г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А26-4179/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Куписком А.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Кухалашвили И.Ю. по доверенности от 25.07.2011 N 01/17-Д (после перерыва представлена доверенность от 12.12.2011 N 01/25-Д
от ответчика (должника): Родионова А.А. по доверенности от 05.08.2011 N 1.4-23/50 (после перерыва не явился)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20241/2011) (заявление) Государственного учреждения "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.09.2011 по делу N А26-4179/2011 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску (заявлению) Государственного учреждения "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании недействительным решения
установил:
Государственное учреждение "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3, ОГРН 1021000511366) (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, дом 12А, ОГРН 1041000270024) (далее - налоговый орган, инспекция) N 4.5-25 от 31.01.2011 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 8 156,06 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2008 года, начисления пеней по НДС в размере 13 107,36 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 122 342 руб. за 4 квартал 2008 года.
Решением суда от 16.09.2011 заявление Учреждения оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при определении размера выручки от реализации в целях применения статьи 145 НК РФ налоговый орган неправомерно включил в сумму выручки авансовые платежи, полученные Учреждением в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Учреждение не отражало полученные авансовые платежи в составе выручки от реализации за ноябрь 2008 года, что подтверждается представленными заявителем документами бухгалтерского и налогового учета. Также заявитель считает, что при определении суммы, подлежащего уплате за декабрь 2008 налога на добавленную стоимость инспекция неправомерно не применила расчетную ставку (18/118).
В судебном заседании, состоявшемся 15.12.2011, представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель налогового органа просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
15.12.2011 в судебном заседании объявлен перерыв до 13 час. 50 мин 22.12.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителя Учреждения, который поддержал ранее изложенные доводы по жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления всех налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт N 4.6-339 от 28.12.2010.
Рассмотрев акт проверки и представленные Учреждением возражения, инспекция 31.01.2011 вынесла решение N 4.5-25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 234,40руб. за неуплату (неполную уплату) транспортного налога, в виде штрафа в размере 8 156руб. за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, в виде штрафа в размере 38,10руб. за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль и по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 25руб. Указанным решением Учреждению начислены пени по транспортному налогу в сумме 1 282,44руб., по НДС - 13 107,36руб., по налогу на прибыль - 192,37 руб. и предложено уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 4 219руб., по НДС в сумме 122 342руб. и по налогу на прибыль в сумме 2 164руб.
Основанием для доначисления Учреждению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, начисления пени и налоговых санкций послужил вывод инспекции о том, что начиная с 01.11.2008 Учреждение утратило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, поскольку сумма выручки от реализации, определенная в соответствии со статьями 153, 154 НК РФ с учетом авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров за сентябрь, октябрь, ноябрь 2008 года, составила в обшей сумме 2 047 248,98руб. Следовательно, за ноябрь 2008 года Учреждению следовало исчислить НДС в размере 96 815руб. с полученной выручки от реализации в общей сумме 537 860,38руб. Кроме того, налоговым органом установлено, что Учреждение неправомерно исчислило НДС за декабрь 2008 года с применением расчетной ставки 18/118, в связи с чем, сумма неисчисленного НДС составляет 31 695руб.
Решением Управления ФНС по Республике Карелия от 05.03.2011 N 07-08/02168 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Считая решение налогового органа от 31.01.2011 N 4.5-25 в оспариваемой части недействительным, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признав решение налогового органа в обжалуемой части соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, отказал Учреждению в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба Учреждения подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сумма выручки от реализации с учетом авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг) за сентябрь, октябрь, ноябрь составила 2 047 248,98 руб., в том числе за сентябрь 2008 года - 716 322,15 руб.; за октябрь 2008 года - 675 481,70 руб.; за ноябрь 2008 года - 655 445,13 руб.
Указанная сумма выручки за ноябрь 2008 года определена Инспекцией на основании счетов-фактур, выставленных Учреждением в ноябре 2008 года в адрес своих контрагентов на сумму 537 860,38 руб., что подтверждается реестром выставленных счетов-фактур за ноябрь 2008 года, выписками по лицевому счету Учреждения за 27.11.2008, платежным поручением N 472 от 21.11.2008 на сумму 7 769,75 руб. (плательщик ООО "Экотек-Росика"), платежным поручением N 287 от 19.11.2008 на сумму 109 815 руб. (плательщик Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов), сводом операций по расчетам с дебиторами по доходам (по счету 205) за ноябрь 2008 года, а также данными главной книги. При этом поступившие по платежным поручениям N 287 и N 472 суммы являются авансовыми платежами за услуги, оказанными в декабре 2008 года.
