Методические рекомендации по инвентаризации прав на объекты
интеллектуальной собственности на предприятиях
Сегодня в стране продолжается процесс акционирования и приватизации государственных предприятий. Массовое вовлечение предприятий в рынок как стратегия действующей власти реализуется даже в тех отраслях, которые традиционно полностью находились в сфере государственного управления. Данный процесс можно расценивать как позитивный, учитывая то, что в результате реализации этой стратегии год от года снижаются нагрузки на государственный бюджет. В итоге бюджетные деньги больше распределяются на науку, культуру, образование и социальную сферу.
Если обратиться к итогам прошедшей в нашей стране приватизации, то можно увидеть, что большинство приватизированных предприятий поменяли свой профиль, а точнее из сферы науки и производства ушли в область торговли, в том числе превратились в складские хозяйства, магазины, торговые фирмы и перевалочные базы. При этом весь высококвалифицированный персонал этих предприятий был уволен или был вынужден увольняться как невостребованный. Такое разбазаривание и уничтожение интеллектуального капитала приватизируемых предприятий для отечественной экономики - явление весьма обычное. Оно является следствием самой процедуры акционирования или приватизации, где интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы фактически не учитываются. При этом банальная отговорка организаторов приватизации в данном случае сводится к тому, что нет соответствующих методик по инвентаризации и оценке интеллектуальной собственности и других нематериальных активов. Однако такие методики есть, и более того они известны многим.
Введение в методику
Предлагаемые руководителям предприятий методические рекомендации ориентированы на их использование в качестве пособия одной из ключевых технологий в системе управления интеллектуальной собственностью в бизнесе. Вне бизнеса и вне коммерческих технологий интеллектуальная собственность играет несущественную роль. В то же время игнорирование интеллектуальной собственности в высокотехнологичном бизнесе приводит к большим финансовым потерям, неконкурентоспособности и неспособности завоевывать весомое рыночное пространство.
Инвентаризация интеллектуальной собственности на предприятиях позволяет их руководителям получить информацию о реальных стратегических возможностях данного объекта бизнеса. Она уводит их из сферы интуитивных, зачастую сугубо субъективных оценок и мнений в область прагматических расчетов, анализа альтернатив и принятия стратегически выверенных решений. Без этой процедуры нельзя выйти на начальный, базисный уровень профессионального управления интеллектуальным капиталом средних и крупных компаний. Без периодической инвентаризации могут обойтись только малые предприятия с числом нематериальных активов менее десяти, поскольку состояние этих активов и сам бизнес вполне обозримы, но на крупном предприятии необозримость этих активов превращается в серьезную проблему.
Проведенная авторами инвентаризация интеллектуальной собственности на ряде предприятий, в НИИ и проектных институтах позволила их руководителям понять, каким объемом прав они фактически распоряжаются. Следующим после инвентаризации шагом обычно становятся действия по оценке совокупной стоимости нематериальных активов и стоимости бизнеса в целом.
В условиях передела собственности и многочисленных банкротств российских предприятий мера по инвентаризации и оценке нематериальных активов является весьма актуальной и часто действенной. Она защищает, в частности, не только от преднамеренного банкротства компании, но и спасает от заниженной оценки ее стоимости и от покупки за бесценок. Кроме того, процедура инвентаризации и требование сохранить специализацию бизнеса могут резко ограничить круг недобросовестных претендентов на покупку компании. К сожалению, не редки случаи, когда предприятия покупаются с единственной целью последующей их перепродажи.
Результаты инвентаризации нематериальных активов позволяют четко определить стратегический вектор оптимального использования приобретаемой компании и ее потенциальные возможности в конкретных направлениях специализации, а также выявить наиболее ценных специалистов компании, без использования которых невозможно качественно реализовать ее потенциально возможные стратегии.
Описанная в рекомендациях методология авторами развивается в процессе их новых диалогов с руководителями крупного и среднего российского бизнеса.
Общие положения методики
Инвентаризация прав предприятия на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и на другие результаты научно-технической деятельности (РНТД) способствует обеспечению его стратегического развития в условиях конкуренции. Периодическая инвентаризация этих активов - это проверка состояния основных стратегических потенциалов бизнеса. После ее проведения руководитель получает доказательства реальной перспективы предприятия.
Прежде чем предпринимать стратегически ответственные меры по реорганизации предприятия, необходимо иметь точную информацию о его фактическом состоянии и потенциале нематериальных активов (НМА). Приватизации предприятий, их слиянию и разъединению на части, введению новых учредителей, привлечению средних и крупных инвесторов, акционированию и любым попыткам существенно улучшить инвестиционную привлекательность должна предшествовать инвентаризация НМА.
Цель инвентаризации - создание (обновление) реестра, отражающего реальное состояние НМА на предприятии. На базе этого реестра определяются цели и задачи стратегического развития бизнеса и взаимоотношения с партнерами и конкурентами.
Основными задачами проведения инвентаризации являются:
поиск и проверка комплектности (полноты) документов, подтверждающих права предприятия на ОИС и другие РНТД;
определение места хранения и использования ОИС и других РНТД;
выявление количественных и качественных показателей отдельно идентифицируемых ОИС и полноты прав предприятия на них;
обеспечение достоверности данных для документального закрепления исключительных прав предприятия на выявленные ОИС и РНТД с целью включения их в состав его НМА;
оценка состояния ОИС и РНТД и выработка мер по обеспечению их надлежащей правовой охраны;
выработка практических рекомендаций по ведению инвентаризационного учета ОИС (ведение реестра ОИС предприятия) и повышению эффективности использования ОИС в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Инвентаризация позволяет:
выявлять по научно-исследовательским и опытно-конструкторским и технологическим работам предприятия новые РНТД, с которыми не осуществлены юридически значимые действия;
нормализовать отношения между субъектами прав на РНТД;
предупреждать и разрешать спорные моменты и нарушения договорных обязательств, внесудебные и судебные разбирательства, предотвращать нарушения прав владельцев РНТД.
Инвентаризация может быть инициативной и обязательной. Проведение инвентаризации целесообразно в следующих ситуациях:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
при обнаружении факта нарушения исключительных прав предприятия:
при определении размеров выплаты вознаграждений авторам и правообладателям;
при выявлении действий третьих лиц (предпринимателей, предприятий и организаций), квалифицируемых как акты недобросовестной конкуренции;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации предприятия;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация начинается с обследования и анализа состояния дел по правовой охране и использованию ОИС и других РНТД (анализ выполненных на предприятии разработок, используемых конструкторских и технологических решений, патентная охрана собственных разработок, защищенность приоритетных направлений бизнеса и др.). Затем устанавливается список собственников всех коммерчески значимых для предприятия ОИС и других РНТД. Такая работа основывается на выявлении существующего массива отчетов по НИОКР, патентов, конструкторской документации, технологий и других РНТД, полезных для законной монополизации рынка продукции (услуг) предприятия. Она также включает подготовку нормативно-методических документов, создание рабочей инвентаризационной комиссии, формирование реестра ОИС и др.
Далее предполагается разработка концепции организации и обеспечения функционирования системы управления предприятия с корректировкой задач субъектов и функций объектов управления, а также с конкретизацией их механизмов реализации.
Завершающим этапом являются разработка подсистемы стратегического развития предприятия на основе собственных и/или приобретенных ОИС и формирование приоритетных направлений расширения рынка его продукции в России и за рубежом. Стратегия должна стать обоснованием экономического и юридического преимущества предприятия перед конкурентами и программой наращивания его доходов в ближайшей перспективе.
В рекомендациях устанавливаются общие принципы и основные этапы процесса инвентаризации, документальное оформление ее результатов, порядок регулирования отношений между субъектами прав на ОИС и другие РНТД, общие правила использования результатов инвентаризации РНТД предприятия.
Настоящие Методические рекомендации призваны помочь предприятиям и организациям в проведении инвентаризации научно-технических разработок и других РНТД и оформлении ее результатов.
Организация работ по проведению инвентаризации.
Программа проведения работ
Работы по инвентаризации прав предприятия на ОИС и другие РНТД проводятся согласно предварительно составленной и утвержденной руководителем программе. В программе должны быть определены основные этапы инвентаризации, функции, осуществляемые на каждом этапе, обозначены сроки и ответственные лица за осуществление ее конкретных этапов и функций.
Проведение инвентаризации возлагается на рабочую инвентаризационную комиссию, специально созданную для этой цели из числа высококвалифицированного персонала структурных подразделений предприятия. В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители и других предприятий и организаций (аудиторских, бухгалтерских, юридических и др.), оказывающие методическую помощь по различным аспектам использования ОИС и НМА.
Схема проведения инвентаризации прав предприятия на РНТД приведена на рисунке.
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Организационно-подготовительный этап | |Издание приказа с утверждением: Положения о|
| инвентаризации прав на РНТД |-|проведении инвентаризации; Положения о РИК и|
| | |состава РИК; графика, сроков проведения, объема|
| | |выделяемых средств на проведение инвентаризации |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Методическая подготовка проведения | |Инструктаж с членами РИК; определение структурных|
| инвентаризации прав на РНТД |-|подразделений, где проводится инвентаризация |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Выявление РНТД и наличия на них прав | |Оформление опросных листов; составление ведомос-|
| предприятия |-|тей по РНТД; составление актов по выявленным РНТД|
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Научно-технический, правовой и экономический | |Оценка новизны, практической значимости; оценка|
| анализ РНТД |-|состояния правой защищенности; оценка стоимости |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Группировка выявленных РНТД, по объектам: | |РНТД, являющиеся объектами исключительных прав;|
| исключительных прав, неисключительных прав, |-|РНТД, являющиеся объектами неисключительных прав;|
| потенциально патентоспособных | |потенциально патентоспособные РНТД |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Идентификация субъектов прав | |РНТД, принадлежащие предприятию; РНТД, принадле-|
| на выявленные РНТД |-|жащие физическим лицам; РНТД, принадлежащие|
| | |третьим лицам |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Приказ о нормализации отношений в сфере НМА. | | Заключение договоров и соглашений с владельцами |
|Урегулирование спорных моментов и внесудебное|-| и авторами РНТД |
| разрешение споров | | |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
Классификация и группировка выявленных РНТД |
|
/-----------------------------------------------------------------------------------\
| | | |
/------------------\ /-----------------\ /----------------\ /-------------------\
|РНТД, исключитель-| |РНТД, охраняемые| |Патентоспособные| |Используемые пред-|
|ные права на кото-| |и используемые в| | РНТД | |приятием РНТД, пра-|
|рые принадлежат| |режиме ноу-хау | | | |ва на которые не|
|предприятию | | | | | |принадлежат ему |
\------------------/ \-----------------/ \----------------/ \-------------------/
| | | |
\-----------------------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
|Осуществление юридически значимых действий по| |Подача заявок для получения патента; регистрация|
| оформлению прав предприятия на РНТД |-|РНТД как ОИС; заключение лицензионных соглашений |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Формирование и ведение реестра ОИС | | Реестр ОИС предприятия и учетные документы |
| |-| по ведению реестра |
\----------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
Общая схема проведения инвентаризации прав на РНТД
Инвентаризация проводится в такой последовательности:
издание приказа по предприятию о проведении инвентаризации результатов научно-технических работ с утверждением персонального состава рабочей инвентаризационной комиссии и указанием порядка и сроков ее проведения;
определение перечня выполненных предприятием НИОКР и полученных в их рамках РНТД, формирование на базе отчетов о НИР, составленных по выполненным НИОКР, первичных сведений о РНТД, научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД на основе изучения отчетов о НИР, научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации с целью выявления в них запатентованных (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, средства индивидуализации продукции), потенциально охраноспособных результатов, а также секретов производства (ноу-хау);
идентификация субъектов прав на выявленные результаты;
установление спорных моментов, нарушений договорных и иных обязательств по отдельным РНТД и ОИС, внесудебное и судебное разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности;
документирование результатов инвентаризации, формирование и ведение реестра:
по объектам исключительных прав (в том числе по объектам авторского права, имущественные права на которые принадлежат предприятию);
по потенциально охраноспособным результатам для оформления по ним исключительных (имущественных) прав предприятия;
по ОИС, исключительные права на которые не принадлежат предприятию, но используются им в производственно-хозяйственной деятельности (на основе лицензионных и иных договоров);
по ОИС, используемым в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и охраняемым в режиме коммерческой тайны (ноу-хау);
разработка практических рекомендаций по осуществлению юридически значимых действий по оформлению правовой охраны на выявленные результаты и использованию их в хозяйственном, гражданском и коммерческом обороте.
Данная методика была опубликована в 2006 г. и переиздана в 2007 г. ИНИЦ "Патент", специализирующемся на подобного рода изданиях.
Процедура инвентаризации НМА во ФГУПах и других государственных предприятиях и учреждениях по данной методике не относится к технологиям, которые могут освоить специалисты, не работающие в сфере управления НМА. За редким исключением такую инвентаризацию следует проводить с привлечением соответствующих специалистов, прошедших специальную подготовку и имеющих опыт реализации этих технологий. В противном случае эффективность инвентаризации будет незначительной.
Б. Леонтьев,
генеральный директор
Федерального института сертификации и оценки
интеллектуальной собственности и бизнеса
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71