г. Тула |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А62-2338/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от конкурсного управляющего муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Васильевское" (ОГРН 1026700945083, ИНН 6726008321) Михайлова В.Д.: Михайлов В.Д. - конкурсный управляющий, определение Арбитражного суда Смоленской области от 19.04.2011, паспорт,
от администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (ОГРН 1026700949890, ИНН 67260036059): Аношина Е.С. - главный специалист-юрист по доверенности от 12.01.2011, N 16, паспорт,
от Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области: Листопад С.В. - главный государственный налоговый инспектор по доверенности от 29.03.2011, удостоверение, Малахова Л.В. - представитель по доверенности от 29.03.2011, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2011 года по делу N А62-2338/2011 (судья Алмаев Р.Н.),
установил:
конкурсный управляющий муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Васильевское" Михайлов В.Д. (далее - КУ МУСХП "Васильевское" Михайлов В.Д., конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - администрация), Управлению сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Управление), Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Комитет), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - сельскохозяйственного производственного кооператива "Русиловский" (далее - СПК "Русиловский"), Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области (УФНС по Смоленской области), о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области N 713 от 24.06.2009, незаконными действий по исполнению постановления N 713 от 24.06.2009, связанных с изъятием Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО "Сафоновский район" Смоленской области имущества из хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское" и передачей в оперативное управление администрацией МО "Сафоновский район" Смоленской области Управлению сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области, возложении обязанности на администрацию МО "Сафоновский район" Смоленской области, Управление сельского хозяйства и продовольствия МО "Сафоновский район" Смоленской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Сафоновский район" Смоленской области восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя (с учетом уточнения).
Принятым по делу решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области от 24.06.2009 N 713 "О передаче имущества из хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское" в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" признано недействительным. Кроме того, суд обязал администрацию МО "Сафоновский район" Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Васильевское". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в части удовлетворения заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает на законность вынесенного администрацией постановления от 24.06.2009 N 713, поскольку директором МУСХП "Васильевское" 11.06.2009 подано в Комитет заявление об изъятии из хозяйственного ведения имущества в связи с тяжелым финансовым положением и трудностями, связанными с содержанием имущества. Действующим законодательством предусмотрена возможность для государственного унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Также заявитель жалобы указывает, что государственная регистрация права хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения не осуществлялась, следовательно, задолженность перед кредиторами не могла быть погашена за счет обращения взыскания на указанное имущество. Кроме того, заявителем пропущен срок исковой давности. Также заявитель жалобы указывает на неправомерность рассмотрения данного спора судом первой инстанции в рамках главы 24 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены предусмотренные ст. 270 АПК РФ основания для его отмены в части удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, 24.06.2002 распоряжением Управления сельского хозяйства и продовольствия Сафоновского района N 14а учреждено муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Васильевское", утвержден его устав.
На основании устава предприятия учредителем МУСХП "Васильевское" является Управление сельского хозяйства и продовольствия МО "Сафоновский район" Смоленской области, а в части имущества учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Сафоновский район" Смоленской области. Предприятие находится в ведомственном подчинении Управления сельского хозяйства и продовольствия МО "Сафоновский район" Смоленской области.
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям, в том числе, между работниками предприятия), принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия по договору о закреплении имущества включается имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 31.07.2002 N 19 МУСХП "Васильевское" наделено уставным фондом в размере 221 946 руб. в виде коровника Ф. Центр, подписан акт приема передачи основных средств, согласован устав МУСХП "Васильевское", а также предписано заключить с предприятием договор о закреплении за последним имущества на праве хозяйственного ведения.
Между МУСХП "Васильевское" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сафоновского района заключен договор от 01.07.2002 о закреплении за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью. Перечень имущества указан в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 3.4.2. договора Комитет вправе изымать полностью или частично закрепленное за предприятием имущество в следующих случаях:
при ликвидации или реорганизации предприятия, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством о приватизации;
при обращении взыскания на имущество предприятия, в том числе на переданное в аренду третьим лицам;
в случаях признания предприятия несостоятельным (банкротом).
Директор МУСХП "Васильевское" 10.06.2009 обратился в администрацию МО "Сафоновский район" Смоленской области с заявлением об изъятии из хозяйственного ведения имущества в связи с тяжелым финансовым положением и трудностями, связанными с содержанием имущества.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 24.06.2009 N 713 имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское", изъято Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области и передано по акту приема-передачи в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области. Перечень изъятого имущества указан в приложении N 1 к постановлению. Во исполнение указанного постановления подписан акт приема-передачи имущества от 24.06.2009 N 713.
Федеральная налоговая служба в лице МИФНС России N 4 по Смоленской области 04.03.2010 обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании МУСХП "Васильевское" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием по состоянию на 04.02.2010 задолженности в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 1 838 810 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2010 МУСХП "Васильевское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением арбитражного суда от 19.04.2011 конкурсным управляющим МУСХП "Васильевское" утвержден Михайлов В.Д.
На основании акта инвентаризации имущества от 12.08.2011 в уставном фонде МУСХП "Васильевское" числится следующее имущество: здания коровников 1981 и 1982 года постройки и здание зерносклада 1980 года постройки. Здания коровников на день инвентаризации имущества находились в пользовании и эксплуатировались СПК "Русиловский".
Конкурсный управляющий МУСХП "Васильевское" Михайлов В.Д., считая, что изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия нарушает права и законные интересы предприятия и кредиторов, так как прекращена экономическая и предпринимательская деятельность предприятия, отсутствует возможность взыскания дебиторской задолженности за счет имущества должника, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с изъятием спорного имущества из хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское" на основании постановления главы муниципального образования Сафоновский район Смоленской области от 24.06.2009 N 713, предприятие лишилось возможности осуществлять свою уставную деятельность, в связи с чем оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что, принимая данное решение, Арбитражный суд Смоленской области не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, в связи с чем он согласно п. 3 данной статьи вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям предприятий должны признаваться недействительными.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у унитарного предприятия, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Поскольку закон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий предприятия, обратившись с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области N 713 от 24.06.2009 как ненормативного правового акта, указывал на неправомерность изъятия имущества из хозяйственного ведения предприятия и его передачи в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, то есть, по сути, оспаривал сделку, направленную на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом и на изъятие его у предприятия.
Требование конкурсного управляющего предприятия вытекает из гражданских, а не административных правоотношений. Обжалуемое постановление администрации, по сути, является сделкой, направленной на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом. Изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия может быть оспорено только как требование о признании недействительности сделки, но не как требование об оспаривании ненормативного правового акта.
Между тем судом первой инстанции требование конкурсного управляющего было рассмотрено как заявление о признании недействительным ненормативного правового акта в рамках главы 24 АПК РФ, без учета существа заявленного требования.
Таким образом, конкурсным управляющим предприятия избран неправильный способ защиты нарушенных прав, а следовательно, в рамках дела о признании ненормативного акта недействительным спор о праве на имущество предприятия не может быть разрешен.
Аналогичная правовая позиция по применению норм права, регулирующих отношения, связанные с распоряжением имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 по делу N 10984/08.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в рамках дела о банкротстве N А62-1051/2010 конкурсный управляющий муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Васильевское" Михайлов В.Д. обращался в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, выразившейся в изъятии имущества из хозяйственного ведения предприятия и его передаче в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области. Определением Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2011 производство по заявлению было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. Таким образом, заявителем уже был избран надлежащий способ защиты нарушенных прав.
Как следует из ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в частности, право хозяйственного ведения.
На основании п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Материалами дела подтверждается, что право хозяйственного ведения предприятия на спорные объекты недвижимого имущества в определенном Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ порядке не зарегистрировано.
Таким образом, право хозяйственного ведения на спорное имущество у предприятия не возникло.
При вышеуказанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2011 года по делу N А62-2338/2011 в части удовлетворения требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 24.06.2009 N713 "О передаче имущества из хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское" в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" отменить.
В удовлетворении заявленных конкурсным управляющим муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Васильевское" Михайловым В.Д. требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 24.06.2009 N 713 "О передаче имущества из хозяйственного ведения МУСХП "Васильевское" в оперативное управление Управлению сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2338/2011
Истец: К/у МУСХП "Васильевское" Михайлов В.Д.
Ответчик: Администрация МО "Сафоновский район" Смоленской области, Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области
Третье лицо: СПК "Русиловский", УФНС России по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6073/11