г. Ессентуки |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А20-823/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Фриева А.Л., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола с/з секретарем Эсангальдеевой Х.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по кабардино- Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2011
по делу N А20-823/2011 под председательством судьи Браевой Э.Х.
по иску государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Пачева, 19, А)
к Государственному учреждению "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (ИНН: 0708011056, ОГРН: 1060708006314, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Балкарская, 102)
о взыскании задолженности,в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заявитель, пенсионный фонд, ОПФ) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Государственному учреждению "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (далее - учреждение) о взыскании 127 рублей 70 копеек.
Решением от 20.05.2011 арбитражный суд требования ОПФ удовлетворил в части взыскания с учреждения задолженности по пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9 рублей 46 копеек, пени по страховым платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в сумме 81 рубля 84 копеек. В удовлетворении остальной части требований, отказал. Судебный акт мотивирован тем, что погашение задолженности по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) за 2 квартал 2010 года в целом уплачена ответчиком своевременно до установленного срока, в связи с чем, пени по страховым взносам предъявлены заявителем необоснованно.
В апелляционной жалобе ОПФ просит решение суда от 20.05.2011 отменить в части отказа во взыскании пени, начисленной по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) за 2 квартал 2010 года, принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что задолженность по уплате пени подтверждается соответствующими расчетами и реестром поступления платежей. В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции при разрешении спора применил утратившие силу нормы права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
ОПФ и учреждение своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседании извещены надлежащим образом.
По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) учреждение является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 20.10.2010 за учреждением числилась задолженность по уплате пени, начисленной во 2-ом квартале 2010 года, которая в общей сумме составила 127 рублей 70 копеек за несвоевременную уплату страховых взносов.
В адрес учреждения пенсионным органом направлено требование от 20.10.2010 N 00500140009603 об уплате задолженности в срок до 09.11.2010.
В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок и принимая во внимание, что учреждение является бюджетной организацией, ОПФ в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату страховых взносов в ТФОМС в сумме 36 рублей 40 копеек, за 2 квартал 2010 года суд первой инстанции указал на недопустимость начисления пени при полном погашении задолженности в течение отчетного периода (2-й квартал 2010 года).
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, в порядке, установленном частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в силу которой ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
Так, в рассматриваемом случае, за 2-й квартал 2010 страховые взносы подлежали уплате учреждением не позднее 15.05.2010 за апрель, 15.06.2010 за июнь и 15.07.2010 за май. Соответственно, в связи с уплатой учреждением причитающихся сумм страховых взносов за май месяц в более поздний период, пенсионным органом были начислены пени.
Уплата страховых взносов учреждением с нарушением срока установленного частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ подтверждается материалами дела и не оспаривается самим плательщиком.
При проверке судом апелляционной инстанции имеющихся в материалах дела расчетов пени, соблюдения пенсионным фондом сроков направления требования и обращения с заявлением в суд, нарушений не установлено. Требование от 20.10.2010 N 00500140009603 составлено по форме, утвержденной Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н, и соответствует действительным обязательствам учреждения.
Закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, вступил в силу с 01.01.2010.
В свою очередь утратили силу положения главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 23, 24, 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 4 статьи 24, статья 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) регулирующая отношения по уплате страховых взносов до 01.01.2010.
В силу указанных норм права, страхователь ежемесячно уплачивал авансовые платежи, а по итогам отчетного периода - рассчитывал разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. При этом, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежала уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Из приведенных выше норм следует, что до вступления в силу Закона N 212-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определялась по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Таким образом, ранее действующий порядок предусматривал возможность начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, основаны, в том числе, на толковании норм права, которые сформированы в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.10.2006 по делу N 8540/06.
Между тем, с учетом вышеизложенного, представляется, что позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в решении от 11.10.2006 по делу N 8540/06 об уплате авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применима при рассмотрении дела о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции также не принято во внимание, что согласно части 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
В рассматриваемом случае обязанность учреждения по уплате страховых взносов, на которые пенсионным органом произведено начисление пени, возникла во 2-ом квартале 2010 года, то есть после вступления Закона N 212-ФЗ в силу.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что если бы рассматривались отношения, возникшие до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, тогда применение положений главы 24 Налогового кодекса РФ, статьей 22-26 от 15.12.2001 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и соответствующей судебной практики было бы обоснованно.
Таким образом, фактически суд первой инстанции пришел к выводу о расчете пени за несвоевременную уплату авансовых платежей только по итогам отчетного периода, что не соответствует положениям статьи 15 Закона N 212-ФЗ, применяемым к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2011 по делу N А20-823/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени по страховым платежам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 36 рублей 40 копеек. Принять в этой части новый судебный акт.
Взыскать с Государственного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (ИНН: 0708011056, ОГРН: 1060708006314) в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004) пени по страховым платежам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 36 рублей 40 копеек.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2011 по делу N А20-823/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-823/2011
Истец: ГУ отделение пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: ГУ дирекция государственных природных заказников
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1850/11