Гражданско-правовой аспект проекта нотариального документа
Иностранные специалисты придают важное значение составлению проекта нотариального документа, полагая, что он представляет собой исходную точку переговоров*(1). Действительно, представленный проект позволяет соответствующим лицам задуматься о конкретном исполнении документа после его удостоверения нотариусом. Независимая фигура нотариуса облегчает процесс нахождения компромисса и способствует наиболее полному урегулированию всех вопросов. Нотариат в этом случае наиболее явно выполняет функцию предупредительного правосудия.
Процедура составления проекта нотариального документа имеет множество нерешенных законодателем вопросов. Например, некоторые правоприменители считают, что нотариус, в случае составления проекта сделки, обязан проверять дееспособность предполагаемых участников нотариального действия. Так, судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ было указано на невыполнение нотариусом при составлении проекта доверенности обязанности по установлению дееспособности физического лица*(2).
На первый взгляд данное утверждение не соответствует требованиям ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы), в соответствии с которой нотариус выясняет дееспособность физических лиц и правоспособность юридических лиц при удостоверении сделок, а также ст.ст. 35, 36 Основ, предусматривающих перечень нотариальных действий, совершаемых частными и государственными нотариусами. В указанный перечень составление проекта нотариального документа не входит.
Вместе с тем ст. 15 Основ предусмотрено право нотариуса составлять проекты нотариальных документов. Указанному праву сопутствуют правомерные требования субъектов гражданских правоотношений к нотариусу о составлении проекта.
Казалось бы, какое значение имеет установление нотариусом личности граждан, определение их дееспособности и выяснение правоспособности юридического лица при составлении проекта нотариального документа? Ведь, как правило, нотариальное действие совершается нотариусом практически сразу же после ознакомления участвующих лиц с его проектом и достижения между ними согласия. Однако на практике встречаются случаи, приведенный выше пример тому доказательство, что проект нотариального документа может использоваться заинтересованными лицами самостоятельно в корыстных и иных целях.
Полагаю, что граждане имеют право обратиться к нотариусу только за составлением проекта нотариального документа, с тем чтобы получить возможность еще раз обсудить с близкими людьми последствия совершаемого нотариального действия.
В нотариальной практике возникают вопросы, связанные с удостоверением завещаний. Как правило, нотариус приезжает на дом к завещателю с уже изготовленным проектом завещания. Формально такое положение не противоречит установленному в ст. 1125 ГК РФ правилу о том, что нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. Нотариус пояснит, что документ завещателем был прочитан, нотариусом разъяснялись последствия совершаемого нотариального действия. То есть если бы представленное завещание не соответствовало действительным намерениям завещателя, он бы его не подписал. Один из судов правильно указал, что завещатель, находившись в болезненном состоянии, не мог осмысленно выразить свою волю по распоряжению имуществом, поэтому и подписал представленное нотариусом завещание*(3).
Дореволюционное законодательство России о нотариате предусматривало большую детализацию удостоверения нотариусом завещания. Нотариус устанавливал личность наследодателя. Затем нотариусом или завещателем составлялся проект завещания. Указанный проект завещатель обязан был прочитать. При получении соответствующего согласия завещателя проект вносился в актовую книгу и еще раз прочитывался при свидетелях*(4).
Изложенное выше свидетельствует о необходимости включения в перечень основных нотариальных действий составление нотариусом проекта документа и внесение соответствующих дополнений в приказ Министра юстиции РФ N 99 от 10.04.2002 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".
Полагаю также необходимым внести дополнения в ст. 1125 ГК РФ в части указания требования обязательности составления завещателем либо нотариусом в присутствии завещателя проекта завещания, а также удостоверение его нотариусом и внесение записи в реестр для регистрации нотариальных действий. После чего нотариус по просьбе завещателя вносит текст проекта завещания на бланк нотариального документа, либо завещателю дается возможность подумать о возможных последствиях в случае придания завещанию юридической силы.
Завещания, по невозможности непосредственного установления воли завещателя, являются наиболее оспариваемыми сделками. Проект завещания будет служить дополнительным доказательством намерений завещателя.
О.М. Сычев,
юрисконсульт нотариальной палаты Краснодарского края
"Российская юстиция", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Лоренц Бюлов, Аня Капфер, Вольфрам Шнеевайс. Техника ведения переговоров нотариусами: практическое пособие // Волтерс Клувер. 2005.
*(2) Определение N 55-Д04-5 от 14.12.2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 9.
*(3) Решение Тарусского районного суда Калужской области по делу N 2-19/2003 // Архив Тарусского районного суда Калужской области. 2003.
*(4) Мартынов Н. Положение о нотариальной части, разъясненное и дополненное законодательными мотивами, кассационными решениями, позднейшими узаконениями и образцами актов и засвидетельствований. СПб, 1895.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданско-правовой аспект проекта нотариального документа
Автор
О.М. Сычев - юрисконсульт нотариальной палаты Краснодарского края
"Российская юстиция", 2007, N 7