г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А26-8/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Долониной С.И.
при участии:
от истца: Тельтевской Ю.А. (доверенность от 05.07.2011 г.., паспорт), Швец И.Н. (доверенность б/н от 19.12.2009 г.., паспорт) от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15834/2011) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2011 г.. по делу N А26-8/2011 (судья Мельник А.В.), принятое
по иску ООО "Коэнсаари"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
об уменьшении размера арендных платежей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коэнсаари" (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, Ленинградское шоссе, дом 51б, ИНН 1012004241, далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (ИНН 1071001000828, далее - ответчик, Министерство) об уменьшении размера арендных платежей подлежащих уплате ООО "Коэнсаари" за 2007 и 2008 годы на основании договора аренды лесного участка N 1 от 13.09.2007 до 356 160 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2011 г.. по делу N А26-8/2011 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Министерством подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что спор между теми же сторонами о том же предмете и тем же основаниям был предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А26-12781/2009. Полагает, что отсутствие лесного плана и лесохозяйственного регламента в 2007 не является нарушением договора аренды арендодателем в силу ст. 14 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", которая указывает на необходимость применения материалов лесоустройства до 01.01.2009.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что в период 2007-2008 ООО "Коэнсаари" не мог осуществлять рекреационную деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также проведение лесохозяйственных мероприятий по благоустройству лесного участка, поскольку не был утвержден лесохозяйственный регламент Сортавальского лесничества, документ, на основании которого истцом мог быть подготовлен проект освоения лесов.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчик в судебное заседание не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела, 13.09.2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель), правопреемником которого является Министерство лесного комплекса Республики Карелия, и ООО "Коэнсаари" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1 и таким образом переоформлен договор аренды лесного участка от 12.02.2004 года.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 19.12.2003 года N 40 и на основании договора аренды участка лесного фонда от 12.02.2004 года (дата государственной регистрации 26.03.2004 года N 10-01/07-4/2004-110) обязуется передать, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Указанный договор аренды зарегистрирован 28.10.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия в установленном законом порядке (номер регистрации 10-10-07/012/2007-373).
В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок площадью 275,6 га передаваемый в аренду по настоящему договору, имеет следующие основные характеристики: местонахождение: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, ГУ "Лахденпохский лесхоз", Куркиекское лесничество, квартал 74, выдела 1-19 (о Койонсари).
Согласно пунктом 1.3 договора лесной участок предоставлен арендатору для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на общей площади 275,6 га.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы устанавливается в расчете за 1 га, с учетом вида использования лесов, размера участка, действующих ставок лесных податей за данный вид использования лесов, повышающего конкурсного коэффициента в размере 2,0, установленного конкурсной комиссией.
Пунктами 3.3, 3.4 договора предусмотрено, что арендатор перечисляет арендную плату в соответствии с приложением N 4 в определенные договором сроки и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. При этом арендная плата должна быть внесена за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.5 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на невозможность осуществить рекреационную деятельность (организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) в 2007 и 2008, Общество обратилось в арбитражный суд требованием об уменьшении размера арендной платы до 356160 руб. 12 коп. - размера земельного налога.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, придя к выводу об их обоснованности.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 ГК РФ, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В качестве предусмотренных данной нормой оснований Общество сослалось на отсутствие лесного плана Республики Карелия, лесохозяйственного регламента лесничества, без которых невозможно составить проект освоения лесного участка и подать лесную декларации, являющуюся основанием для лесопользования, а также на отказ уполномоченных органов выдать лесорубочные билеты на весь установленный объем лесопользования.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Лесной план Республики Карелия и соответствующий лесохозяйственный регламент фактически утверждены в декабре 2008 года. В результате этого арендатор, применительно к нормам Лесного кодекса Российской Федерации и иных локальных нормативных актов, не мог в полной мере приступить к разработке проекта освоения лесов, что препятствовало ему своевременно подать лесную декларацию.
В связи с отсутствием реальной возможности освоить осуществлять рекреационную деятельность в 2007-2008, Общество вправе требовать уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
Суд апелляционной инстанции в рамках дела N А26-12781/2009 установил, что лесной план Республики Карелия и соответствующий лесохозяйственный регламент фактически утверждены в декабре 2008 года. В результате этого арендатор, применительно к нормам Лесного кодекса Российской Федерации и иных локальных нормативных актов не имело возможности осуществить законное лесопользование в 2008 году.
Поскольку в связи с этим условия пользования арендатором арендованного имущества в 2008 году ухудшены, ООО "Коэнсаари" вправе требовать уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о возможности применения существовавших материалов лесоустройства до 01.01.2009, обоснованно отклонен судом, поскольку Лесным кодексом РФ были установлены иные нормы отведения лесов у водных объектов.
Также судом первой инстанции обоснованно не принят довод ответчика о том, что спор между теми же сторонами о том же предмете и тем же основаниям был предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А26-12781/2009. В указанном деле Общество заявило об уменьшении арендной платы до 100000 руб., а затем в порядке ст. 49 АПК РФ изменило свои требования просило об уменьшении арендной платы до 0 руб., то есть фактически просило суд освободить его ее уплаты.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2011 г.. по делу N А26-8/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8/2011
Истец: ООО "Коэнсаари"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия