г. Ессентуки |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А15-1214/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А., рассматривает в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (ИНН 0562044239; ОГРН 1020502629795, г. Махачкала, пл. Ленина, 2) и ОАО "Дагэнергосеть" (ИНН 0562076791; 1100562000208, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73а) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2011 по делу N А15-1214/2011 (судья Ахмедов Д.А.) по заявлениям Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан и ОАО "Дагэнергосеть" об оспаривании распоряжения Правительства Республики Дагестан (ИНН 0541019009; ОГРН 1060562005514, г. Махачкала, пл. Ленина, 1)
третьи лица: ООО "Дагестанская объединенная сетевая компания" (ООО "ДОСК" ИНН 0522017976; ОГРН 1100522000424, г. Махачкала, ул. М.Азизова,5); Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан (ИНН 0562062870; ОГРН 1060562005613, г. Махачкала, ул. М.Абубакарова, 67)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Дагэнергосеть" - Гасанова С.Т. по доверенности от 11.11.2011 N 02/428;
от ООО "ДОСК" - Гасанов И.М. по доверенности от 01.02.2011.
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2011 отказано в удовлетворении заявлений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) и ОАО "Дагэнергосеть" (далее - общество) к Правительству Республики Дагестан (далее - правительство) об оспаривании распоряжения от 22.02.2011 N 40-р. Указанным ненормативным правовым актом образована рабочая группа, которой: в срок до 25.02.2011 предложено разработать механизм и условия передачи муниципальных электрических сетей на баланс ООО "ДОСК" (третье лицо) и внести предложение для утверждения в правительство; в срок до 10.03.2011 предписано организовать реализацию пилотного проекта по передаче муниципальных электрических сетей трех муниципальных районов республики на баланс ООО "ДОСК" и в срок до 05.04.2011 составить поэтапный план передачи муниципальных электрических сетей районов и городов республики на баланс ООО "ДОСК".
Заявители обжаловали решение суда в апелляционном порядке, просят отменить его и удовлетворить заявленные требования, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. В частности, заявители считают необоснованным вывод суда о законности распоряжения N 40-р и утверждают, что в результате его издания ООО "ДОСК" получит конкурентное преимущество и будет наделено государственной собственностью в нарушение требований Федеральных законов от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ). Заявители полагают ошибочными выводы суда о рекомендательном характере и неисполнимости распоряжения, ссылаясь на принятие муниципальными образованиями актов во исполнение оспариваемого распоряжения.
ООО "ДОСК" в отзыве считает апелляционные жалобы необоснованными, просит отказать в их удовлетворении, указывая на законность судебного решения. Данный участник дела считает несостоятельными ссылки заявителей на Законы N 135-ФЗ и N 178-ФЗ, утверждая, что оспариваемое распоряжение не предполагает смены собственника сетей, а их передача возможна без проведения конкурса в виду технологической связанности с сетями ООО "ДОСК".
В судебном заседании 13.12.2011 представители названных участников дела поддержали указанные доводы.
Правительство и участвующее в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан (далее - министерство) отзывов на апелляционные жалобы и своих представителей в суд нет направили.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 20.12.2011.
Дело пересматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие управления, правительства и министерства, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб в связи со следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ устанавливает запрет на принятие органами государственной власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, не требуется проведение конкурсов и аукционов. Технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в схему территориального планирования муниципального района наряду с другими объектами инфраструктуры входит, и электрификация.
Сети инженерно-технического обеспечения муниципального образования включают в себя объекты водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения. То есть электроэнергетические объекты, находящиеся в введении муниципальных образований, являются частью сети инженерно-технического обеспечения муниципального образования.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что постановлением РСТ Республики Дагестан от 27.12.2010 N 137 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, в том числе, и для ООО "ДОСК" как для сетевой организации; от многих муниципальных образований Республики Дагестан данной сетевой организации направлены заявки для включения в План мероприятий на 2011 по вопросам электрофикации и установки трансформаторов, замены электросетевого хозяйства и т.д.; заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2011 N 418 ЦП, от 01.01.2011 N 01-Т оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), от 30.06.2011 N 10051-140-УП с обществом; договор N 118-Т от 11.08.2011 оказания услуг по передаче электрической энергии; договор аренды N 1210-22 от 27.12.2010 объектов энергетического хозяйства с ОАО "Сулакский Гидрокаскад" (в том числе и единый технологический комплекс сети "Энергосбыта") и т.д.
ООО "ДОСК" является специализированной сетевой организацией, осуществляющей эксплуатацию и услуги по передаче электроэнергии по своим сетям (находящимся в арендном пользовании), которые также технологически связаны с сетями, находящимися на территории муниципальных образований Республики Дагестан, а потому не требуется проведение аукциона или торгов при безвозмездной передаче временно на срок до года объектов электросетевого хозяйства, находящихся в ведении муниципальных образований Республики Дагестан.
В материалах дела представлено заключение созданной оспариваемым распоряжением рабочей группы, из которого следует, что рабочая группа считает возможным муниципальным образованиям заключить договоры безвозмездного пользования со специализированной организацией ООО "ДОСК" на период оформления правоустанавливающих документов но не более 1 года. После оформления собственности муниципальные образования вправе самостоятельно определять условия заключения договоров и распоряжения имуществом.
Поручением Президента Российской Федерации от 22.11.2010 Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации было указано провести ревизию и постановку на учет бесхозяйного имущества, а также провести работу признания права муниципальной собственности на эти объекты в срок до 01.09.2011.
Пункт 1 статьи 2 Закона N 178 - ФЗ предусматривает, что приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Установленный оспариваемым распоряжением механизм (как следует из его текста, а также из заключения рабочей группы) не предполагает смену собственника сетей и направлен на обеспечение энергетической безопасности и стабильности до легитимизации в установленном порядке собственника республиканского или муниципального уровня.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства и доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности и во взаимной связи, суд обоснованно указал, что распоряжение N 40-р не посягает на конкурентные права и не означает незаконной трансформации права республиканской и/или муниципальной собственности в частную.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, поскольку основания, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2011 по делу N А15-1211/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1214/2011
Истец: Дагестанское УФАС России, ОАО "Дагэнергосеть"
Ответчик: Правительство РД
Третье лицо: Министерство промышленности, энергетики и связи РД, Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан, МУП "Огнинские городские электрические сети" г. Дагестанские Огни, МУП "Электросеть", МУП Каспийские электрические сети "Каспэнерго", ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Дагнеруд", ОАО "Завод стекловолокна", ОАО "Кизлярские горэлектросети", ОАО "Концерн КЭМЗ", ОАО "Махачкалинские горэлектросети", ОАО "РЖД", ОАО "Эльдаг", ООО "Дагестанская объединенная сетевая компания", ООО "ДОСК", ООО "Нурэнергосервис", ООО "ШПЭС-энерго", ООО УК "Энергосервис 1", Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан, УФАС по РД, Правительство республики Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9649/12
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9649/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9649/12
06.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1333/12
23.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3539/11