г. Ессентуки |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А18-957/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКоммерц" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.10.2011 по делу N А18-957/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКоммерц" (ИНН 7446050700, ОГРН 1077446001830)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия (ИНН 0606013400, ОГРН 1040600284878)
о признании недействительным решения налогового органа (судья Цицкиев Б.У.),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройКоммерц": Яндиев С.М. по доверенности от 11.11.2011;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия: Дударов Р.Б. по доверенности от 16.12.2011, Медов Р.М. по доверенности от 16.12.2011,
УС Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКоммерц" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия (далее - ответчик, налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 13.05.2010 N 34 о привлечении к налоговой ответственности.
Заявление мотивировано тем, что общество осуществляло свою деятельность в Челябинской области, бухгалтерия находилась в г. Магнитогорске. Доставить бухгалтерские документы, обосновывающие заявленный обществом налоговый вычет в Республику Ингушетия за 10 дней не представлялось возможным. Большая часть документов были отправлены машиной, которая в пути сгорела, что подтверждается справкой пожарной службы. Для восстановления документов, в подтверждение законно обоснованных вычетов, налоговой инспекцией не было представлено время на восстановление документов. Вся имеющаяся документация в копиях налоговой инспекцией была представлена. Законность налоговых вычетов за период с 2007 по 2008 год систематически проверялась налоговой инспекцией Правобережного района г. Магнитогорск в ходе камеральных проверок. Налоговый орган не доказал неправильность исчисления налогоплательщиком НДС и не воспользовался правом, предусмотренным ст. 93.1 НК РФ, доначисленная сумма НДС является предположительной и не может быть признана достоверной (Т. 1 л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.10.2011 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и признать решение налоговой инспекции недействительным в полном объеме.
В судебном заседании 20.12.2011 представитель общества просил решение суда первой инстанции отменить, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представители налоговой инспекции просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослались на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и своевременности их уплаты.
По итогам проверки на основании акта от 15.04.2010 N 35 инспекцией принято решение от 13.05.2010 N 34 (далее - решение инспекции), которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5 259 643 рублей, пени в сумме 1 273 657 рублей, штраф, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 1 051 929 рублей, за непредставление сведений 24 150 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Основанием для принятия данного решения инспекции послужило непредставление обществом первичных документов, подтверждающих обоснованность применения право на заявленные вычеты по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно подпунктам 3, 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Это гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Статьей 166 НК РФ установлен порядок исчисления налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса, то есть налоговой базы, возникающей у налогоплательщика в результате реализации им товаров (работ, услуг) и не зависящей от налоговых вычетов, право на применение которых налогоплательщик имеет согласно статьям 171, 172 Кодекса.
В пункте 7 статьи 166 НК РФ законодатель предусмотрел возможность исчисления расчетным путем налога на добавленную стоимость, причитающегося к уплате по операциям, подлежащим налогообложению у налогоплательщика. Поскольку сумма налоговых вычетов не влияет на определение налоговой базы по указанному налогу положение пункта 7 названной статьи Кодекса в отношении налоговых вычетов не применимо.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166, на установленные статьей 171 налоговые вычеты. При этом, как следует из статьи 173 Кодекса, сумма налоговых вычетов, право на применение которых имеет налогоплательщик, влияет на сумму упомянутого налога, подлежащую уплате в бюджет. Неосновательное применение налоговых вычетов влечет занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, установленном Кодексом.
Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике. При этом исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода.
Следовательно, на обществе лежала обязанность представить в инспекцию документы, обосновывающие заявленный обществом налоговый вычет. При утрате в результате пожара первичных бухгалтерских документов такими документами могли служить копии счетов-фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами общества "СтройКоммерц" при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что налоговая инспекция обоснованно не приняла налоговые вычеты, поскольку общество документально не подтвердило факт на право налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, суд первой инстанции верно не нашел оснований для признания решения налоговой инспекции недействительным.
В судебном заседании 20.12.2011 суда апелляционной инстанции представителем общества были представлены следующие документы: сопроводительные письма СУ при МВД по Республике Ингушетия N 3/2120 от 28.12.2010 и N 3/2281 от 18.10.2011. Апелляционная инстанция всесторонне, полно и объективно изучив представлены доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.10.2011 по делу NА18-957/2011, так как не считает, что данные доказательства подтверждают обстоятельства, затрудняющие предоставление обществом документального обоснования права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.10.2011 по делу N А18-957/2011.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.10.2011 по делу N А18-957/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-957/2011
Истец: ООО "СтройКоммерц"
Ответчик: МИФНС N1 по РИ
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1703/12
21.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1082/12
23.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3573/11