г. Самара |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А55-9013/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель Филюк Е.В., доверенность от 29.12.2010 г. N 339 (до перерыва);
от заявителя апелляционной жалобы ОАО "Самарский кирпич":
- представитель Спекторов М.Г., доверенность от 12.01.2011 г.;
- представитель Багрова Л.А., доверенность от 12.12.2011 г. (до перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 года в зале N 6 дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, и открытого акционерного общества "Самарский кирпич", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 сентября 2011 года, принятое по делу NА55-9013/2011 судьей Шабановым А.Н.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН: 6315800964, ОГРН: 1066315051824), г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Самарский кирпич" (ИНН: 6316089126, ОГРН: 1046300550262), г. Самара,
о взыскании 239 630 руб. 32 коп.,
УСТАНОВИЛ
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ОАО "Самарский кирпич" о взыскании 239 630 руб. 32 коп., в том числе: задолженность по арендной плате за период с 01.01.2007 по 28.12.2009 в сумме 184282 руб. 84 коп., пени за период с 01.01.2007 по 28.12.2009 в сумме 55347 руб. 48 коп., на основании договора от 16.07.2002 N 524-2002/07.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 сентября 2011 года по делу N А55-9013/2011 С ОАО "Самарский кирпич", в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области, взыскан долг в сумме 45 108руб. 32коп. и в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб.. 00 коп.. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Самарский кирпич" и Министерство имущественных отношений Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых считают принятое решение незаконным и необоснованным.
При этом в жалобе заявитель ОАО "Самарский кирпич" полагает, что в иске должно быть отказано, поскольку решениями судов установлено, что умышленные виновные действия истца лишали ответчика быть плательщиком земельного налога в доход государства.
При этом в жалобе заявитель Министерство имущественных отношений Самарской области полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены в полном объеме поскольку взыскивая сумма, рассчитанную исходя из ставки земельного налога, суд вышел за рамки исковых требований министерства.
В судебном заседании 13.12.2011 г.. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.12.2011 г.. до 14 часов 10 минут, и до 20.12.2011 г.. до 16 часов 50 минут после чего судебное заседание продолжено.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представители ОАО "Самарский кирпич" и Министерства имущественных отношений Самарской области свои апелляционные жалобы поддержали, решение суда считают незаконным и необоснованным, просили его отменить по основаниям, изложенным в своих апелляционных жалобах.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области и ОАО "Самарское производство селикатного кирпича" подписан договор аренды земельного участка от 16.07.2002 N 524-2002/07 с кадастровым номером 63:01:06 16 02:0307 (039) площадью 745,40 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1 для производственной базы, на срок с 01.01.2002 по 01.01.2007.
В 2003 году в соответствии с разделительным балансом предприятия, недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. ул.Соколова, 1, перешло на баланс к ОАО "Самарский кирпич", созданного 14.01.2004 путем выделения из ОАО "Самарское производство силикатного кирпича" (протокол внеочередного общего собрания акционеров АО "Самарское производство силикатного кирпича" от 11.11.2003).
ОАО "Самарский кирпич" является собственником 31 объекта недвижимости, расположенных на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия Б - АБ N 156336, N 156335, N 156334, N 156333, N 156332, N 156331, N 156330, N 156329, N 56328, N 156327, N 156326, N 156249, N 156348, N 156247, N 156246, N 156245, N 156244, N 156243, N 156242, N 156241, N 156239, N 156238, N 156237, N 156236, N 156235, N 156234, N 1323, N 56231, N 56230, N 56229, N 56228, выданными УЮ "Самарская областная регистрационная палата".
Сведения о праве собственности ООО "Самарский кирпич" на вышеуказанные объекты недвижимости были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период с 27.05.2004 по 31.05.2004.
Протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Самарский кирпич" от 13.12.2004 принято решение об одобрении покупки земельных участков, расположенных по адресу: г.Самара, Октябрьский район, у.Соколова, участок 1, площадью 26 741,70 кв.м. (договор аренды N 023723з) и 745,40 кв.м. (договор аренды N 023725з).
Между истцом и ответчиком подписан договор купли-продажи земельного участка (с учетом дополнительного соглашения от 15.12.2009 к договору) с кадастровым номером 63:01:06 12 002:0005 расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, 1 площадью 745,40 кв.м.
Согласно кадастровому плану спорного земельного участка, на данном земельном участке расположены все объекты недвижимости, ранее переданные ответчику по разделительному балансу от ОАО "Самарское производство селикатного кирпича".
Согласно выпиской из ЕГРП от 13.10.2010 N 01/168/2010-779 за ответчиком 29.12.2009 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:06 12 002:0005.
Из материалов дела, установлено, что после осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости ответчик в июле и августе 2005 года обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области с заявлением на приватизацию земельного участка. Однако 22.12.2005 ответчику было отказано в приватизации земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2006 по делу N А55-2203/2006-53, вступившим в законную силу, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, выразившееся в отказе приватизации земельного участка, признаны судом незаконными и уполномоченный орган обязан был принять решение о приватизации земельного участка. Определением Арбитражного суда Самарской области по тому же делу от 15.06.2007 произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области по его правопреемника Министерство имущественных отношений Самарской области.
После повторного направления ответчиком заявления о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством в адрес Министерства имущественных отношений Самарский области (09.08.2007), Министерством имущественных отношений Самарской области 10.10.2007 изданы приказы: N 1352 о предоставлении ОАО "Самарский кирпич" в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 745,4 кв.м. с кадастровым номером 63: 01: 0612002:0005.; N1353 которыми предоставлен ОАО "Самарский кирпич" в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 26741, 7 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612001:0001. Истцом в адрес ОАО "Самарский кирпич" 12.12.2007 были направлены договора купли - продажи без даты: на земельный участок площадью 26741,7 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06l200l:0001, в соответствии с пунктом 2.1. которого была установлена цена данного земельного участка в сумме 11921754 руб. 00 коп.; на земельный участок площадью 745,40 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612002:0005, в соответствии с пунктом 2.1. которого была установлена цена данного земельного участка в сумме 383973 руб. 00 коп.
Не согласившись со стоимостью, указанной в пунктах 2.1. обоих договоров 20.12.2007 ОАО "Самарский кирпич" направило письмо, в котором просило разъяснить основание определения цены.
Письмом от 27.12.2007 Министерство имущественных отношений сообщило, что цена земельных участков была определена исходя из 12 кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, так как в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отчуждение ОАО "Самарский кирпич" объектов недвижимости из государственной собственности.
26.01.2008 в адрес ОАО "Самарский кирпич" поступило письмо Министерства имущественных отношений от 21.01.2008, о возврате ранее направленных договоров купли-продажи земельных участков, в связи с тем, что с 1 января 2008 года в платёжных реквизитах для перечисления денежных средств изменился код бюджетной классификации и ОКАТО. Указанные выше договора 19.02.2008 были возвращены в Министерство имущественных отношений Самарской области. Несмотря на многочисленные запросы ответчика, в адрес ОАО "Самарский кирпич" не поступили проекты договоров купли-продажи земельных участков, в том числе участка, расположенного по адресу: г. Самара, по ул. Соколова 1, площадью 745,4 кв.м. с кадастровым номером 63: 01: 0612002:0005.
Посчитав данное бездействие незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия на приобретение в собственность в установленном законом порядке земельных участков под принадлежащим на праве собственности объектами недвижимости, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2009 по делу N А55-5806/2008. Данным решением признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в не направлении ОАО "Самарский кирпич" в установленный срок проектов договоров купли-продажи земельных участков по адресу: г. Самара, ул. Соколова,1 с предложением их заключения на земельный участок площадью 26741,7 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612001:0001 и на земельный участок площадью 745,40 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0612002:0005. Министерство имущественных отношений Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самарский кирпич" путем направления в предусмотренный законодательством срок проектов договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков, находящихся по адресу: г. Самара, ул. Соколова дом 1 с предложением их заключения.
Истец, ссылаясь на ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что за период с 01.01.2007 по 28.12.2009 за ответчиком числится задолженность по арендной плате в сумме 184282 руб. 55 коп., а также пени в сумме 55347 руб. 48 коп., что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции учитывая указанные выше обстоятельства и придя к выводу о том, что размер неосновательного обогащения необходимо рассчитывать исходя из ставки земельного налога, а не из размера арендной платы, как указывает истец, не учел следующее.
Взыскивая сумму неосновательного обогащения, рассчитанную исходя из ставки земельного налога, суд первой инстанции вышел за рамки заявленных исковых требований. Данных требований истец не заявлял, уточнений иска также не было.
При этом, анализ указанных выше судебных актов позволяет сделать вывод о том, что незаконное бездействие в спорный период заявленный к взысканию со стороны истца, установленное вступившими в законную силу судебными актами, по предоставлению земельного участка препятствовало реализации ответчиком исключительного права на приватизацию земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие реализации права на приобретение статуса плательщика земельного налога и уплату земельного налога.
Поскольку указанными выше вступившими в законную силу решениями судов была установлена противоправность действий истца в части отказа в предоставлении ответчику в собственность земельного участка в спорный период, возложение на ответчика обязанность по оплате неосновательного обогащения в связи с пользованием земельным участком за спорный период признается судом апелляционной инстанции необоснованным. (Данный вывод подтверждается Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 22.09.2011 г.. по делу N А65-21562/2010).
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельства дела, и в силу п. 3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Самарской области от 20 сентября 2011 года по делу N А55-9013/2011 подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на истца.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 сентября 2011 года по делу N А55-9013/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, отказать.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН: 6315800964, ОГРН: 1066315051824), г. Самара, в пользу открытого акционерного общества "Самарский кирпич" (ИНН: 6316089126, ОГРН: 1046300550262), г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9013/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ОАО "Самарский кирпич"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12353/11