город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2011 г. |
дело N А32-33661/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представителя Мефоденко М.Г. по доверенности от 15.03.2011 N 52-4360/11-43.17,
индивидуального предпринимателя Бесчастного Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12 августа 2011 года по делу N А32-33661/2010
по иску крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка"
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки
и по встречному иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к ответчикам: крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Очаровательная полянка", индивидуальному предпринимателю Бесчастному Юрию Николаевичу
о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка" Хробостов В.А. (далее - истец, крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) о признании отсутствующим право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16, расположенные по адресу: г. Горячий Ключ, автодорога "Подъезд с. Фанагорийское" км 0+800 м (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования - т. 1 л.д. 121).
Исковые требования мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003 были предоставлены гражданам Хробостову В.А. и Бесчастному Ю.Н. в общую долевую собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка" постановлениями главы администрации г. Горячий Ключ от 13.02.2002 N 562, от 25.03.2002 N 1266, от 08.04.2002 N 1512а. Право общей совместной собственности на земельные участки зарегистрировано 03.04.2002.
В границах указанных земельных участков департаментом сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 и на них зарегистрировано право собственности Краснодарского края. В ЕГРП содержатся противоречивые сведения о зарегистрированных правах, на одни и те же земельные участки зарегистрировано право собственности разных субъектов.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003 находятся в фактическом владении крестьянского хозяйства, на одном из земельных участков расположен принадлежащий на праве собственности Бесчастному Ю.Н. жилой дом с постройками. Регистрация права собственности Краснодарского края на земельные участки нарушает права крестьянского хозяйства.
Департамент обратился с встречным иском о признании отсутствующим право собственности крестьянского хозяйства (Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н) на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003 (л.д. 72-77, 119-120 том 1).
Встречный иск мотивирован тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003 расположены в пределах особо охраняемой природной территории краевого значения, в связи с чем, не могли быть переданы крестьянскому хозяйству в собственность. Земельные участки были предоставлены в собственность крестьянскому хозяйству в нарушение порядка, предусмотренного законодательством, действовавшим на момент регистрации такого права.
Определением суда от 12.07.2011 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Бесчастный Юрий Николаевич (л.д. 153 том 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2011 года крестьянскому хозяйству в удовлетворении иска отказано, встречный иск департамента удовлетворен.
Суд установил тождественность земельных участков, находящихся в собственности КФХ "Очаровательная полянка" и земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, суд указал, что спорные земельные участки расположены в границах округа санитарной охраны курорта краевого значения. Администрация муниципального образования Горячий Ключ не наделалась правом на распоряжение земельными участками, являющимися краевой собственностью.
Крестьянское хозяйство обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска крестьянского хозяйства.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- судом не рассмотрено заявление крестьянского хозяйства о применении срока исковой давности по встречному иску. Во исполнение распоряжения главы администрации Краснодарского края от 08.04.2005 N 278-р "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 28.05.2005 проводилось обследование земельных участков, находящихся в собственности крестьянского хозяйства. В ходе проверки ответчику стало известно о том, что земли бывшего совхоза "Ключевский" постановлениями главы администрации г. Горячий Ключ выделены гражданам Хробостову В.А. и Бесчастному Ю.Н. в общую совместную собственность для ведения крестьянского хозяйства. Встречный иск предъявлен с пропуском срока исковой давности,
- вывод суда о нахождении спорных земельных участков в границах курорта краевого значения материалами дела не подтвержден. Письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края подтверждают отсутствие утвержденных границ округа горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ. Кадастр особо-охраняемых природных территорий Краснодарского края не ведется. Какие-либо ограничения земельных участков в кадастровых паспортах не указаны,
- земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:07 04 001:0002, 23:41:07 04 001:0003 были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, а также право общей долевой собственности Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н. на земельные участки зарегистрировано ранее, чем были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 и зарегистрировано право краевой собственности на указанные участки. Повторная регистрация права собственности на земельные участки является незаконной,
- на земельном участке с кадастровым номером 23:41:07 04 001:0002 расположены принадлежащие на праве собственности Бесчастному Ю.Н. жилой дом и иные постройки, право собственности зарегистрировано в ЕГРП.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявители указали:
- картографический материал к постановлению Совета Министров РСФСР N 403 от 13.09.1984 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" отсутствует, а письмом Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края от 21.011.2011 N 44-3501/11-01012 подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Горячий Ключ, Безымянный сельский округ, находится за пределами 3 зоны границы округа горно-санитарной охраны краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае,
- департамент не обосновал избранный им способ защиты в отсутствие владения спорными земельными участками.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к ней указал, что факт нахождения спорных участков в границах второй зоны округа санитарной охраны подтверждается письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 20.04.2001 N 71-1990/22-03-01. Отнесение земельных участков по данным кадастрового учета к землям сельскохозяйственного назначения не изменяет их правовой режим особо охраняемых природных территорий. Довод заявителя жалобы о пропуске департаментом срока исковой давности подлежит отклонению, так как обследование спорных земельных участков проводилось ГУ КК "Кубанъземконтроль" на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края, а не по поручению департамента. В департамент не поступал акт, который был составлен по результатам обследования земельных участков. ГУ КК "Кубаньземконтроль" были обследованы земельные участки с конкретными кадастровыми номерами, на тот момент не было известно о наложении указанных участков на земельные участки фонда перераспределения. Согласно информации отдела учета земель ДМО КК спорные земельные участки входили во вторую зону санитарно-охранного округа. Представленные границы зон и округов санитарной охраны были выполнены в ходе проведения работ по установлению границ особо охраняемых природных территорий в г. Горячий Ключ. Работы проводились ФГУП Кубань НИИ Гипрозем на основании договора от 04.10.2001 N 15 с ДИО КК. В проведении указанных работ принимали участие специалисты главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю, комитет по курортам и туризму администрации Краснодарского края, территориальное управление курортами.
В судебном заседании ИП Бесчастный Ю.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, иск крестьянского хозяйства удовлетворить в полном объёме, а иск департамента оставить без удовлетворения.
Представитель департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Горячий Ключ N 562 от 13.02.2002 Хробостову В.А. и Бесчастному Ю.Н. в общую долевую собственность предоставлен земельный участок общей площадью 8 га (пастбище) в секции 51 контура 29, 30, 33, 36, 37 (Безымянный сельский округ) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель фонда перераспределения. Одновременно с этим главой создаваемого КФХ "Очаровательная полянка" утверждён Хробостов В.А., членом хозяйства - Бесчастный Ю.Н. (т. 1 л.д. 14).
Постановлением главы г. Горячий Ключ N 1266 от 25.03.2002 площадь предоставляемого земельного участка была скорректирована, Хробостову В.А. и Бесчастному Ю.Н. в общую долевую собственность предоставлен земельный участок общей площадью 8,1 га (т. 1 л.д. 15).
Предоставленный земельный участок прошёл государственный кадастровый учёт, в связи с чем, ему был присвоен кадастровый N 23:41:07 04 001:0002 (т. 1 л.д. 16-18).
03.04.2002 право совместной собственности членов крестьянского хозяйства Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н. на предоставленный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА N 492277 (т. 1 л.д. 19).
08.04.2002 постановлением главы г. Горячий Ключ N 1512а крестьянскому хозяйству дополнительно в общую собственность из земель фонда перераспределения предоставлен земельный участок общей площадью 3,2 га (пастбище) в секции 51 контур 23 - 2,2 га, контур 44 - 1 га (Безымянный сельский округ) (т. 1 л.д. 20).
Предоставленному земельному участку присвоен кадастровый N 23:41:07 04 001:0003 (т. 1 л.д. 21-22).
Право совместной собственности членов крестьянского хозяйства Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н. на дополнительно предоставленный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 30.08.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА N 681355 (т. 1 л.д. 23).
На основании постановления главы г. Горячий Ключ N 4458 от 14.10.2002 крестьянскому хозяйству, расположенному на территории Безымянного сельского округа в г. Горячий Ключ, присвоен адресный номер: автодорога "Подъезд с. Фанагорийское" км. 0+800 м. (т. 1 л.д. 24).
В целях уточнения места расположения границ предоставленных земельных участков крестьянским хозяйством осуществлены межевые работы, по итогам которых было установлено, что:
- земельный участок с кадастровым номером 23:41:0704001:2 (ранее учтённый с кадастровым номером 23:41:0704001:0002) фактически накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 (кадастровый инженер пришёл к выводу о том, что три указанных земельных участка дублируют многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 23:41:0704001:2) (т. 1 л.д. 27-37, 40-47);
- земельный участок с кадастровым номером 23:41:0704001:3 (ранее учтённый с кадастровым номером 23:41:0704001:0003) фактически накладывается на земельные участки с кадастровым номером 23:41:0704001:12 (кадастровый инженер пришёл к выводу о том, что указанный земельный участок дублируют многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 23:41:0704001:3) (т. 1 л.д. 48, 51-53).
Факт дублирования земельных участков друг другом подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю решений от 17.03.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельных участков, принадлежащих на праве собственности крестьянскому хозяйству с уточнёнными границами (т. 1 л.д. 40, 50).
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 23.06.2004 серия 23-АБ N 513686, от 22.06.2004 серия 23-АБ N 513587, от 22.06.2004 серия 23-АБ N 513590, от 23.06.2004 серия 23-АБ N 513685, собственником земельных участков с кадастровым номером 23:41:0704001:15 площадью 4 000 кв.м.; с кадастровым номером 23:41:0704001:16 площадью 5 001 кв.м.; с кадастровым номером 23:41:0704001:12 площадью 34 000 кв.м.; с кадастровым номером 23:41:0704001:14 площадью 78 430 кв.м. является Краснодарский край (т. 1 л.д. 123-126).
Полагая себя собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003, а также полагая, что право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16 было внесено в ЕГРП в отсутствие правового основания, истец обратился с иском о признании о признании отсутствующим право собственности Краснодарского края на указанные земельные участки.
В свою очередь, Краснодарский край в лице уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений Краснодарского края обратился с встречным иском о признании отсутствующим право собственности крестьянского хозяйства (Хробостова В.А. и Бесчастного Ю.Н) на земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003, мотивировав его тем, что спорные земельные участки расположены в пределах особо охраняемой природной территории краевого значения, в связи с чем, не могли быть переданы крестьянскому хозяйству в собственность.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право распоряжаться вещью, в том числе земельным участком, принадлежит собственнику данной вещи.
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31, пунктов 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1 и пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ). Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Согласно пункт 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 26-ФЗ признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий ключ.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, указанными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством подтвержден статус курорта города Горячий Ключ в ранее установленных границах, установлен региональный уровень данного курорта.
В целях проверки доводов департамента о вхождении земельных участков, предоставленных крестьянскому хозяйству, в состав земель округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ судом апелляционной инстанции в компетентных органах был запрошен соответствующий картографический материал.
Из представленных на запросы суда и изученных в судебном заседании (стороны на картографическом материале указали место расположения спорных земельных участков) карты района курорта Горячий Ключ с границами 2 и 3 зон санитарной охраны и лесохозяйств, подготовленной Управлением "Геоминвод" ЦНИИКиФ Минздрава СССР по состоянию на 1983 год; карты округа горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ к постановлению Совета Министров РСФСР N 403 от 13.09.1984, предоставленной Департаментом природных ресурсов и государственного контроля Краснодарского края; схемы установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения г. Горячий Ключ, подготовленной ФГУП "Госземкадастрсъёмка" - ВИСХАГИ на основании договора N 15 от 04.10.2002, заключённого с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, следует, что на момент издания главой г. Горячий Ключ постановлений N 562 от 13.02.2002, N 1266 от 25.03.2002, N 1512а от 08.04.2002 земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003 входили во вторую зону горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ.
Таким образом, в силу приведённых норм права, собственником спорных земельных участков являлся Краснодарский край, в связи с чем, глава г. Горячий Ключ не мог совершать действий по отчуждению участков в собственность членов крестьянского хозяйства. Сделки, на основании которых земельные участки были переданы крестьянскому хозяйству, в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствуют положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска крестьянского хозяйства о признании отсутствующим право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0704001:12, 23:41:0704001:14, 23:41:0704001:15, 23:41:0704001:16, расположенные по адресу: г. Горячий Ключ, автодорога "Подъезд с. Фанагорийское" км 0+800 м, не имеется. В указанной части решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, принято с соблюдением норм материального права, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Вместе с тем, суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения встречного иска департамента по следующим основаниям.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 53 постановления N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указали, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Следовательно, такой способ защиты нарушенного права, как обращение с иском о признании зарегистрированного права на недвижимое имущество отсутствующим возможно лишь в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако не имеет возможности легитимировать себя в качестве собственника вещи в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается департаментом тот факт, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0704001:0002 и 23:41:0704001:0003 в момент их предоставления были переданы в фактическое владение крестьянского хозяйства и находятся во владении истца настоящего момента. В том числе, на одном из земельных участков располагается жилой дом, принадлежащий на праве собственности ИП Бесчастному Ю.Н. (т. 1 л.д. 25-26).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Краснодарский край, как собственник спорных земельных участков, фактически ими не владеет. Учитывая, что нарушенные права подлежат защите в порядке и способами, определёнными действующим законодательством, надлежащим способом защиты нарушенного права Краснодарского края будет являться иск об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения крестьянского хозяйства.
Избрание департаментом ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного встречного иска.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а иск департамента - отклонению.
Исходя из заявленных требований, при обращении с иском крестьянским хозяйством подлежала уплате государственная пошлина в размере 16 000 руб. (по 4 000 руб. за каждое из требований о признании зарегистрированного права на земельные участки отсутствующим).
При обращении с иском крестьянским хозяйством государственная пошлина оплачена в размере 9 660 руб. (т. 1 л.д. 9). Ввиду того, что иск крестьянского хозяйства не подлежит удовлетворению, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 6 340 руб. государственной пошлины.
При обращении с апелляционной жалобой крестьянским хозяйством по чеку-ордеру государственная пошлина уплачена в размере 8 000 руб. (т. 2 л.д. 17). В связи с этим, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации крестьянскому хозяйству из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Ввиду того, что апелляционная жалоба крестьянского хозяйства удовлетворена частично, в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с департамента в пользу крестьянского хозяйства подлежит взысканию 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2011 года по делу N А32-33661/2010 в части удовлетворения встречного иска Департамента имущественных отношений Краснодарского края отменить, в указанной части принять новое решение.
Департаменту имущественных отношений Краснодарского края в удовлетворении иска отказать.
Решение в части взыскания с крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка" государственной пошлины изменить, уменьшить размер взысканной государственной пошлины до 6 340 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства "Очаровательная полянка" 1 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Очаровательная полянка" из федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33661/2010
Истец: КФХ "Очаровательная полянка"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ФГУП "КубаньНИИгипрозем", Администрация МО г. Горячий Ключ, Бесчастный Юрий Николаевич, Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Департамент природных ресурсов И ГЭК Краснодарского края, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г. Горячий Ключ
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7643/12
05.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7643/12
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-701/12
26.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11107/11
12.08.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33661/10