г. Челябинск |
N 18АП-12964/2011 |
12 января 2012 г. |
Дело N А47-6849/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 ноября 2011 г.. по делу N А47-6849/2011 (судья Шабанова Т.В.).
Открытое акционерное общество "Оренбургнефтепродукт" (далее - заявитель, ОАО "Оренбургнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Приуральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Приуральское управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 01.08.2011 N 20-2387-556 по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Оренбургнефтепродукт" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, что проверка тепловых энергоустановок не входила в план проверок заявителя, поскольку проверенные тепловые энергоустановки не являются опасными производственными объектами, не являются техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах, а также проверка тепловых энергоустановок не предусмотрена иными пунктами плана проверок.
В плане проверок предусмотрена проверка соблюдений требований безопасности в электроэнергетике, а проводилась проверка требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Судом неверно отождествлены понятия "электроэнергетика" и "энергетика". Термин "электроэнергетика" не охватывает производство тепловой энергии на теплоэнергетических установках в котельных, используемой в целях отопления помещений, так как касается выработки тепловой энергии на теплоэлектростанциях.
В данном случае общество привлечено к ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
До судебного заседания от Приуральского управления Ростехнадзора в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.05.2011 N 2387-рп Приуральским управлением Ростехнадзора проведена плановая проверка в отношении ОАО "Оренбургнефтепродукт" по вопросам соблюдения обязательных требований в области промышленной и энергетической безопасности.
В ходе проверки установлено нарушение обществом требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭУ), а именно:
- лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, не прошли очередную проверку знаний в комиссии Ростехнадзора (пункты 2.2.3, 2.3.20 ПТЭ ТЭУ);
- не проводилась периодическая техническая диагностика бака - аккумулятора запаса горячей воды для питания котлов (БАГВ), отсутствует технический паспорт и другая техническая документация БАГВ (пункты 8.2.13, 8.2.21 ПТЭ ТЭУ);
- не проводились пуско-наладочные испытания котлов (Сорочинская, Тоцкая нефтебаза) (пункты 5.3.2-5.3.7 ПТЭ ТЭУ).
Результаты проверки отражены в акте от 25.07.2011 N 20-2387-рп-1327 (т.2, л.д. 1-51).
По факту совершения административного правонарушения по статье 9.11 КоАП РФ Приуральским управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2011 N 20-2387-573 в отношении ОАО "Оренбургнефтепродукт" (т.1, л.д. 50-51).
Рассмотрев материалы проверки, Приуральским управлением Ростехнадзора вынесено постановление о назначении административного наказания от 01.08.2011 N 20-2387-556, которым ОАО "Оренбургнефтепродукт" привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ в виде 10 000 руб. (т.1, л.д. 52-53).
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Оренбургнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Отношения, связанные с содержанием сетей теплоснабжения, регулируются Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Согласно Письму Минтопэнерго России от 25.03.2003 N 32-01-05/130 "О введении в действие Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Факт несоблюдения ОАО "Оренбургнефтепродукт" требований безопасности тепловых энергоустановок подтверждается актом проверки от 25.07.2011 N 20-2387-рп-1327 и протоколом об административном правонарушении от 25.07.2011 N 20-23877-573.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт выявленного правонарушения административным органом доказан и обоснованно квалифицирован по статье 9.11 КоАП РФ.
Довод общества о неверном толковании судом первой инстанции понятия "электроэнергетика" и "энергетика" подлежит отклонению как несостоятельный.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения; субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Под тепловой энергоустановкой, в целях применения ПТЭ ТЭУ, понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что проверенные административным органом тепловые энергоустановки относятся к энергетическим ресурсам.
Согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 г., размещенного на официальном сайте Приуральского управления Ростехнадзора в сети Интернет, целью проведения проверки ОАО "Оренбургнефтепродукт" является, в том числе, проверка соблюдения требований безопасности в электроэнергетике.
В соответствии с Положением о Приуральском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20.12.2010 N 1141, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетики (технический контроль и надзор в электроэнергетики), включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) (т.2, л.д. 105-110).
Таким образом, поскольку проверка тепловых электроустановок входит в компетенцию Приуральского управления Ростехнадзора, следовательно, в данном случае административный орган вправе был проверить тепловые установки общества, в связи с чем данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на привлечение к ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением Федерального закона N 294-ФЗ несостоятельна, поскольку согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования. Акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в один день.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка проведена Приуральским управлением Ростехнадзора в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 г., в пределах своих полномочий. Грубых нарушений, указанных в частях 2, 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и являющихся основаниями для признания результатов проверки недействительными согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ, не установлено.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 ноября 2011 г.. по делу N А47-6849/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
...
В соответствии с Положением о Приуральском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20.12.2010 N 1141, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетики (технический контроль и надзор в электроэнергетики), включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) (т.2, л.д. 105-110).
...
Ссылка подателя апелляционной жалобы на привлечение к ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением Федерального закона N 294-ФЗ несостоятельна, поскольку согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования. Акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в один день.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка проведена Приуральским управлением Ростехнадзора в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 г., в пределах своих полномочий. Грубых нарушений, указанных в частях 2, 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и являющихся основаниями для признания результатов проверки недействительными согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ, не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А47-6849/2011
Истец: ОАО "Оренбургнефтепродукт"
Ответчик: Бузулукский территориальный отдел Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору