Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения
о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями"
Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в государственный реестр, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Под ККТ понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В пункте 1 ст. 4 данного закона установлено, что требования к используемой ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. Последнее исполнило это указание, утвердив Постановлением от 23.07.2007 N 470 "Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (далее - Положение о регистрации и применении ККТ).
Раньше порядок регистрации и применения ККТ, а также требования, предъявляемые к ней, регулировались:
- Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36;
- Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104;
- Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Большая часть этих норм прописана в Положении о регистрации и применении ККТ, в котором не указано, что они более не применяются. Следовательно, эти документы применяются в части, не противоречащей данному положению, то есть они могут носить разъяснительный характер при решении вопросов, которые не затронуты в новом документе.
Требования к ККТ
В Федеральном законе N 54-ФЗ указаны требования, которым должна удовлетворять применяемая ККТ. Они также перечислены, дополнены и разъяснены в п. 3 Положения о регистрации и применении ККТ. При несоблюдении таких ограничений налоговики могут привлечь пользователя к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. Данная норма предусматривает за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ штраф, налагаемый на:
- граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.;
- должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
В связи с нововведением при использовании ККТ важно знать, когда может быть применена ст. 14.5 КоАП РФ. Разъяснения даны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16: при толковании настоящей нормы нужно учитывать, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы. Для соблюдения этого порядка организации и индивидуальные предприниматели должны исполнять положения Федерального закона N 54-ФЗ, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик ККТ, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п. 1 ст. 4 данного закона. Далее указано, что под неприменением ККТ нужно понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- применение ККМ, не включенной в государственный реестр;
- использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Теперь случаи, когда можно говорить о неприменении ККТ в целях привлечения к административной ответственности, нужно уточнить с учетом Положения о регистрации и применении ККТ. Например, одно из новых требований - ККТ должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. В п. 4 Положения о регистрации и применении ККТ сказано, что указанные в нем технические характеристики и параметры функционирования ККТ утверждаются Минпромэнерго РФ по согласованию с другими ведомствами.
В пункте 2 Постановлении Пленума ВАС РФ N 16 уточнено: когда в качестве ККТ применяются электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы, ст. 14.5 КоАП РФ неприменима.
Модели, исключенные из госреестра
В пункте 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах сказано, что о снятии с учета моделей ККМ налоговые органы уведомляют организации за 30 дней до истечения срока их применения. В соответствии с нововведениями Положения о регистрации и применении ККТ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из госреестра, ее снятие налоговым органом может осуществляться самостоятельно. При этом налоговики уведомляют пользователя о снятии с регистрации ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (п. 19). Таким образом, теперь пользователю ККТ нужно самостоятельно следить за нормативным сроком амортизации, чтобы избежать ответственности за неприменение ККТ.
Перерегистрация
Согласно п. 16 Положения о регистрации и применении ККТ перерегистрация ККТ осуществляется по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган. Финансисты в письмах со ссылкой на Федеральный закон N 54-ФЗ говорят о возможности перерегистрации моделей ККТ, исключенных из государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации.
Согласно Письму Минфина РФ от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124 допустима перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) ККТ, исключенной из госреестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации при:
- изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
- изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
- реорганизации организации;
- государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в таком качестве была ранее прекращена;
- внесении ее в уставный капитал (уставный фонд) организации. В Письме Минфина РФ от 08.02.2007 N 03-01-15/2-46 аналогичный вывод сделан в отношении внесения организацией ККТ в уставный капитал другой организации, учредителем которой она является;
- регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована ККТ.
Согласно Письму Минфина РФ от 10.02.2006 N 03-01-15/1-30 можно использовать и регистрировать в налоговых органах ККТ с неистекшим нормативным сроком амортизации в случаях изменения организационно-правовой формы организации, смены собственника ККТ.
А.А. Беркутова,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 17, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"