с указанным законом Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 г. N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 3 указанного Порядка определено, что наряду с федеральным резервом материальных ресурсов, резервами материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, местных резервов материальных ресурсов создаваемых решениями указанных органов власти, решением администраций предприятий, учреждений и организаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов.
Согласно п. 7 рассматриваемого порядка финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту МЧС России), утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868, указанное министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (п. 2 Положения).
В рамках указанных полномочий МЧС России приказом от 21.12.2005 г. утвердило Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. 25 Положения организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Пунктом 26 Положения установлено, что предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использованию СИЗ из запасов (резервов) организаций могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются документально подтвержденные, экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из представленной служебной записки "О приобретении индивидуальных средств защиты" в соответствии с п. 26 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты помощником генерального директора по спецработе составлен расчет потребности Общества в СИЗ и их стоимости.
При этом расходы на создание резерва производятся в связи с деятельностью Общества по реализации газа, направленной на получение дохода. Их размер, по сути, обусловлен величиной потенциальной опасности данной деятельности.
Таким образом, рассматриваемые расходы на гражданскую оборону в виде расходов на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций обусловлены требованиями законодательства (при этом законодательством не предусмотрено компенсации указанных расходов), их сумма определена в установленном порядке, что подтверждает их экономическую обоснованность и производятся в связи с деятельностью, направленной на получение дохода. Соответственно, при условии надлежащего документального подтверждения указанные расходы могут быть учтены в целях налогообложения по налогу на прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Изложенная позиция подтверждается официальными разъяснениями Минфина РФ*(1), согласно которым расходы организации на гражданскую оборону, при наличии обязанности их несения в соответствии с требованиями законодательства, не подлежащие возмещению из бюджета, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вывод
Организация вправе на основании представленных документов, при условии документального подтверждения понесенных расходов, учесть рассматриваемые расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях исчисления налога на прибыль.
15 июня 2007 г.
ООО "Аудит-новые технологии", июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма Минфина РФ от 14.11.2006 г. N 03-03-04/1/757 и от 17.03.2006 г. N 03-03-04/1/252.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.