г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А56-28850/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Левшин А.А. по доверенности от 25.07.2011, Кузнецова З.Г. по доверенности от 11.01.2011, Зинькова Н.А. по доверенности от 11.01.2011,
от заинтересованных лиц: 1) Щитников В.А. по доверенности от 13.12.2011 N 01-11/2225, 2) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19795/2011) Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2011 по делу N А56-28850/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по (заявлению ООО "Районная дорожная служба"
к 1) Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, 2) Северному управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная дорожная служба" (162713, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Коротово, ул. Советская, 28, ОГРН 1093536000095, далее - заявитель, общество, ООО "Районная дорожная служба") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (199155, г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, 24, корп.1, ОГРН 1047855074937, далее - Департамент, ответчик), от 05.05.2011 N 02-14/701, содержащего требование к ООО "Районная дорожная служба" приложить к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий "Проекта разработки и рекультивации карьера песка и песчано-гравийного материала "Абакановское" (участок 2) в Череповецком районе Вологодской области ".
Определением от 27.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Ударников, 17, ОГРН 1033500039011, далее - управление).
Решением суда от 26.09.2011 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе,
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель управления, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседании не явился, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
В отзыве на жалобу управление с доводами Департамента не согласилось, указывая на необоснованность требования от заявителя заключения государственной экспертизы, поскольку проектом освоением месторождения не предусматривается строительство объектов капитального строительства.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства дела.
ООО "Районная дорожная служба" имеет лицензию на пользование недрами от 06.05.2010 серия ВОЛ N 80207 с целевым назначением и видами работ - с целью добычи песков строительных и валунно-гравийно-песчаного материала.
26.04.2011 Общество направило для согласования в Департамент проект разработки и рекультивации карьера песка и песчано-гравийного материала "Абакановское" (участок 2) в Череповецком районе Вологодской области (далее - проект).
Письмом от 05.05.2011 N 02-14/701 Обществу возвращен проект без согласования со ссылкой на отсутствие заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", статьями 48.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктами 9, 10 "Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145.
Полагая, что решение, выразившиеся в требовании о представлении заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий незаконно, Общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, в связи с чем проектная документация, представленная заявителем в Департамент, не может являться объектом государственной экспертизы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Анализ положений частей 1, 2, 3 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) свидетельствует о том, что пользование недрами осуществляется в соответствии с техническими проектами, подготовленными, согласованными и утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N118).
Согласно подпункту "в" пункта 16 Положения N 118 в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются копии заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу пункта 3 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Проанализировав положения статей 49, 48.1, часть 5.1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в карьере при отсутствии на нем объектов капитального строительства, у Департамента не имелось законных оснований требовать представление Обществом заключение государственной экспертизы.
Отсутствие на карьере объектов капитального строительства подтверждено материалами дела и представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Представитель Общества пояснил, что на карьере имеется только техника, используемая для добычи полезных ископаемых. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Правильно применив положения приведенных выше норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, в связи с чем проектная документация, представленная заявителем в Департамент, не может являться объектом государственной экспертизы.
Довод Департамента о том, что спорный карьер является объектом капитального строительства в силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, отклоняется апелляционным судом.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В рассматриваемом случае техническим проектом спорного объекта не предусмотрено возведение несущих, ограждающих строительных конструкций при разработке карьера открытым способом, а потому карьер не является сооружением в соответствии с понятием названной нормы. Как указано выше, каких либо зданий, строений, объектов незавершенного строительства, на карьере не находится.
Согласно представленному в материалы дела заключению экспертизы промышленной безопасности, состав и содержание Рабочего проекта соответствует требованиям действующих стандартов, норм и правил в области промышленной безопасности и охраны недр.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, обоснованно установил отсутствие правовых оснований Департамента требовать от заявителя заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий "Проекта разработки и рекультивации карьера песка и песчано-гравийного материала "Абакановское" (участок 2) в Череповецком районе Вологодской области".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом положений приведенной нормы, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент принять меры по восстановлению нарушенного права Общества в виде приятия решения по согласованию проектной документации и результатов инженерных изысканий "Проекта разработки и рекультивации карьера песка и песчано-гравийного материала "Абакановское" (участок 2) в Череповецком районе Вологодской области" в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.029.2011 по делу N А56-28850/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28850/2011
Истец: ООО "Районная дорожная служба"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, Северное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ООО "Череповецдорстрой"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12136/12
04.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12136/12
18.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2104/12
22.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19795/11