г. Саратов |
|
13 января 2012 г. |
Дело N А12-13981/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДиамантФуд" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2011 года по делу N А12-13981/2011 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДиамантФуд" (г. Волгоград)
к комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ДиамантФуд" (далее - ООО "ДиамантФуд", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее - Облкомприрода, административный орган) от 26.07.2011 N 40/964-07-11 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с вынесенным решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 40 94577 1, N 410031 40 94576 4, N 410031 41 92762 2, N 410031 41 92762 2, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 41 92761 5. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24 ноября 2011 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.06.2011 N 1429 (т.1 л.д.35) Облкомприрода проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "ДиамантФуд" требований законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, по обращению с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что ООО "ДиамантФуд" на основании договора от 06.07.2010 N ДАНОТЦ2-0054, заключенного с ООО "Новая Жизнь" арендует нежилое помещение общей площадью 521,7 кв.м, расположенное на втором этаже здания ТРК "ДиамантФуд" по адресу: г. Волгоград, пл. Дзержинского, д. 1Б.
При осуществлении деятельности ООО "ДиамантФуд" при эксплуатации вышеуказанного помещения образуются следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак код по ФККО 3533010013011, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код по ФККО 1871030001005, отходы упаковочного картона незагрязнённые - код по ФККО 1871020201005, прочие отходы бумаги незагрязнённые 5 класса опасности - код по ФККО 187990101005, электрические лампы накаливания отработанные и брак - код по ФККО 9231010001995, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4-го класса опасности - код по ФККО 9120040001004 и другие виды отходов. Таким образом, в ООО "ДиамантФуд" образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности.
Учёт образовавшихся и переданных для размещения отходов в ООО "ДиамантФуд" осуществляется по актам выполненных работ на услуги по вывозу мусора и размещение ТБО. В соответствии с представленными документами в 2010 году организацией размещено на полигоне ТБО - 411, 69 куб.м отходов. На демеркуризацию отработанных ртутьсодержащих люминесцентных трубок заключен договор от 01.01.2011 с ИП Евсеенко А.А. Размещение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО "ДиамантФуд" осуществляется по дополнительному соглашению N 3 к договору аренды от 06.07.2010 NДАНОТЦ - 0054, заключенному с ООО "Новая жизнь". ООО "Новая жизнь" заключен договор от 01.08.2010 NСВзТЦ2-003 с ООО "ЖКХ-Сервис" о возмещении затрат, предоставленных услуг. ООО "ЖКХ-Сервис" осуществляет вывоз и размещение отходов по договору от 01.12.2009 N 6569/10 на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, заключенному со специализированной организацией ООО "ЭкоМастер".
На момент проверки паспорта на отходы 1 - 4 классов опасности заявителем не разработаны и не согласованы с территориальным управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, свидетельства о классах опасности образующихся отходов отсутствуют, не представлена отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, не издан приказ о назначении лица, допущенного к работе с отходами, не проведена профессиональная подготовка лица, допущенного к работе с отходами 1-4 класса в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Данные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем частей 2, 3 статьи 14, статьи 15, части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", а также приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов".
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 19.07.2011 N 40/447-07-11 (т.1 л.д.30-31).
21 июля 2011 года Облкомприродой в присутствии законного представителя ООО "ДиамантФуд" составлен протокол об административном правонарушении N 40/964-07-11, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.27-28).
26 июля 2011 года административным органом вынесено постановление N 40/96407-11 о привлечении ООО "ДиамантФуд" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб. (т.1 л.д.38-39). О месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.28).
Заявитель не согласился с указанным постановлением и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о наличии в действиях ООО "ДиамантФуд" состава правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд указал, что административным органом доказана вина заявителя во вменённом правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Заявитель полагает, что административный орган незаконно привлёк его к ответственности по статье 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что ООО "ДиамантФуд" не занимается специализированной деятельностью по размещению отходов, и, следовательно, не является субъектом вменённого правонарушения.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о несостоятельности данного довода, поскольку ООО "ДиамантФуд" не имеет статуса специализированной организации по обращению с отходами производства и потребления, а возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена именно статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает, что отсутствие паспортов на отходы 1 - 4 классов опасности является достаточным основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1 - 4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы 1 - 4 классов опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 - 4 классов опасности.
Лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности (статья 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Статьёй 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключённым с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчёту платы и её внесению).
На ООО "ДиамантФуд" в силу прямого указания закона возложена обязанность по разработке паспортов на отходы 1 - 4 классов опасности, что организацией выполнено не было.
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "ДиамантФуд" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства по обращению с отходами производства и потребления. Доказательств обратного не представлено. Поэтому с учётом требований статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк ООО "ДиамантФуд" к ответственности. Мера наказания соразмерна совершённому деянию.
Совершение вменённого административным органом правонарушения подтверждено собранными по делу доказательствами, процедура привлечения заявителя к административной ответственности комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области соблюдена.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении материалов административного дела в отсутствие законного представителя заявителя, не извещённого надлежащим образом, поскольку они опровергаются материалами дела (т.1 л.д.27-28).
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что поскольку ведение учёта отходов не может быть отнесено к соблюдению экологических требований, нарушение нормы статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению апелляционной коллегии, указанные доводы ООО "ДиамантФуд" не влияют на вывод судов о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку кроме непредставления отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, административным органом установлены и другие нарушения (в том числе, отсутствие паспортов на отходы 1 - 4 классов опасности), которые образуют вменённый состав.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, не выявлено, апелляционная коллегия считает, что отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных ООО "ДиамантФуд" требований правомерен.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 26.07.2011 N 40/964-07-11.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2011 года по делу N А12-13981/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций установлено, что ООО "ДиамантФуд" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства по обращению с отходами производства и потребления. Доказательств обратного не представлено. Поэтому с учётом требований статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк ООО "ДиамантФуд" к ответственности. Мера наказания соразмерна совершённому деянию.
...
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что поскольку ведение учёта отходов не может быть отнесено к соблюдению экологических требований, нарушение нормы статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению апелляционной коллегии, указанные доводы ООО "ДиамантФуд" не влияют на вывод судов о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку кроме непредставления отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, административным органом установлены и другие нарушения (в том числе, отсутствие паспортов на отходы 1 - 4 классов опасности), которые образуют вменённый состав.
...
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 26.07.2011 N 40/964-07-11."
Номер дела в первой инстанции: А12-13981/2011
Истец: ООО "ДиамантФуд"
Ответчик: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (Облкомприрода)
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8509/11