Основные проблемы, связанные с размещением
пользовательского контента на интернет-ресурсах
В настоящее время существует большое количество проектов, позволяющих пользователям сети Интернет размещать различные материалы на своих ресурсах в режиме свободного доступа (далее - "пользовательский контент"). К пользовательскому контенту можно отнести фото- и видеоматериалы, сообщения, размещаемые на форумах, открытки, рисунки, информацию на сайтах знакомств. При этом основная часть пользовательского контента размещается анонимно, то есть имя автора невозможно установить до тех пор, пока он сам себя не обозначит.
В связи с размещением большого количества анонимного контента у владельцев интернет-сайтов возникает ряд проблем, в том числе и правовых. Эти проблемы связаны, например, с нарушением авторских и смежных прав третьих лиц, посягательством на честь, достоинство либо деловую репутацию граждан и организаций, а также размещением материалов, содержание которых явно не соответствует требованиям действующего законодательства (размещение порнографических материалов, описания различных вредоносных программ и кодов с возможностью их скачивания, распространение информации о деятельности террористических организаций и т.п.).
Данные проблемы обуславливают большое количество претензии, поступающих от третьих лиц в адрес владельцев сайтов, на чьих ресурсах такие материалы размещены, и с каждым годом поток таких претензий увеличивается в разы. Судебная практика по такого рода делам выглядит крайне неутешительно: при вынесении решений суды исходят из того, что если интернет-сайт предоставил техническую возможность пользователям разместить на своих ресурсах какие-либо материалы, значит, он должен нести ответственность за то, что у себя размещает. При этом судами не учитывается, что данный контент размещается без непосредственного участия сотрудников интернет-сервисов и без какого-либо технического содействия с их стороны.
Поэтому на данном этапе задачей крупнейших интернет-компании является оказание воздействия на законодателя, чтобы обеспечить компаниям, работающим в сфере интернет-бизнеса, адекватную правовую защиту.
Необходимо принять законодательный акт, который четко бы разграничивал ответственность в таких ситуациях и описывал бы те действия, которые должен предпринять "добросовестный" распространитель анонимного контента для освобождения от ответственности.
О. Данилова,
начальник юридического отдела Mail. Ru,
правовая секция КИБ
"Управление персоналом", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.