город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2012 г. |
дело N А32-18277/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саниной Е.А.
при участии:
от истца - представитель Коденец Э.В. по доверенности от 14.09.2011;
от ответчика - представитель Старочкин А.С. по доверенности от 14.09.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилищно-Коммунальное Хозяйство города Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2011 по делу N А32-18277/2011
по иску МУП "Жилищно-Коммунальное Хозяйство города Туапсе"
к ответчику - ООО "Нафта (Т)"
о признании незаконными действий
принятое в составе судьи Березовской С.В.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нафта (Т)" о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в глубоководный выпуск МУП "ЖКХ города Туапсе" и обязании немедленно произвести отсоединение канализационного коллектора от глубоководного выпуска МУП "ЖКХ города Туапсе" с обеспечением видимого разрыва (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 3 л.д. 188).
Решением от 02.11.2011 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие совокупности условий предупреждения причинения вреда, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых он выступает. Доказательств наличия угрозы в деятельности ответчика в деле отсутствуют. Ответчик производит оплату за сброс сточных вод в глубоководный морской выпуск канализации, находящийся на балансе МУП "ЖКХ города Туапсе", договор на принятие сточных вод между сторонами не заключен. Между сторонами имеется преддоговорной спор, который подлежит рассмотрению в отдельном исковом производстве.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что единственным водопользователем, имеющим право на сброс сточных вод в глубоководный морской выпуск, является истец, который несет ответственность за превышение микробиологических и предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах. Оплата, произведенная ответчиком за прием сточных вод, возвращена. Технические условия, выданные ответчику, на подключение к глубоководному морскому выпуску не исполнены, договор между сторонами не заключен. Представленный ответчиком в материалы дела протокол лабораторных испытаний содержит сведения о микробиологических показателях, сведения о концентрации иных вредных веществ в стоках ответчика отсутствуют. По мнению заявителя, ответчик осуществляет безучетный сброс стоков в глубоководный морской выпуск, при этом истец лишен возможности произвести отбор проб стоков ответчика для их анализа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между 01.04.2008 между сторонами заключен договор N 548 на оказание услуг по транзиту стоков через глубоководный выпуск сточных вод в целях обеспечения нормативных требований, экологического благополучия акватории Черного моря, прилегающей к г.Туапсе (т. 1 л.д. 8-10), предметом которого является совместная эксплуатация глубоководного выпуска.
По условиям договора МУП "ЖКХ города Туапсе" (владелец) обязалось принимать в глубоководный выпуск очищенные воды ООО "Нафта (Т)" (пользователь) в объеме до 7200 куб.м/сут., с максимальным часовым расходом не более 300 куб.м/час и производить транзит сброшенных пользователем очищенных вод до отметки 1200 м от береговой линии (пункт 2.1). Пользователь обязался не допускать сброс в глубоководный выпуск воды с качеством, нарушающим его нормальную работу и техническое состояние, а также требования контролирующих органов (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора абонентская плата за использование пользователем глубоководного выпуска, принадлежащего владельцу, производится по тарифу, установленному владельцем, что составляет 0,48 рублей за 1 куб.м с учетом НДС.
Договор вступает в силу с 01.04.2008 и действует до 01.04.2009 (пункт 9.1).
В дополнительном соглашении от 01.03.2009 стороны изменили срок действия договора с 01.03.2009 по 01.03.2010 (т. 1 л.д. 11).
По дополнительному соглашению N 2 от 24.02.2010 стороны продлили срок действия договора до 31.12.2010 (т. 1 л.д. 151-156).
По истечении срока действия договора новый договор между сторонами не заключен.
Решением Кубанского бассейнового водного управления от 01.03.2011 МУП "ЖКХ города Туапсе" предоставлен водный объект - Черное море для использования - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (т. 1 л.д. 14-18), в котором установлены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ при выходе из глубоководного выпуска.
МУП "ЖКХ города Туапсе" выдало ответчику технические условия на водоотведение, предоставляющие возможность подключения производственных стоков к системе городской канализации МУП "ЖКХ города Туапсе" для очистки и обеззараживания стоков, со сроком исполнения до 01.07.2010 (т. 1 л.д. 11-12). Технические условия ООО "Нафта (Т)" не исполнены.
Полагая, что ООО "Нафта (Т)" самовольно и безучетно сбрасывает сточные воды в глубоководный морской выпуск с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и норм, водопользователем которого является МУП "ЖКХ города Туапсе", последнее на основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Таким образом, статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.
По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
В материалах дела имеются протоколы химического анализа сточных вод ООО "Нафта (Т)" составленные на основании актов отбора проб в период с августа 2010 года по июнь 2011 года, в которых установлен факт превышения концентрации вредных веществ (т. 1 л.д. 47-179, т. 2 л.д. 1-160).
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 1130 от 03.05.2011 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" в сточных водах, сбрасываемых ООО "Нафта (Т)", обнаружены патогенные микроорганизмы и превышение удержания общих колиформных бактерий в количестве 24000 при норме не более 500 и E.coli в количестве 240 при норме не более 10 (т. 2 л.д. 162-163).
По результатам анализа сточных вод ООО "Нафта (Т)", проведенного ООО "АБВК-Сочи" 21.06.2011, в сточных водах обнаружено превышение содержания общих колиформных бактерий в количестве 36000 при норме не более 500 и термотолерантные колиформные бактерии в количестве 14400 при норме не более 500 (т. 2 л.д. 164).
Письмами от 11.01.2011 и от 17.01.2011 МУП "ЖКХ города Туапсе" сообщило ООО "Нафта (Т)" о прекращении предоставления услуг по водоотведению, путем перекрытия запорной арматуры и устройством видимого разрыва в точке подключения сетей ООО "Нафта (Т)" к системе канализования МУП "ЖКХ города Туапсе" (т. 1 л.д. 33, 35).
В соответствии с пунктом 82 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях: резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; получение предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора; самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации; попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации; аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента; проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами; проведение планово-предупредительного ремонта.
В материалах дела имеется предписание территориального отдела Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе выданное 04.05.2011 ООО "Нафта (Т)" об устранении нарушений санитарного законодательства (т. 3 л.д. 11).
Срок устранения нарушений в предписании установлен до 01.10.2011, то есть до подачи настоящего иска - 12.07.2011. Доказательств неисполнения данного предписания истцом не представлено.
Вместе с тем, ООО "Нафта (Т)" имеет лицензию N ОП-30-003306 (23) от 09.09.2010 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Срок действия данной лицензии - до 09.09.2015 (т. 3 л.д. 134-137).
Необходимость такой деятельности в морском порту города Туапсе обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, а именно ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокола к ней 1978 года - МАРПОЛ-73/78.
Ответчиком в материалы дела представлен протокол лабораторных исследований N 4173 от 19.09.2011, составленный Туапсинским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", согласно которому сточные воды ООО "Нафта (Т)" соответствуют СанПиН 2.1.5.2582-10 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод, а также требованиям безопасности и здоровья потребителей (т. 3 л.д. 164-165).
По договору поставки N 42-129.1/11 от 05.05.2011 ООО "Нафта (Т)" приобрело установку для обеззараживания сточной воды модели УОВ-СВ-100.
Согласно акту от 16.09.2011 приема-сдачи работ по договору поставки N 42129.1/11 от 05.05.2011 ООО "Новотех-ЭКО" выполнило работы по монтажу и пуско-наладке установки для обеззараживания сточной воды модели УОВ-СВ-100 (т. 3 л.д. 166-169).
Указанная установка введена в эксплуатацию приказом ООО "Нафта (Т)" от 26.09.2011 (т. 3 л.д. 159).
Присоединение ООО "Нафта (Т)" к глубоководному выпуску произведено на основании технических условий, выданных муниципальным предприятием "Туапсеводоканал" 05.06.1998 N 8-7 (т. 3 л.д. 15-16). Проект подключения очищенных сточных вод в глубоководный морской выпуск канализации МП "Туапсеводоканал" согласован МП "Туапсеводоканал", Горночерноморским комитетом по охране окружающей среды, Туапсинским межрайонным центром Госсанэпиднадзора, Туапсинской инспекцией управления по охране морских биоресурсов, Туапсинской региональной контрольно-эпидемиологической станцией.
Из названных выше документов следует, что ООО "Нафта (Т)" осуществляет сброс в глубоководный морской выпуск уже очищенных сточных вод. Названным выше решением о предоставлении водного объекта в пользование от 01.03.2011, выданным Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, МУП "ЖКХ города Туапсе" согласована существующая с 1998 года указанная схема подключения ООО "Нафта (Т)" в глубоководный морской выпуск сточных вод.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска правомерен.
Довод ответчика о неприменении к отношениям сторон норм Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 Правил абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.
В соответствии с пунктом 2 Правил настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Системы водоотведения ООО "Нафта (Т)" непосредственно присоединены к глубоководному выпуску, принадлежащему МУП "ЖКХ города Туапсе". Факт неиспользования очистных сооружений истца не исключает использование ответчиком иных сооружений, входящих в канализационную сеть, принадлежащую истцу как организации ВКХ, в данном случае - глубоководного морского выпуска.
Отсутствие между сторонами договора на водоотведение не является квалифицирующим признаком отсутствия у лица, сети которого присоединены к сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства, статуса абонента.
В пункте 10 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации установлено, что отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор между сторонами в соответствии с главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не заключен. Указание в приведенной норме на местную специфику относится к дополнительным требованиям, установленным к деятельности по водоснабжению и водоотведению с учетом конкретных условий и особенностей.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель также ссылается на то, что в связи с осуществлением ответчиком сброса сточных вод истец несет расходы на содержание глубоководного выпуска. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения заявителя с требованием об оплате услуг по сбросу сточных вод и отказа ответчика оплатить данные услуги. Произведенная ответчиком оплата возвращается истцом.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение ООО "Нафта (Т)" требований санитарного законодательства не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту публичных интересов также могут обратиться организации и граждане в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. При этом в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
В статье 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при нарушении предусмотренных главой VII о Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 названного Федерального закона).
Согласно статье 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" правом обращаться в суд с заявлениями об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности в случае негативного воздействия такой деятельностью на окружающую среду, наделены лишь общественные организации.
Таким образом, Федерального закона "Об охране окружающей среды" прямо не предусмотрено обращение коммерческих организаций в суд в защиту публичных интересов с требованием о запрете эксплуатации объектов, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2011 по делу N А32-18277/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту публичных интересов также могут обратиться организации и граждане в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. При этом в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
В статье 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при нарушении предусмотренных главой VII о Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 названного Федерального закона).
Согласно статье 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" правом обращаться в суд с заявлениями об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности в случае негативного воздействия такой деятельностью на окружающую среду, наделены лишь общественные организации.
Таким образом, Федерального закона "Об охране окружающей среды" прямо не предусмотрено обращение коммерческих организаций в суд в защиту публичных интересов с требованием о запрете эксплуатации объектов, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды."
Номер дела в первой инстанции: А32-18277/2011
Истец: Администрация МО Туапсинский р-н, МУП "Жилищно-Коммунальное Хозяйство города Туапсе", МУП "ЖКХ города Туапсе"
Ответчик: ООО "Нафта (Т)"
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14707/11