Врач есть... а лицензия?
Обязанность проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют транспортные средства, п. 1 ст. 20 и ст. 23 Федерального закона от 10.12.2005 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Часто небольшие организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся автомобильными перевозками, для проведения медицинских осмотров водителей принимают на работу врачей. Однако наличие в штате врача еще не означает, что организация имеет право проводить медицинские осмотры своих водителей. Для того чтобы осмотреть водителя перед выездом в рейс, потребуется еще и лицензия.
Лицензия необходима
Лицензию должна получить сама организация. Дело в том, что согласно подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. К медицинской деятельности относится и деятельность по проведению медицинских осмотров, включая предрейсовые и послерейсовые осмотры. Это предусмотрено Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. При этом Положение не устанавливает, что лицензированию подлежит медицинская деятельность по выполнению работ или оказанию услуг третьим лицам. Деятельностью, подлежащей лицензированию, является и медицинская детальность в отношении работников данной организации.
Такой вывод, как правило, вызывает недоумение. Вроде бы организация проводит медицинский осмотр только "своих" водителей, другим юридическим и физическим лицам подобных услуг не оказывает, а все равно должна получать лицензию на ведение медицинской деятельности. Но факт остается фактом: понятие "медицинская деятельность" включает в себя выполнение работ или оказание услуг не только третьим лицам, но и для собственных нужд.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Учитывая, что вред может быть причинен и собственному работнику, лицензирование медицинской деятельности для собственных нужд необходимо.
О том, что организации, имеющие медицинские пункты, обязаны получать лицензию, говорится и в письме Минздравсоцразвития России и Росздравнадзора от 19.04.2007 N 01И-327/07 "О совершенствовании деятельности по лицензированию".
Отсутствие необходимости получения лицензии для проведения медицинского осмотра собственных водителей иногда пытаются доказать ссылками на пункты 1.2 и 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, приведенного в методических рекомендациях "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных 29.01.2002 Минздравом России и Минтрансом России (далее - Методические рекомендации).
Пункты 1.2 и 1.4 указанного Типового положения предусматривают, что медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. При этом медицинский персонал должен иметь сертификат, а медицинское учреждение лицензию.
Однако Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, не зарегистрированы Минюстом России и поэтому не обязательны. Сказанное косвенно подтверждается и письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". В письме Методические рекомендации названы документом, который "поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы, как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения".
"... Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств". Этот документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы, как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения" (письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств").
Необходимо также учитывать, что Методические рекомендации не регулируют и не могут регулировать вопросы получения организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, лицензий. Указание Методических рекомендаций на то, что медицинский персонал должен иметь сертификат, не означает, что организация, в которой трудятся соответствующие медицинские работники, освобождена от обязанности получать лицензию.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров в настоящее время регулируется Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". Несмотря на то что этот Приказ принят довольно давно, он не отменен и применяется до сих пор. Других нормативных правовых актов, принятых позднее и устанавливающих правила проведения предрейсовых осмотров водителей, нет.
В соответствии с п. 1 Инструкции предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении медицинской помощи сверх установленных норм. Отсюда можно сделать вывод, что главным условием предоставления услуг по медицинскому обслуживанию автотранспортного предприятия является либо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо фактическое осуществление трудовой деятельности в организациях здравоохранения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2003 N А74-182/03-К2-Ф02-1194/03-С1).
За проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей без лицензии организацию могут оштрафовать на основании п. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А, Уральского округа от 13.12.2006 N Ф09-11007/06-С1, Дальневосточного округа от 29.11.2006 N Ф03-А04/06-2/4124).
"Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи, инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств... " (п. 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств").
Кроме того, соблюдение ст. 20 Федерального закона от 10.12.1005 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" является одним из лицензионных требований при осуществлении подлежащей лицензированию деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637).
Поэтому проведение медицинского осмотра водителей без лицензии грозит организации, осуществляющей перевозки пассажиров, штрафом по п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных лицензией (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.04.2005 N А38-4561-14/661-2004, Восточно-Сибирского округа от 05.05.2003 N А74-182/03-К2-Ф02-1194/03-С1). Лицензия в этом случае может быть приостановлена или аннулирована.
Каков порядок?
Получение медицинской лицензии - дело непростое. Согласно п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, для получения лицензии организация или индивидуальный предприниматель (соискатели лицензии) должны представить в лицензирующий орган заявление, копии учредительных документов, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также копии:
- документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;
- документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;
- документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);
- документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);
- регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;
"При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных... заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий" (п. 9 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30).
- документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
- выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.
Лицензирующий орган рассматривает представленные документы, проверяет содержащиеся в них требования и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе выдать лицензию.
* * *
Как видно, для того чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, необходимо собрать довольно большой пакет документов. К тому же организация и индивидуальный предприниматель должны соответствовать лицензионным требованиям и условиям. Поэтому во многих случаях простым решением проблемы является заключение гражданско-правового договора с организацией здравоохранения или частнопрактикующим врачом о проведении медицинских осмотров. В этом случае организации или индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующему автомобили, не придется получать лицензию, поскольку медицинскую деятельность они осуществлять не будут.
И. Александров,
эксперт АКДИ
"Малая бухгалтерия", N 6, август-сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16