г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А56-51031/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Сидорчука М.В. по доверенности от 19.09.2011, Лавринова А.Ю. по доверенности от 15.12.2011.
от ответчика: Ботвиньева Е.С. по доверенности от 17.05.2011 N 13.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21029/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2011 года по делу N А56-51031/2011 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Динекс Русь"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
о признании незаконным постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Динекс Русь" (188352, Ленинградская область, Гатчинский район, поселок Пудость, Промзона N 2 г. Гатчины, участок 2, ОГРН 1054700258403, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (191311, г.Санкт-Петербург, ул.Смольного, 3, далее - ТУ Росфиннадзора, административный орган) от 03.08.2011 N 41-11/185 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2011 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием вины общества во вменяемом ему правонарушении и наличием процессуальных нарушений, допущенных административным органом при привлечении общества к административной ответственности. Не согласившись с решением суда, ТУ Росфиннадзора направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильной оценкой обстоятельств дела. В апелляционной жалобе административный орган указал, что предпринятые обществом меры не являются достаточными, обеспечивающими своевременность возврата денежных средств. Податель жалобы считает, что материалами дела доказано событие и вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи с отсутствием своей вины в несвоевременном возврате денежных средств.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года установлено неполучение на расчетный счет ООО "Динекс Русь" валютной выручки по экспортной операции по контракту NГ\Р2_2007 от 01.04.2007, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 г.. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". По указанному факту налоговым органом 01.07.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 4705201104130012, из которого следует, что 01.04.2007 между ООО "Динекс Русь" и компанией "Динекс Латвия" (нерезидент) заключен контракт NГ\Р2_2007 на поставку в Латвию автозапчастей (далее - товар).
Согласно пункту 5.1. контракта платеж за поставляемый товар производится путем банковского перевода в Евро на счет ООО "Динекс Русь" в течение 45 календарных дней с даты отправки товара. 26.12.2008 на основании указанного контракта обществом в ЗАО "Данске Банк" оформлен паспорт сделки (ПС) N 08120005/3307/0000/1/0. В ходе исполнения обязательств по контракту обществом в августе 2010 осуществлена поставка партии товара по ГТД N 10210100/240810/0043979 (отметка таможни "выпуск разрешен" - 24.08.2010) на сумму 11 340, 00 Евро, с выставлением 16.08.2010 инвойса N1007440 на указанную сумму.
На момент составления протокола денежные средства на банковский счет общества не поступили. Указанное обстоятельство является нарушением обществом обязанности по получению в установленный срок на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, за что частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности материалы проверки и протокол об административном правонарушении переданы налоговым органом Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области. По итогам проверки представленных по запросу обществом документов (ведомости банковского контроля по ПС N 08120005/3307/0000/1/0, выписке по лицевому счету N40702978500001000409 от 28.06.2011, SWIFT- сообщению от 28.06.2011, мемориальному ордеру N937 от 28.06.2010) ТУ Росфиннадзора установлено, что денежные средства за спорную поставку товара в сумме 11 340, 00 Евро поступили на банковский счет общества 28.06.2011. За несвоевременное получение на свой банковский счет денежных средств 03.08.2011 должностным лицом ТУ Росфиннадзора с участием представителя общества вынесено постановление N41-11/185 о привлечении ООО "Динекс Русь" к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 975 071 руб. 65 коп.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. В силу статьи 25 Закона N173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлена административная ответственность, предусмотренная частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено и материалами административного дела подтверждается, что платеж за товар по ГТД N 10210100/240810/0043979 на сумму 11 340,00 Евро поступил с нарушением предусмотренного пунктом 5.1 контракта срока зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет общества. Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела. Данный факт общество не отрицает, однако полагает, что в совершении правонарушения отсутствует его вина, поскольку со своей стороны оно предприняло все меры для своевременного получения денежных средств по внешнеэкономическому контракту на свой банковский счет.
