Факторно-балльная оценка интеллектуального потенциала
преподавателей высшей школы
Аннотация. Факторно-балльная оценка интеллектуального потенциала основывается на фактор-плане, в котором определяются факторы, или характеристики, используемые для оценки требований, предъявляемых к преподавателям. Каждый из таких факторов разделяется на определенные уровни и сопровождается шкалой баллов, по которой можно произвести оценку. Все организации постоянно развиваются, некоторые быстрее, чем другие. Независимо от того, насколько тщательно была разработана новая схема оценки интеллектуального потенциала, она может быть приемлемой для организации только во время ее развития. Без регулярного пересмотра и усовершенствования при необходимости она постепенно станет "схемой вчерашнего дня" в "сегодняшнем мире".
Решительный переход России на инновационный путь развития требует существенных перемен в подготовке кадров инноваторов, прежде всего в подготовке ученых - докторов и кандидатов наук. В высшей школе в 2006-2007 г. обучалось более 100 тыс. аспирантов и 4 тыс. докторантов. Отбор в аспирантуру и докторантуру осуществляется в системах оценки творческой активности и интеллектуального потенциала студентов и преподавателей.
Обобщая опыт ведущих инновационных университетов России, мы разработали методику факторно-балльной оценки интеллектуального потенциала преподавателей и научных сотрудников высшей школы.
1. Принципы разработки и применения факторно-балльной
системы оценки сложного труда
М. Армстронг, известный в мире специалист по проблемам управления персоналом и оплате труда, выделяет следующие принципы разработки факторно-балльных систем оценки сложного труда, к которому, несомненно, относится труд преподавателя университета:
- система оценок должна быть основана на тщательном анализе должностей и типах требований, предъявляемых к ним, для определения адекватных факторов, характеризующих содержание труда;
- система должна облегчать вынесение беспристрастных суждений об относительной значимости должностей и выполняемых работ;
- используемые в системе факторы должны характеризовать весь диапазон подлежащих оценке на всех уровнях, не отдавая преимущества какому бы то ни было определенному типу должностей или профессий и не вызывая дискриминации по признаку половой принадлежности, расы, физических недостатков или по любой другой причине, справедливо оценивать характеристики как преимущественно женских, так и типично мужских должностей;
- благодаря использованию одних и тех же факторов и методов анализа и оценки система должна обеспечивать возможность проведения эталонного сравнения относительных показателей между должностями различного назначения или родственными должностями;
- факторы должны быть четко определены и дифференцированы - один и тот же показатель не должен учитываться дважды;
- уровни должны быть тщательно определены и последовательно расположены;
- при выборе факторов, формулировке их определений и уровней весомости необходимо избегать устаревших суждений, связанных с половой принадлежностью, - следует производить проверки для выявления любых предрассудков.
Принципы процесса оценки:
- система должна быть прозрачной: все, кого она касается, должны знать процесс осуществления оценок;
- необходимо производить мониторинг качества анализа ролей, чтобы гарантировать получение в результате анализа точной и релевантной информации, которая ляжет в основу процесса оценки должностных обязанностей и исключит предрассудки;
- в процедурах применения должна быть предусмотрена проверка надежности информации;
- особое внимание должно быть уделено гарантии того, что результаты оценок не являются простым воспроизведением существующей иерархии - предполагается, что применение оценки должностных особенностей подвергнет испытанию относительные текущие показатели;
- все участники анализа ролей и оценки должностных обязанностей, потенциала трудовой активности должны пройти необходимое обучение применению системы во избежание предубеждений и сопротивления нововведениям;
- должна существовать возможность пересмотра оценок и обжалования ранжирования;
- следует проводить мониторинг системы, чтобы убедиться, что она применяется должным образом и соответствует той цели, для которой была создана [1].
2. Нормативная шкала оценок трудовой и творческой
активности преподавателей
Таблица 1. Квалификационные признаки по аттестации учебной
и научно-творческой активности преподавателей и научных сотрудников
Квалификационные признаки | Уровень квалификации (в баллах) | Итого, факт |
|||||||||||||||||||
1. Базисный интеллектуальный потенциал и квалификация | |||||||||||||||||||||
1.1. Общий стаж работы | + 1 балл за каждый год работы | ||||||||||||||||||||
1.2. Стаж работы в вузе | + 1 балл за каждый год работы в вузе | ||||||||||||||||||||
1.3. Профессиональное образование и ученая степень |
Высшее образование (бакалавр, специа- лист) |
Магистр | Кандидат наук | Доктор наук |
|||||||||||||||||
20 | 30 | 50 | 100 | ||||||||||||||||||
1.4. Дополнительное профес- сиональное образование (по дип- ломам и сертификатам) |
+ 5 баллов за каждый диплом | ||||||||||||||||||||
1.5. Ученое звание и год присвое- ния ВАК (один из вариантов) |
Доцент | Профессор | Член-корреспон- дент, академик |
||||||||||||||||||
50 | 70 | 80 | |||||||||||||||||||
1.6. Должность в текущем году | Ассистент | Ст. пре- подава- тель |
Доцент | Профессор | Зав. ка- федрой |
Декан | |||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 60 | 80 | 100 | ||||||||||||||||
1.7. Повышение квалификации за период аттестации |
+ 5 баллов за каждую стажировку | ||||||||||||||||||||
2. Накопленный интеллектуальный потенциал до года аттестации | |||||||||||||||||||||
2.1. Монографии | Уровень | Международ- ный |
Республи- канский |
Вузовский | Авторский | ||||||||||||||||
Оценка: за 1 п.л. |
1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | |||||||||||||||||
2.2. Научные статьи |
Уровень | Международ- ные журналы |
Республи- канские ре- ценнзируемые журналы |
Вузовские журна- лы |
Электронная вер- сия |
||||||||||||||||
Оценка: за 1 п.л. |
1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | |||||||||||||||||
2.3. Учебники и учебные пособия (за 10 лет до аттестации) |
Уровень | С грифом УМО |
Межвузовские | Внутривузовские | Электронная версия |
||||||||||||||||
Оценка: за 1 п.л. при тираже 1000 экз. |
0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | |||||||||||||||||
2.4. Авторские методические по- собия (за 5 лет до аттестации) |
Уровень | С грифом УМО |
Межвузовские | Внутривузовские | Авторская элек- тронная версия |
||||||||||||||||
Оценка | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |||||||||||||||||
2.5. Разработан- ные, утвержденные и подтвержденные патенты и авторс- кие свидетельства |
Степень новизны и ожидаемый эффект | ||||||||||||||||||||
Базисные техно- логические ин- новации |
Улучшающие частные ин- новации |
Существенные продук- товые инновации |
Улучшающие продуктовые инновации |
||||||||||||||||||
5 баллов за единицу |
2 балла за единицу |
3 балла за единицу | 1 балл за единицу | ||||||||||||||||||
2.6. Практическое использование проектов и других ОКС |
Фактический экономический эффект инноваций | ||||||||||||||||||||
100 тыс. руб. в год |
50-100 тыс. руб. в год |
До 50 тыс. руб. в год |
Использование без эффекта |
||||||||||||||||||
5 баллов за единицу |
3 балла за единицу |
2 балла за единицу | 1 балл за единицу | ||||||||||||||||||
2.7. Программные продукты |
Используется практически с экономическим эффектом |
Использует- ся в реаль- ном секторе |
Используется в учеб- ном процессе |
Подтверждены авторские права |
|||||||||||||||||
3-5 баллов за единицу |
1-3 балла за единицу |
1-2 балла за единицу | 1 балл за единицу | ||||||||||||||||||
2.8. Авторские права на творчес- кие произведения (литература, ис- кусство, дизайн) |
Степень ис- пользования |
Тираж с реализацией |
Используется на выставках |
Используется в воспитательной ра- боте |
Авторский | ||||||||||||||||
Оценка за еди- ницу |
5 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||
2.9. Дополнительные оценки за неучтенные в перечне работы по решению кафедры, деканата, ректората |
|||||||||||||||||||||
3. Объем и качество выполнения учебных поручений | |||||||||||||||||||||
3.1. Разработка лекций по учебным дисциплинам за учебный год |
+ 10 баллов за каждый курс | ||||||||||||||||||||
3.2. Разработка методических рекомендаций | + 5 баллов за каждую дисциплину | ||||||||||||||||||||
3.3. Чтение лекций по учебным дисциплинам за семестр (в часах) |
Ниже нормы | Норма | |||||||||||||||||||
5 | 10 | ||||||||||||||||||||
3.4. Проведение семинарских и практических за- нятий за последний учебный год (в часах) |
Ниже нормы | Норма | |||||||||||||||||||
2 | 5 | ||||||||||||||||||||
3.5. Проведение лабораторных работ в объеме (количество часов/количество групп) за учебный год |
Ниже нормы | Норма | |||||||||||||||||||
2 | 5 | ||||||||||||||||||||
3.6. Отрицательные замечания по качеству учеб- ных занятий и практических занятий за учебный год |
- 2 балла за каждое замечание | ||||||||||||||||||||
4. Научно-методическое обеспечение учебного процесса | |||||||||||||||||||||
4.1. Издание учебника с грифом Минобразования или УМО (за последние три года) |
+ 3 балла за каждый п.л. | ||||||||||||||||||||
4.2. Издание учебного пособия с рекомендацией УМС ОрелГТУ (за последние три учебных года) |
+ 2 балла за каждый п.л. | ||||||||||||||||||||
4.3. Разработка и обновление учебных программ по курсам (за учебный год) |
+ 2 балла за каждую программу | ||||||||||||||||||||
4.4. Разработка и использование в учебном про- цессе других методических разработок (за учеб- ный год) |
+ 1 балл за каждую разработку | ||||||||||||||||||||
4.5. Дополнительные оценки за не отмеченные в перечне, но значимые результаты методичес- кой работы |
|||||||||||||||||||||
5. Научно-исследовательская деятельность | |||||||||||||||||||||
5.1. Выполнение НИР по централизованным программам и заказам (РФФИ, РГНФ, Мин- образования и науки, федеральные и ре- гиональные программы) |
+ 10 баллов за каждые 100 тыс. руб. | ||||||||||||||||||||
5.2. Степень готовности диссертации | кандидатской | докторской | |||||||||||||||||||
+ 5 баллов за каждые 20% | + 10 баллов за каждые 20% |
||||||||||||||||||||
5.3. Издание монографий (за последние три года) |
+ 2 балла за каждый п.л. автора | ||||||||||||||||||||
5.4. Публикация научных статей | + 3 балла за каждую публикацию | ||||||||||||||||||||
5.4.1. В реферируемых изданиях по спис- ку ВАК, в международных журналах |
+ 2 балла за каждую статью | ||||||||||||||||||||
5.4.2. В других изданиях | |||||||||||||||||||||
5.5. Выступления на научных конферен- циях: - международных |
+ 5 баллов за каждое выступление | ||||||||||||||||||||
+ 3 балла за каждое выступление | |||||||||||||||||||||
- межвузовских (вузовских) | + 2 балла за каждое выступление | ||||||||||||||||||||
5.6. Участие в организации научных кон- ференций, семинаров |
+ 10 баллов за каждое мероприятие | ||||||||||||||||||||
5.7. Выполнение инициативных НИР по за- казу ОрелГТУ |
+ 10 баллов за каждую выполненную тему в течение учебного года |
||||||||||||||||||||
5.8. Дополнительные оценки | |||||||||||||||||||||
6. Инновационная деятельность | |||||||||||||||||||||
6.1. Выполнение хоздоговорных научно- исследовательских и прикладных работ |
+ 5 баллов за каждые 50 тыс. руб. | ||||||||||||||||||||
6.2. Коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности |
+ 5 баллов за каждую единицу | ||||||||||||||||||||
6.3. Выполнение проектов и заказов в рамках технопарка и УНПИЦ ОрелГТУ |
+ 5 баллов за каждый выполненный заказ | ||||||||||||||||||||
6.4. Организация научно-практических семинаров, выставок, рекламных компаний по распространению авторских инноваций и способствующих росту рейтинга (имид- жа) ОрелГТУ |
+ 5 баллов за каждое мероприятие | ||||||||||||||||||||
6.5. Дополнительные оценки | |||||||||||||||||||||
7. Участие в подготовке кадров высшей квалификации | |||||||||||||||||||||
7.1. Наличие и активность научной шко- лы: - число сотрудников, защитивших диссер- тации - издание монографий и статей в рамках научной школы, утвержденных решением |
+ 5 баллов за каждого сотрудника научной школы | ||||||||||||||||||||
+ 3 балла за событие | |||||||||||||||||||||
7.2. Число докторантов и аспирантов в текущем учебном году |
+ 5 баллов за аспиранта, + 10 баллов за докторан- та |
||||||||||||||||||||
7.3. Защитили диссертации с подтвержде- нием ВАК (за последние три года) |
+ 10 баллов за кандидатскую, + 20 - за докторскую | ||||||||||||||||||||
7.4. Участие в подготовке магистров | + 5 баллов за каждый спецкурс по учебному плану магистратуры |
||||||||||||||||||||
7.5. Участие в Президентской программе подготовки менеджеров, в других целевых учебных программах |
+ 5 баллов за каждый курс по учебной программе | ||||||||||||||||||||
7.6. Участие в программах института по- вышения квалификации и переквалификации кадров ОрелГТУ |
+ 5 баллов за каждый курс по учебному плану института |
||||||||||||||||||||
7.7. Другие формы участия в повышении квалификации кадров, в том числе вы- пускников ОрелГТУ |
+ 2 балла за каждое мероприятие | ||||||||||||||||||||
7.8. Дополнительные оценки за значимые действия | |||||||||||||||||||||
8. Учебная и трудовая активность | |||||||||||||||||||||
8.1. Поощрения за активную учебную, научную и общественную деятельность |
+ 10 баллов за каждое поощрение | ||||||||||||||||||||
8.2. Случаи нарушения учебной и трудо- вой дисциплины |
- 10 баллов за каждый документированный случай нарушения |
3. Тестирование системы и определение вознаграждения
1. По итогам учебного года каждый преподаватель и научный сотрудник заполняет объективную характеристику с оценкой активности в баллах по шкале (табл. 1).
Табл. 2. Рейтинг преподавателей за 2006 г.
N п/п |
Ф.И.О. | Должность | Количество баллов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | итого | |||
1 | Фролова Н.А. | Декан ГФ | 137 | 23 | 4 | 125 | 20 | 35 | - | 344 |
2 | Корнеев Е.Ф. | Декан ФЭиП | 174 | 18 | 3 | 80 | - | 15 | - | 290 |
3 | Колчунов В.И. | Декан ФТиС | 229 | 15 | 200 | 220 | 85 | 315 | 5 | 1069 |
4 | Смирнов В.Т. | Д.э.н., проф., зав. каф. | 311 | 88 | 397,5 | 263,5 | 5 | 564 | 5 | 1634 |
5 | Колоколов Ю.В. | Д.т.н., проф., зав. каф. ПТЭиВС |
213 | 30 | 6 | 160 | 25 | 415 | 85 | 934 |
6 | Радченко С.Ю. | Д.т.н., зав. каф. "Авто- пласт", проректор по УМР |
192 | 18 | 8 | 2 | 147 | 140 | - | 507 |
7 | Подмастерьев К.В. | Д.т.н., проф., зав. каф. | 131 | 45 | 10 | 158 | 553 | 312 | 7 | 1140 |
8 | Барсуков Г.В. | Д.т.н., доц., нач. УПКВК | 52 | 90 | 102 | 24 | 800 | 5 | - | 1073 |
9 | Корндорф С.Ф. | Д.т.н., проф. каф. ПМиС | 313 | 40 | 7 | 40 | - | 575 | - | 965 |
10 | Овсяникова И.В. | Ст. препод, каф. ПИ | 46 | 18 | 70 | 50 | - | - | - | 184 |
11 | Козлова В.А. | Ст. препод, каф. ТиОПГХТ | 38 | 94 | 100 | 64 | - | 2 | 5 | 303 |
12 | Беликов Р.П. | Ассистент | 4 | 34 | - | 73 | - | - | - | 111 |
2. Оценки сводятся по кафедрам, факультетам, институтам и университету в целом. Выводится и утверждается приказом общая сумма оценок по университету. Например, в 2006-2007 учебном году она составила 100 тыс. баллов.
3. По финансовому плану на следующий учебный год определяется премиальный фонд для поощрительных выплат, например 6 млн. руб. на 2007-2008 учебный год.
4. Определяется цена одного балла: 6 млн. руб. : 100 тыс. б. = 60 руб. в год, или 5 руб. в месяц.
5. Приказом утверждаются размеры поощрительных выплат преподавателям на следующий год.
Так, при экспертной оценке учебной и научно-инновационной активности выборочной группы преподавателей по итогам 2006 г. были получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2. Активность преподавателей и размеры поощрительных выплат
в 2007-2008 учебном году
N п/п | Ф.И.О. | Должность | Оценка ак- тивности |
Размеры поощрительных выплат | |
Ежемесячная, руб. |
За год, руб. | ||||
1 | Фролова Н.А. | Декан ГФ | 344 | 1 720 | 20 640 |
2 | Корнеев Е.Ф. | Декан ФЭиП | 290 | 1 450 | 17 400 |
3 | Колчунов В.И. | Декан ФТиС | 1 069 | 5 345 | 64 140 |
4 | Подмастерьев К.В. | Зав. каф. ПмиС | 1 140 | 5 700 | 68 400 |
5 | Радченко С.Ю. | Зав. каф. "Автопласт" | 507 | 2 535 | 30 420 |
6 | Колоколов Ю.В. | Зав. каф. ПТЭиВС | 934 | 4 670 | 56 040 |
7 | Смирнов В.Т. | Зав. каф. ЭтиУП | 1 634 | 8 170 | 98 040 |
8 | Корндорф С.Ф. | Д.т.н., проф. | 965 | 4 825 | 57 900 |
9 | Барсуков Г.В. | Д.т.н., проф. | 1 073 | 5 365 | 64 380 |
10 | Козлова В.А. | Ст. препод. | 303 | 1 515 | 18 180 |
11 | Овсянникова И.В. | Ст. препод. | 184 | 920 | 11 040 |
12 | Беликов Р.П. | Ассистент | 111 | 555 | 6 660 |
Результаты показывают существенную дифференциацию поощрительных выплат с учетом реальной активности преподавателей, что явно будет стимулировать рост активности по всем направлениям работы в текущем учебном году. Рост трудовой активности сотрудников становится основой роста экономических и финансовых результатов работы учебного заведения, а значит, и роста фонда поощрительных выплат. Достигается эффект взаимного кругового обеспечения по всем направлениям работы организации. Новый план и отчет преподавателей позволяет также накапливать необходимую информацию для аттестации кадров и решения вопросов продвижения сотрудников.
Работа выполняется в рамках ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" РНП.2.2.2.4.5322.
Литература
1. Armstrong, M. Cummins, A. Hastings, S. and Wood W (2003) Guide to Job Evaluation, Kogan Page, London.
В. Смирнов,
д.э.н., проф., зав. кафедрой
"Экономическая теория и управление персоналом"
Г. Барсуков,
д.т.н., проф., начальник Управления
подготовки кадров высшей квалификации
Е. Родионова,
к.э.н., начальник отдела аспирантуры и докторантуры
Е. Степанова,
докторант, доцент кафедры "Государственные
управление и финансы" г. Орел
"Управление персоналом", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.