г. Пермь |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А71-6650/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от истца - МУП "Ижгорэлектротранс" (ОГРН 1021801656304, ИНН 1826000133): Носкова Е.В., паспорт, доверенность от 28.06.2011, Степанова Т.Л., паспорт, доверенность от 20.12.2011,
от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360): не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - Министерство социальной защиты Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики: не явились, извещены надлежащим образом, открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта": Копосов А.М., паспорт, доверенность от 17.08.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2011 года
по делу N А71-6650/2011,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску МУП "Ижгорэлектротранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
третьи лица: Министерство социальной защиты Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта"
о взыскании 59 182 752 руб. 00 коп. убытков,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "ИжГорЭлектроТранс" (далее - истец, МУП "ИжГЭТ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике, о взыскании 59 182 752 руб. 00 коп. убытков по возмещению выпадающих доходов от реализации льготных проездных билетов за 2009 года на основании ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2011 года (резолютивная часть от 20 октября 2011 г.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что в нарушение ст.65 АПК РФ истцом не представлено документальных доказательств о наличии убытков за спорный период, которые бы нашли свое отражение в соответствующих документах перевозчика. Так, например, судом не исследовался бухгалтерский баланс перевозчика, в котором достоверно было бы видно наличие убытков. Ссылается на то, что суд первой инстанции, взыскивая убытки с Российской Федерации, не установил наличия вины РФ в причинении убытков, доказательств тому истцом не представлено.
Истец по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представители истца в суде апелляционной инстанции поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве.
Третьи лица - Министерство социальной защиты Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта" письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Представитель третьего лица - открытого акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта" в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 09 февраля 2009 года между Муниципальным унитарным предприятием "ИжГорЭлектроТранс" (далее - истец, МУП "ИжГЭТ") и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Министерство) был заключен договор N 144, предметом которого является возмещение МУП "ИжГЭТ" выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - отдельные категории граждан), финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики (п.1.1 договора).
Возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, производится в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 170 от 19.12.2005 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике", распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N183-р "О порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (п.1.2), сроком действия с 01.01.2009 по 31.12.2009 (п.4.4 договора).
МУП "ИжГЭТ" обязалось организовать реализацию социальных проездных билетов отдельным категориям граждан при предъявлении паспорта и документа, дающего право на приобретение социального проездного билета (п.2.1.2), а Министерство обязуется возмещать МУП "ИжГЭТ" выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет и в пределах федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики (п.2.2.1).
МУП "ИжГЭТ" ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляет и предоставляет Министерству сводный отчет, подтверждающий количество реализованных социальных проездных билетов в отчетном месяце, расчет суммы выпадающих доходов от их реализации, с указанием категорий граждан, включенным в федеральный и региональный регистры (п.3.1 договора).
В соответствии с п. 3.2 договора Министерство и МУП "ИжГЭТ" в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, подписывают сводный акт сверки, подтверждающий количество реализованных социальных проездных билетов в очередном месяце и сумму выпадающих доходов, подлежащую возмещению за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
01 сентября 2009 года МУП "ИжГЭТ" и Министерство заключили новый договор N 626 о порядке и условиях реализации социальных проездных билетов, установив срок его действия до 31.12.2009 г.. и признав договор N 144 от 09.02.2009 г.. утратившим силу с 01.09.2009 г..
01.10.2007 между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики, Отделением Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике, МУП "ИжГЭТ", ОАО "ИПОПАТ" и ФГУП "Почта России" был заключен договор N 488/1 18-35/1233 от 01.10.2007 г.. о порядке и условиях реализации социальных проездных билетов на территории Ижевска и Завьяловского района.
Дополнительным соглашением от 12.03.2009 срок действия договора N 488/1, 18-35/1233 от 01.10.2007 продлен до 31.12.2009.
По условиям пунктов 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6 указанного договора исполнитель обязался организовать реализацию социальных проездных билетов через сеть отделений почтовой связи, обеспечить раздельный учет продажи билетов отдельным категориям граждан, включенным в федеральный, региональный или муниципальный регистры, предоставлять заказчикам (в том числе и истцу) акты выполненных работ по реализации билетов в согласованной сторонами форме и перечислять заказчикам выручку от реализации социальных проездных билетов.
В период с января по декабрь 2009 г. ФГУП "Почта России" реализовывало на территории г.Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики социальные проездные билеты и ежемесячно в соответствии с условиями договора N 488/1, 8-35/1233 предоставляло заказчикам: акты выполненных работ по реализации социальных билетов (с указанием количества реализованных билетов), которые со стороны заказчиков подписывались ОАО "ИПОПАТ" и МУП "ИжГорЭлектроТранс"; акты распределения реализованных социальных билетов между ОАО "ИПОПАТ" и МУП "ИжГорЭлектроТранс" (л.д. 25-56).
Выполнение МУП "ИжГЭТ" обязательств по вышеуказанным договорам подтверждается актами выполненных работ по реализации отдельным категориям граждан социальных проездных билетов за январь - декабрь 2009 года; актами распределения социальных проездных билетов между МУП "ИжГЭТ", ОАО "ИПОПАТ", ЗАО "АТК N 373", сводными отчетами МУП "ИжГЭТ" о количестве реализованных социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета за январь - декабрь 2009 года.
Общая сумма выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный регистр, подлежащих выплате МУП "ИжГЭТ" за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, исходя из порядка расчета сумм выпадающих доходов, предусмотренного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 г.. N 170 (в редакции постановлений Правительства УР от 22.01.2007 N 5, от 24.12.2007 N 203, от 24.03.2008 N 61, от 23.03.2009 N 63) и распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2007 N 203, распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2007 N 632-р, от 18.08.2008 N762-р, от 20.07.2009 N 601-р) составила 66 405 696 (Шестьдесят шесть миллионов четыреста пять тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей.
За указанный период МУП "ИжГЭТ" были возмещены суммы выпадающих доходов по предоставлению транспортных услуг отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр, в сумме 7 222 939 руб.
Задолженность за период с января по декабрь 2009 года по возмещению МУП "ИжГЭТ" суммы выпадающих доходов по предоставлению транспортных услуг отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр, составляет 59 182 752 руб., согласно представленному истцом расчету (л.д.7).
Считая, что выпадающие доходы должны быть возмещены за счет средств бюджета Российской Федерации, истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 59 182 752 руб. в возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявленные истцом к возмещению расходы в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией истцом социальных проездных билетов, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом, следовательно, убытки подлежат взысканию с ответчика.
Арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статей 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 данного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г.. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 170 от 19 декабря 2005 года (в редакции, действующей в спорный период), содержится указание на принятие нормативного правового акта в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств, как федерального бюджета, так и бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и приложением 19 к указанному закону выделены и распределены бюджетам субъектов РФ межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Удмуртской Республике на 2009 год указанные трансферты распределены в сумме 175 913 тыс. руб. Согласно Закону Удмуртской Республики от 24.06.20010 N 28-РЗ "Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2009 год" кассовое исполнение указанных межбюджетных трансфертов составило 175 913 тыс. руб.
В свою очередь, Министерством социальной защиты населения выделенная из федерального бюджета сумма была перечислена транспортным организациям Удмуртской Республики, в частности, ОАО "ИжГорЭлектроТранс" были перечислены денежные средства в размере 7 222 944 руб.
Размер не возмещенных выпадающих доходов в 2009 году составил 59 182 752 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ по реализации отдельным категориям граждан социальных проездных билетов за январь - декабрь 2009 года; актами распределения социальных проездных билетов между МУП "ИжГЭТ", ОАО "ИПОПАТ", ЗАО "АТК N 373", сводными отчетами МУП "ИжГЭТ" о количестве реализованных социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета за январь - декабрь 2009 года.
При этом размер выпадающих доходов рассчитан истцом в соответствии с Положением о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (утверждено Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р).
Размер выпадающих доходов от реализации социальных билетов рассчитан в виде разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета (установлена Постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 11 декабря 2008 года N 17/4, от 24 декабря 2009 года N 16/34) и стоимостью месячного социального проездного билета (установлена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 с последующими изменениями).
Также при определении размера выпадающих доходов в 2009 году истец руководствовался актами выполненных работ по реализации социальных билетов, актами распределения реализованных социальных билетов между ОАО "ИПОПАТ" и МУП "ИжГорЭлектроТранс", актами сверки.
Доводы апеллянта, что сводные акты сверки, подписаны лишь за февраль и март 2009 г.., подлежат отклонению, поскольку они подписаны Министерством социальной защиты населения УР по факту перечисления денежных средств, а не по факту выполненных работ.
То обстоятельство, что судом не исследовался бухгалтерский баланс перевозчика, при достаточности иных представленных доказательств по перевозке льготных пассажиров и причинения в связи с этим убытков предприятию, правового значения не имеет. Отсутствие в бухгалтерской отчетности сведений об убытках в связи с выпадающими доходами не является безусловным доказательством отсутствия таковых.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предъявленные истцом к возмещению расходы в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией истцом в 2009 году социальных проездных билетов, в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками (реальным ущербом) истца, в связи с чем и на основании ст.ст. 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истца о взыскании с ответчика 59 182 752 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Размер понесенных истцом расходов подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о недоказанности размера убытков подлежат отклонению.
Таким образом, представленный истцом расчет убытков, в основу которых положены реальные показатели выполненной перевозчиком работы, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обоснованным.
Доказательств, опровергающих правильность представленного истцом расчета суммы убытков, ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств возмещения ответчиком в полном объеме понесенных расходов в связи с предоставлением истцом льготного проезда материалы дела также не содержат, тогда как перевозчик имеет право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктами 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г.. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам.
С учетом изложенного истец обоснованно обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере 59 182 752 руб. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Данные расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, судом апелляционной инстанции квалифицированы как убытки.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Компенсация расходов, понесенных истцом, оказывающим услуги льготным категориям потребителей, установлена действующим законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Неисполнение публично-правовым образованием Российской Федерацией обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у транспортной организации убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных федеральным законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального бюджета, свидетельствуют о наличии вины ответчика в причинении убытков истцу, соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении со стороны суда первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2011 года по делу N А71-6650/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6650/2011
Истец: МУП "Ижгорэлектротранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Управление Федерального казначейства по УР
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство финансов УР, ОАО "ИПОПАТ", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13082/11