Судом первой инстанции согласился с позицией заявителя и пришел к выводу об отсутствии в действиях общества вины в совершении инкриминируемого правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Материалами дела подтверждается, что 18.03.2010 общество проинформировало нерезидента о негативных последствиях в виде административного взыскания, которое может произойти в случае незачисления валютной выручки на счет общества (т.1, л.д. 87). Между тем, 27.03.2010 от нерезидента получен ответ с отказом реализации предложений общества (т.1, л.д. 90). Стороны вели телефонные переговоры в целях разрешения сложившейся ситуации. Так 12.10.2010 в г. Елагва Латвия состоялись переговоры между генеральным директором ООО "Динекс Русь" Райвисом Забис и финансовым директором компании "Динекс Латвия" Романом Пьянковским с целью урегулирования сложившихся обстоятельств по исполнению экспортно-импортных контрактов N Л\Р1_2007 от 28.12.2006 и N Г/Р2_2007 от 01.04.2007. Из позиции нерезидента на переговорах следует, что основным фактором невозможности исполнения обязательств по оплате денежными средствами, является кризисная ситуация в экономике Латвии и наличие неплатежей в стране нерезидента. При этом, компания "Динекс Латвия" взяла на себя обязательства произвести оплату за полученные по контракту товары в феврале 2011 года (т.1, л.д. 174-175). 26.05.2011 общество в очередной раз обратилось с требованием о зачислении на свой счет по ранее выставленным инвойсам суммы в размере 277 622,88 Евро за отгруженные товары (т.1, л.д. 121). Материалами дела подтверждается, что общество своевременно направляло нерезиденту информацию о произведенных поставках в рамках контракта N Г/Р2_2007 от 01.04.2007 и соответственно возникших обязательствах по их оплате. В результате усилий общества полная оплата по контракту (в том числе и по спорной поставке) произведена нерезидентом 28.06.2011, то есть, на дату составления налоговым органом протокола об административном правонарушении валютные средства уже поступили на банковский счет общества.
В обоснование своих доводов общество также ссылается на то обстоятельство, что фактически задержка платежа была вызвана вынужденным отказом от расчетов с контрагентом путем взаимозачета, исключающего соблюдение требований валютного законодательства. Материалами административного дела подтверждается, что ООО "Динекс Русь" заключило договор с "Динекс Латвия" как на продажу (экспорт) товара N Г/Р 2_2007 от 01.04.2007, так и договор N Л/Р 1_2007 от 28.12.2006 на покупку (импорт) товара у компании "Динекс Латвия". В связи с экономическим кризисом сторонами велись переговоры о взаимозачетах, что подтверждается письмом компании "Динекс Латвия" от 27.03.2010, актом о проведении взаимозачета от 30.09.2010 и актом сверки расчетов на 30.09.2010 (т.1, л.д. 144, 145). Однако, несмотря на то, что расчеты путем взаимозачетов, допускаются как гражданским законодательством, так и договоренностью сторон, а в соответствии с положениями Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 год) стороны вправе устанавливать порядок расчетов, в том числе и изменением условий договора (ст. 23, п. 1 ст. 29 Конвенции), обществу было отказано в признании законности расчетов путем взаимозачета требований, что подтверждается перепиской Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области с обществом (решение о привлечении к ответственности N 21012 от 19.05.2011, л.д. 151-159). Таким образом, представленными заявителем документами подтверждается, что общество предприняло все зависящие от него меры по обеспечению исполнения обязательств по получению от контрагента валютной выручки за поставленный по контракту от 01.04.2007 NГ/Р_2007 товар. Эффективность данных мер подтверждается полным погашением образовавшейся у нерезидента задолженности на дату 28.06.2011. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15714/08 получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также, в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, поскольку представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований публичного порядка и обществом проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание публично-правовых последствий. Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку представитель (защитник) общества присутствовал как при составлении протокола об административном правонарушении 01.07.2011, так и при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении 03.08.2011, заявлял ходатайства, представлял пояснения и доказательства по делу. Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, общество в полной мере реализовало предоставленное ему законом право на защиту.
Вместе с тем ошибочный вывод суда о нарушении Управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности не привел к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда от 26.10.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2011 года по делу N А56-51031/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51031/2011
Истец: ООО "Динекс Русь"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21029/11