город Воронеж |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А14-2683/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью селекционно-семеноводческого предприятия "Нива": Саурина Н.М., представителя по доверенности б/н от 16.06.2011;
от Департамента аграрной политики Воронежской области: Сорокина А.Е., начальника отдела организационно-правового обеспечения, доверенность N 01/1411 от 14.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью селекционно-семеноводческого предприятия "Нива" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2011 по делу N А14-2683/2011 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью селекционно-семеноводческого предприятия "Нива" (ОГРН 1033689000498) к Департаменту аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368) о признании незаконными действий по отказу в выдаче субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью селекционно-семеноводческое предприятие "Нива" (далее - ООО ССП "Нива") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента аграрной политики Воронежской области (далее - Департамент) по отказу в выдаче субсидии в сумме 4 123 949 руб. в 2010 году по необъективным обстоятельствам в нарушение Постановления Правительства Воронежской области N 927 от 03 ноября 2010 года.
Определением суда от 05.07.2011 на основании статей 41, 49 АПК РФ судом приняты к рассмотрению уточненные требования ООО ССП "Нива" к Департаменту аграрной политики Воронежской области о признании незаконными действий Департамента аграрной политики Воронежской области:
- по отказу в предоставлении ООО ССП "Нива" субсидий в сумме 793 060 рублей в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации на 2010 год, утвержденному постановлением правительства Воронежской области от 4 марта 2010 года N 153;
- по отказу в предоставлении ООО ССП "Нива" субсидий в сумме 18 305 рублей в соответствии с Порядком предоставления в 2010 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку племенного животноводства, овцеводства и за реализованное молоко, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 марта 2010 года N 138;
- по отказу в предоставлении ООО ССП "Нива" субсидий в сумме 747 708 рублей в соответствии с Порядком предоставления субсидий в целях оказания финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи и гибели посевов озимых культур в 2010 году, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 13 августа 2010 года N 667 и в соответствии с Порядком предоставления субсидий в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным организациям, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, пострадавшими в результате засухи и гибели посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году, на поддержку отрасли растениеводства, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 18 августа 2010 года N 693;
- по отказу ООО ССП "Нива" в предоставлении субсидий в сумме 1 327 313,43 рублей в соответствии с Порядком предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденному постановлением правительства Воронежской области от 17 марта 2010 года N 192;
- по отказу ООО ССП "Нива" в предоставлении субсидий в сумме 1 449 245 рублей в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи и гибели посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 ноября 2010 года N 927.
Также заявитель просит обязать Департамент аграрной политики Воронежской области устранить допущенные им при обращении за получением субсидий нарушения законных прав и интересов ООО ССП "Нива".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2011 в удовлетворении требований Общества было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО ССП "Нива" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2011 по делу N А14-2683/2011. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При этом указывает, что все необходимые для получения субсидий документы заявителем были представлены в Департамент, а также проверены и приняты к рассмотрению сотрудниками последнего. Общество полагает, что несмотря на соблюдение установленного законом порядка, Департамент в нарушение пункта 5 Постановления Правительства Воронежской области от 04.03.2010 N 153 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 году субсидий сельхозтоваропроизводителям на поддержку отдельных отраслей растениеводства" не зарегистрировал и не рассмотрел заявление ООО ССП "Нива" в установленный десятидневный срок. Податель жалобы считает, что обязанность регистрации заявления и полученных документов возложена в данном случае на Департамент. Указывает, что в письме Департамента от 12.12.2010 N 01-12/788 отсутствует указание на то обстоятельство, что какие-либо конкретные заявления или документы не были им получены от Общества.
По мнению заявителя, содержание переписки между ООО ССП "Нива" и Департаментом, а также копии документов, представленных в материалы дела, свидетельствуют о том, что необходимые документы были своевременно представлены в Департамент.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя жалобы ее доводы поддержал, просил требования удовлетворить.
