г. Самара |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А55-13243/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Игнатенко Т.В., доверенность от 07.09.2011 г. N 1459,
от ответчика - Найдовский П.Е., доверенность от 24.12.2010 г. N 12-7270,
от третьего лица - Бабаев М.К., доверенность от 20.10.2011 г. N 147,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2011 года по делу N А55-13243/2011 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по управлению имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения, выразившегося в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - земельный участок, кадастровый номер 63:01:04060002:577, площадью 34913,40 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара. Куйбышевский район, кладбище "Песчаная Глинка"; об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - земельный участок, кадастровый номер 63:01:04060002:577, площадью 34913.40 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кладбище "Песчаная Глинка".
Решением суда первой инстанции от 22 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - Муниципальное предприятие городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" (далее - МП г.о. Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг"), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22.11.2010 г. Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый номер 63:01:04060002:577, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кладбище "Песчаная Глинка" (л.д. 27).
01.04.2010 г. Управление Росреестра по Самарской области сообщением N 01/424/2010-142 отказало заявителю в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (л.д. 7-8).
Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию заявления, содержащего указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, что противоречит постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404, а также решения о создании места захоронения на земельном участке, право собственности на который заявитель просил зарегистрировать.
Считая отказ незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень).
Согласно п. 1 Перечня в заявлении о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, указывается нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Как следует из материалов дела правоустанавливающих документов, Департамент в заявлении от 22.11.2010 г. просил зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок на п. 4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закона N 131-ФЗ), согласно которому в собственности поселений могут находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается что по состоянию на 22.11.2010 г. права на спорный земельный участок не зарегистрированы; данный участок фактически занят и используется под общественное место захоронения - кладбище "Песчаная Глинка".
Пунктом 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания отнесения земельных участков к муниципальной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю предусмотрены п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно указанной норме к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Пунктом 23 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг, и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Исходя из системного толкования вышеназванным норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о необходимости представлением решения о создании места захоронения на земельный участок обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 15, ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются; места для погребения должны соответствовать этическим, санитарным и экологическим требованиям.
Постановлением главы города Самары от 19.05.2006 г. N 1197 был утвержден проект границ земельных участков, расположенных в Куйбышевском районе, занимаемых кладбищем "Песчаная Глинка", в том числе площадью 34913,40 кв.м. (л.д. 9).
Департаментом в материалы дела представлено постановление главы города Самары от 07.04.1997 г. N 469 о передаче кладбища в районе пос. Песчаная Глинка Куйбышевского района г. Самары в ведение третьего лица (л.д. 61).
Поскольку кладбище "Песчаная Глинка" фактически сложилось задолго до принятия Федерального Закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ ФЗ "О погребении и похоронном деле", а постановлением от 19.05.2006 г. N 1197 были утверждены проекты границ ранее созданного и фактически существующего кладбища, ссылка Управления Росреестра по Самарской области на необходимость предоставления решения о создании места погребения является необоснованной.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем был представлен на государственную регистрацию полный пакет документов в соответствии со статьями 17, 18 Закона о регистрации, и правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области незаконным.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2011 года по делу N А55-13243/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13243/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Муниципальное предприятие "Спецкомбинат ритуальных услуг"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13007/11