г. Красноярск |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А33-9731/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Канске,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" сентября 2011 года по делу N А33-9731/2011, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Канская городская детская больница" (ОГРН 1032401193692, ИНН 2450010010) (далее - МБУЗ "Канская ГДБ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Канске (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 31.05.2011 N 373 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.09.2011 по делу N А33-9731/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что учреждением были совершены несколько самостоятельных административных правонарушений, влекущих привлечение к административной ответственности за каждое из них.
МБУЗ "Канская ГДБ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 25.10.2011 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 26.10.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)), а также путем публичного опубликования протокольного определения об отложении судебного разбирательства от 12.12.2011, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
19 мая 2011 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Канске А.Г. Кузьмич при проведении плановой выездной проверки в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Канская ГДБ" на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 07.04.2011 N 1761 по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Урицкого 90а, в комнате для приготовления молочных смесей в первом педиатрическом отделении (палаты для новорожденных) обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а именно:
- раковина для мытья рук оборудована смесителем, конструкция которого не исключает повторное загрязнение рук после мытья, что является нарушением пункта 3.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", пунктов 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- в нарушение пунктов 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", пункта 3.8 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" моечные раковины для мытья посуды присоединены к канализационной сети без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки;
- сливной трап с уклоном пола к нему в помещении отсутствует, промывные воды (использованные растворы) после обработки наружных поверхностей емкостей, а также промывные воды после обработки столов выливаются в раковины для мытья посуды, что является нарушением пункта 3.13 СанПиН 2.3.6.1079-1 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", пункта 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- в нарушение пункта 3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", пункта 14.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" не осуществляется контроль за влажностным режимом хранения пищевых продуктов (сухие молочные смеси), отсутствует психрометр в шкафу для их хранения.
Усмотрев в действиях муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Канская ГДБ" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 26.05.2011 специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске А.Г. Кузьмич в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Канская ГДБ" составил протокол об административном правонарушении N 466.
Постановлением от 31.05.2011 N 373 по делу об административном правонарушении муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Канская ГДБ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не доказал законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 31.05.2011
N 373 на основании следующего.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной 19.05.2011 административным органом в отношении МБУЗ "Канская ГДБ", в комнате для приготовления молочных смесей в первом педиатрическом отделении (палаты для новорожденных) выявлены нарушения пунктов 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", пунктов 3.3., 3.8, 3.13 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", пункта 3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
Указанные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 26.05.2011 N 466, постановлении от 31.05.2011 N 373 по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан правомерный вывод об обоснованности довода заявителя о неоднократном привлечении к административной ответственности за совершение одного правонарушения, по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Из содержания норм КоАП РФ следует, что разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта и события административного правонарушения, в том числе, установления времени и места совершения и выявления (обнаружения) правонарушения.
Поскольку административным органом по результатам одной проверки вынесено несколько постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то административный орган обязан доказать, что лицом, привлеченным к административной ответственности, совершено несколько административных правонарушений.
При этом согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что заявителем допущено противоправное бездействие, выраженное в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах - комнате для приготовления молочных смесей в первом педиатрическом отделении (палата для новорожденных) МБУЗ "Канская ГДБ".
Согласно информации административного органа, по результатам проведенной проверки заявитель привлечен к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ постановлениями N N 366 - 373 от 31.05.2011.
Местом выявления противоправного деяния, исходя из указанных постановлений и справки административного органа, является здание больницы по адресу: г. Канск, ул. Урицкого, 90а.
Доводы административного органа о том, что административным органом при проведении проверки учреждения нарушения были выявлены на разных объектах, принадлежащих одному юридическому лицу, следовательно, нарушения правомерно признаны в качестве самостоятельного административного правонарушения; время совершения правонарушения и место совершения правонарушения в каждом отдельно взятом административном деле разное; тот факт, что правонарушения установлены в отделениях, находящихся в одном здании, не свидетельствует о том, что юридическим лицом совершено одно правонарушение, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными на основании следующего.
Согласно распоряжению о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 07.04.2011 N 1761, проверка проводилась в отношении юридического лица, включая обследование используемых для осуществления деятельности территорий, строений сооружений, помещений и оборудования (пункт 8 распоряжения), то есть объектом проверки явилась деятельность предприятия в целом, без выделения каких-либо подразделений или помещений.
Проверка проводилась в различных помещениях (комнате для приготовления молочных смесей в первом педиатрическом отделении - палата для новорожденных) одного здания больницы, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Урицкого 90а.
Во всех проверенных отделениях учреждения, расположенных в одном здании, административным органом установлено нарушение учреждением одних и тех же норм - Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и норм санитарных правил (СП СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"); все нарушения выявлены в рамках проведения одной проверки.
Объект посягательства во всех случаях один - здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует действие (бездействие), нарушающее санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Вменяемое учреждению правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административный орган не представил доказательств того, что вменяемое учреждению противоправное действие (бездействие) было совершено и (или) выявлено в различное время и в различных местах, следовательно, не доказано, что лицом, привлеченным к административной ответственности, совершено более одного административного правонарушения.
Таким образом, учреждением было допущено бездействие, выразившееся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, образующее объективную сторону одного административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах по результатам проведения выездной проверки административным органом должны были составлены один акт проверки, один протокол об административном правонарушении, в которых зафиксированы выявленные факты нарушений, и соответственно вынесено одно постановление о привлечении к административной ответственности. В таком случае КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания отдельно за каждый выявленный факт нарушения.
Из материалов дела следует, что до вынесения оспариваемого постановления постановлением по делу об административном правонарушении от 31 мая 2011 года N 370 учреждение было привлечено в соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, выявленных при проведении выездной проверки.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вынесение постановления от 31 мая 2011 года N 373 свидетельствует о повторном привлечении учреждения к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Канская городская детская больница" о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2011 N 373 является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2011 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2011 года по делу N А33-9731/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9731/2011
Истец: МБУЗ "Канская городская детская больница"
Ответчик: ТУ Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4784/11