Представитель Департамента аграрной политики Воронежской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение не подлежащим отмене. Считает, что Департамент не совершал действий (бездействия), противоречащих нормативно-правовым актам, устанавливающим порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В поступивших во исполнение определений апелляционного суда пояснениях Департамент аграрной политики указывает, что представляемые получателями субсидий заявления и документы регистрируются сотрудниками уполномоченного органа в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью, а основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: непредставление, ненадлежащее оформление документов или несоответствие документов установленной форме. При этом ссылается на представление ООО ССП "Нива" документов только по субсидиям на поддержку племенного животноводства, овцеводства и за реализованное молоко, о чем имеется запись в журнале N 341 и N 342 от 04.05.2010, а также на предоставление Обществу субсидий по данному направлению. Департамент указывает, что документы для получения иных субсидий, отказ в выдаче которых оспаривается в рассматриваемом деле, от Общества в уполномоченный орган в 2010 году не поступали.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 01.12.2010 директор ООО ССП "Нива" В.Е.Колесников обратился к руководителю Департамента аграрной политики Воронежской области А.А.Спивакову с заявлением (исх. N 130) о выдаче субсидии в сумме 4 123 949 руб., в том числе:
1) за внесение минеральных удобрений в 2010 году - 793 060 руб.,
2) за молоко - 17 350 руб.,
3) за поддержку отрасли животноводства - 452 600 руб.,
4) на страхование яровых и технических культур 2010 года - 1 327 313,43 руб.,
5) за гибель в результате засухи посевов зерновых и технических культур - 1 533 625, 57 руб.,
для закупки ГСМ и запчастей, завершения вспашки зяби, организации ремонта сельскохозяйственной техники и успешного проведения зимовки скота. Указанное заявление поступило в Департамент 03.12.2010 и зарегистрировано за вх. N 5-1928.
Заявитель 13.12.2010 вновь обратился к руководителю Департамента с заявлением (исх. N 135) о предоставлении субсидий в сумме 4 123 949,43 руб. Данное заявление поступило в Департамент 17.12.2010 вх. N 5-2025.
В ответ на указанные заявления N 130 и N 135, Департамент аграрной политики Воронежской области 28.12.2010 направил Обществу письмо исх.N 01-12/4788, которым сообщил, что решение о предоставлении бюджетных средств принимается по итогам проверки курирующим специалистом отдела государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей документов на предмет соответствия требованиям нормативных актов, регулирующих соответствующие порядки реализации мер государственной поддержки. Также Департамент со ссылкой на статью 289 Бюджетного кодекса РФ указал, что заявителю необходимо представить сведения о принятых мерах по устранению нарушений (неправомерное получение и нецелевое использование средств федерального и областного бюджетов в общей сумме 5 027 771 руб.) и возврату неправомерно полученных ООО ССП "Нива" бюджетных средств в соответствии с представлением Департамента от 09.09.2010 N 01-12/3165.
Кроме того, заявителю разъяснено, что консультации о порядке предоставления средств государственной поддержки и перечне необходимых документов могут быть предоставлены специалистами отдела государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Расценив указанное сообщение как отказ в выдаче субсидий, посчитав его незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО ССП "Нива" обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт направления в Департамент заявителем в установленном законом порядке в ноябре 2010 года заявления о предоставлении субсидий с приложением соответствующих документов, а также доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия были совершены Департаментом аграрной политики и привели к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правильными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное наличие указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 названной статьи, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 БК РФ).
Как следует из содержания заявлений ООО ССП "Нива" N 130 от 01.12.2010, N 135 от 13.12.2010, поступивших в Департамент аграрной политики Воронежской области, заявитель в данных обращениях к уполномоченному органу просил выделить субсидии: за внесение минеральных удобрений в 2010 году; за молоко; за поддержку отрасли животноводства; за страхование яровых и технических культур 2010 года; а также за гибель в результате засухи посевов зерновых и технических культур.
Порядок предоставления указанных видов субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2010 году определен:
- постановлением Правительства Воронежской области от 04.03.2010 N 153 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 году субсидий сельхозтоваропроизводителям на поддержку отдельных отраслей растениеводства" вместе с "Порядком предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации на 2010 год" (далее - Постановление N 153) - за внесение минеральных удобрений в 2010 году;
- постановлением Правительства Воронежской области от 03.03.2010 N 138 "Об утверждении Порядка предоставления в 2010 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку племенного животноводства, овцеводства и за реализованное молоко" (далее - Постановление N 138) - за молоко, за поддержку отрасли животноводства;
- постановлением Правительства Воронежской обл. от 17.03.2010 N 192 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 году субсидий сельхозтоваропроизводителям, другим организациям агропромышленного комплекса на поддержку сельскохозяйственного производства" вместе с "Порядком предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений" - за страхование яровых и технических культур 2010 года;
- постановлением Правительства Воронежской области от 13.08.2010 N 667 "О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям"; - постановлением Правительства Воронежской области от 03.11.2010 N 927 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи и гибели посевов сельскохозяйственных культур в 2010 году"; - постановлением Правительства Воронежской области от 18.08.2010 N 693 "Об утверждении порядков предоставления субсидий в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, пострадавшим в результате засухи в 2010 году" - за гибель в результате засухи посевов зерновых и технических культур.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, претендующие на получение субсидии, до 1 декабря текущего года представляют в департамент аграрной политики Воронежской области заявление на предоставление из областного бюджета субсидии, форма которого разрабатывается и утверждается департаментом аграрной политики Воронежской области, с приложением необходимых документов.
Перечень документов, которые заявителю необходимо представить в Департамент аграрной политики для получения соответствующей субсидии, определен: пунктом 4 Постановления N 153 - "Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации на 2010 год", пунктом 4 Постановления 192 "Порядка предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", пунктами 5.1-5.6 Постановления N 138, пунктом 4 Постановления N 693).
При этом, по смыслу положений перечисленных нормативных актов Воронежской области, пакеты документов, подлежащих представлению, формируются с соответствующими заявлениями отдельно и предоставляются в Департамент.
В соответствии с пунктами 6,7 Постановления N 927, пунктами 6,7 Постановления N 153, пунктами 6,7 Постановления N 192, пунктом 10 Постановления N 138, Департамент аграрной политики Воронежской области регистрирует заявление на предоставление из областного бюджета субсидии в день поступления в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Департамента. Решение о включении в реестр получателей субсидий или отказе принимается Департаментом аграрной политики Воронежской области в течение 10 рабочих дней с момента регистрации.
После принятия решения департамент аграрной политики Воронежской области уведомляет заявителя о принятом решении в течение 5 календарных дней. Департамент аграрной политики Воронежской области формирует реестр получателей субсидии, представляет в департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области реестр получателей субсидии и распоряжение на перечисление средств на счета получателей субсидий. Субсидии перечисляются департаментом аграрной политики Воронежской области на расчетные счета получателей субсидий.
Оспаривая действия Департамента аграрной политики Воронежской области по отказу в выдаче субсидии в сумме 4 123 949 руб. в 2010 году, заявитель жалобы ссылается на представление уполномоченному органу всех необходимых для получения субсидий документов, а также на то, что документы были проверены и приняты к рассмотрению сотрудниками Департамента.
Согласно положениям части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении заявителем установленного приведенными выше нормативными актами порядка обращения в уполномоченный орган за получением субсидий. Так ООО ССП "Нива" ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представило заявлений с соответствующими пакетами документов по видам субсидий, содержащих отметки должностных лиц Департамента о принятии заявлений к рассмотрению.
Представленные заявителем в материалы дела копии документов: справки-расчеты на предоставление субсидий, справки о размерах посевных и погибших площадей сельскохозяйственных культур, акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате стихийного бедствия, отметок об их принятии Департаментом к рассмотрению не содержат.
Представленные Департаментом аграрной политики Воронежской области копии Журналов регистрации документов на предоставление в 2010 году субсидий: на ликвидацию последствий засухи и гибели посевов, на поддержку отраслей растениеводства и животноводства, на реализацию молока, на поддержку племенного животноводства и овцеводства также не содержат сведений о том, что ООО ССП "Нива" обращалось в Департамент с августа по ноябрь 2010 года с заявлениями о предоставлении соответствующих субсидий.
Материалы дела подтверждают лишь то, что ООО ССП "Нива" обращалось за субсидиями за реализованное молоко в сумме 16 268 рублей, которые были выплачены Обществу. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
При этом суд первой инстанции правомерно учел, что из содержания писем Общества N 130 от 01.12.2010 и N 135 от 13.12.2010, а также из ответа Департамента от 28.12.2010 на указанные письма не следует, что необходимые для получения субсидий документы были представлены Обществом в Департамент с соблюдением установленного законом порядка.
Напротив, указанным ответом от 28.12.2010 Департамент в том числе дал заявителю разъяснения о порядке предоставления документов для получения субсидий. В данном письме N 01-12/4788 также отсутствуют сведения об отказе в предоставлении субсидий, который может быть дан по результатам рассмотрения заявления о получении субсидий и соответствующих документов.
Довод заявителя о надлежащем представлении в Департамент документов, необходимых для получения субсидий, не нашел своего документального подтверждения при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Тот факт, что в более ранние периоды заявитель обращался за предоставлением субсидий и субсидии ему предоставлялись, однозначно не может свидетельствовать о соблюдении надлежащего порядка обращений за субсидиями, бездействие по непредоставлению которых оспаривается.
Таким образом, учитывая, что субсидии в их правовом смысле не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, а подлежат выплате только лишь при соблюдении установленных законом требований к их оформлению, апелляционный суд полагает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правомерным.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Доводы Общества отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на ООО ССП "Нива".
Общество за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей по квитанции и чеку-ордеру СБ0382/0382 от 05.10.2011. Поскольку по смыслу пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы организацией подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, госпошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная заявителем, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2011 по делу N А14-2683/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью селекционно-семеноводческому предприятию "Нива" справку на возврат из средств бюджета государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, уплаченной по квитанции и чеку-ордеру СБ0382/0382 от 05.10.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2683/2011
Истец: ООО селекционно-семеноводческого предприятия "Нива"
Ответчик: Департамент аграрной политики Воронежской обл.
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5825/11