Суд первой инстанции признал правомерным включение налоговым органом при определении выручки от реализации авансовых платежей за ноябрь 2008 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
В случае, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение (пункт 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В то же время пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Учитывая изложенное, полученная предоплата за товар (авансовый платеж) реализацией товаров (работ, услуг) не является, поскольку не предполагает передачу на возмездной основе права собственности на товар (результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг).
Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541, согласно которому для определения правомерности применения освобождения в соответствии со ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от реализации всех операций. Исключение составляют суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ, а также суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Следовательно, полученные авансы не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) при расчете величины выручки от реализации в целях пункта 5 статьи 145 НК РФ.
Поскольку суммы предварительной оплаты по платежным поручениям N 472 от 21.11.2008 на сумму 7 769,75 руб. (плательщик ООО "Экотек-Росика"), и N 287 от 19.11.2008 на сумму 109 815 руб. (плательщик Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов) не подлежат включению в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), то является неправомерным вывод налогового органа о том, что Учреждение, утратившее начиная с ноября 2008 года, право на освобождение в соответствии со статьей 145 НК РФ, должно было исчислить НДС с полученной выручки. Кроме того, как следует из материалов дела, Учреждение не отражало полученные авансовые платежи в составе выручки за ноябрь 2008 года, что подтверждается документами бухгалтерского и налогового учета.
В силу изложенного выше решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС за ноябрь 2008 года, начисления соответствующих сумм пени и налоговых санкций, подлежит отмене.
В ходе проверки налоговым органом также установлено занижение налоговой базы при исчислении НДС за декабрь 2008 года на 176 083,49руб., ввиду того, что Учреждением НДС с суммы реализации в размере 1 154 325,12 руб. по счетам-фактурам, оформленным без НДС, исчислен с применением расчетной ставки 18/118.
Инспекцией установлено, что в декабре 2008 года Учреждение выставляло счета-фактуры в адрес контрагентов без НДС.
В связи с утратой Учреждением с декабря 2008 года права на освобождение в соответствии со статьей 145 НК РФ Учреждение должно было выставить контрагентам измененные счета-фактуры ранее выставленные без НДС и в соответствии со статьей 168 НК РФ дополнительно к цене реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога, либо дополнительно выставить счета-фактуры на суммы НДС.
Статьей 168 НК РФ (пункты 3 и 4) предусмотрено выставление продавцом при реализации товаров (работ, услуг) покупателю счетов-фактур не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также выделение суммы этого налога отдельной строкой в счетах-фактурах и расчетных документах. В пунктах 3 и 8 статьи 169 НК РФ на плательщика налога на добавленную стоимость возложена обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, Учреждением не представлены доказательства, подтверждающие факт включения НДС в состав цены реализации товара (работ, услуг).
При этом, Налоговый кодекс не содержит положений позволяющих определять суммы НДС расчетным методом при ошибочной реализации товаров по цене без НДС. Налог в этом случае исчисляется в обычном порядке: цена товара (без НДС) умножается на ставку налога (ст. ст. 154 - 159, 162, п. 1 ст. 166 НК РФ). Исчисленная в соответствии с указанными правилами сумма налога подлежит уплате в бюджет за счет собственных средств (п. 1 ст. 8 НК РФ, п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 12.05.2005 N 167-О).
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно был начислен НДС сверх стоимости реализованных товаров по ставке 18 процентов. Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Учреждение, реализовывая товары (работы, услуги) без учета НДС, в спорный период налоговую базу должно было определять в порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров с применением ставки налога 18 процентов.
При таких обстоятельствах доначисление НДС дополнительно к стоимости товаров (работ, услуг), то есть к сумме полученной выручки, по налоговой ставке 18% и определение налоговой базы по НДС за декабрь 2008 года, произведено налоговым органом правомерно. Следовательно, решение суда первой инстанции в данной части является законным и обоснованным, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по данному эпизоду.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.09.2011 по делу N А26-4179/2011 изменить, изложив его в следующей редакции
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Петрозаводску от 31.01.2011 N 4.5-25 в части доначисления налога на добавленную стоимость за ноябрь 2008 года, соответствующих этому налогу сумм пени и налоговых санкций.
В остальной части заявления отказать.
Взыскать с ИФНС России по г. Петрозаводску (место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, дом 12А, ОГРН 1041000270024) в пользу Государственного учреждения "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3, ОГРН 1021000511366) расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4179/2011
Истец: ГУ "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску