г. Самара |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А65-24068/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ялкыным" - Харисов А.А., доверенность от 20 октября 2011 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны - Абышева Л.З., доверенность от 27 мая 2011 года N 24-019/017471,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ялкыным"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2011 года по делу N А65-24068/2011, (судья Хабибуллин Р.Ф.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ялкыным", г.Набережные Челны,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны, о признании незаконным и отмене постановления от 29 сентября 2011 года N 26 о назначении административного наказания, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ялкыным" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 26 от 29.09.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ, о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны на основании поручения от 08.09.2011 N 522 за период с 07.06.2011 по 07.09.2011 проведена проверка соблюдения заявителем Федерального закона РФ от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установлено нарушение ООО "Ялкыным" порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сверх установленных размеров.
По результатам проведения проверки составлен акт N 171 от 21.09.2011, а также 21.09.2011 в присутствии представителя заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ N 000305.
29.09.2011 вынесено постановление N 26 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно ст. 34 Федерального закона "О Центральном Банке РФ (Банке России)" N 86-ФЗ в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции по определению порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержден решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 года N 40, раздел II которого регламентирует прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме (п. 3 Порядка).
Во исполнение п. 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
В силу п. 3 приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двух этажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах.
В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; должны иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Указанными нормативными правовыми актами закреплена обязанность проведения предприятиями расчетов наличными деньгами в специально оборудованной кассе.
Расчеты - это передача или перевод (через банк, иные кредитные учреждения) денежных средств от должника кредитору в порядке исполнения денежного обязательства.
Пунктом 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Правила расчетов в Российской Федерации устанавливает Центральный Банк Российской Федерации (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.
В Письме от 04.12.2007 N 190-Т Центральный Банк Российской Федерации разъяснил, что Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тысяч рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.
Согласно п.2 Официальному разъяснению Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР, поскольку в пункте 1 Указания N 1843-У используется категория "в рамках одного договора", запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тысяч рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
Совместным Письмом ЦБ РФ от 02.07.2002 N 85-Т и МНС России от 01.07.2002 N 24-2-02/252 "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами" разъяснено, что предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ответчиком выявлены факты осуществления наличных денежных расчетов между обществом и индивидуальным предпринимателем Мышенковой О.В. в рамках одного договора аренды N 3 от 23 мая 2011 года с превышением лимита 100 тысяч рублей, а именно на общую сумму 132 998 руб., что подтверждается приходными кассовыми ордерами: N 443 от 04.07.2011, N 471 от 18.07.2011, N 472 от 18.07.2011, N 517 от 12.08.2011, N 521 от 22.08.2011.
Выявленные факты свидетельствуют о допущенных заявителем нарушениях п. 1 Указания "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" от 20.06.2007 N 1843-У.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела следует, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у налогового органа законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ.
Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции проверен и признается соответствующим требованиям КоАП РФ.
Факт превышения установленного лимита при осуществлении наличных денежных расчетов в рамках одного договора аренды N 3 от 23.05.2011 подтвержден материалами дела и представленными приходными кассовыми ордерами.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждаются представленными в материалы дела, актом проверки N 171 от 21.09.2011, протоколом 21.09.2011 другими материалами дела.
В действиях ООО "Ялкыным" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае указанные критерии не являются малозначительными, обществом не приняты все зависящие от него меры.
Судом также правомерно отклонены доводы заявителя о том, что к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ могут быть привлечены только организации, которые производят наличный платеж сверх лимита с другими организациями, поскольку ЦБР в Указании от 20.06.2007 N 1843-У определил субъектный состав, а именно: под действие указанного акта подпадают как расчеты между юридическим лицами, так и расчеты между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, так и между индивидуальными предпринимателями.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на судебную практику, в том числе Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А60-45256/10 (N 17АП-2896/2011-АК), поскольку обстоятельства указанного дела не аналогичны обстоятельствам рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2011 года по делу N А65-24068/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела следует, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у налогового органа законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ.
...
В действиях ООО "Ялкыным" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае указанные критерии не являются малозначительными, обществом не приняты все зависящие от него меры.
Судом также правомерно отклонены доводы заявителя о том, что к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ могут быть привлечены только организации, которые производят наличный платеж сверх лимита с другими организациями, поскольку ЦБР в Указании от 20.06.2007 N 1843-У определил субъектный состав, а именно: под действие указанного акта подпадают как расчеты между юридическим лицами, так и расчеты между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, так и между индивидуальными предпринимателями."
Номер дела в первой инстанции: А65-24068/2011
Истец: ООО "Ялкыным", г. Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14465/11