Профессиональное обучение медицинских работников сферы
информационного обеспечения в здравоохранении
Логика реформ в здравоохранении привела к необходимости решения проблем, накопившихся в системе профессионального обучения кадров отрасли. По характеру образовательных программ целесообразно разграничить цели и направления обучения руководящих работников и специалистов практического здравоохранения. Для руководителей образовательный акцент следует делать на экономике, финансах, праве, управлении персоналом как интегральном направлении приложения их усилий. Для специалистов требуется углубление знаний по специальностям, приобретение адекватных практическим задачам умений и навыков работы. В первом случае преобладает "инновационное" обучение, ориентированное на перспективу и развитие отрасли, для второго по каждому периоду времени оптимально "сохраняющее" обучение в целях профессионального совершенствования и более эффективной реализации кадрового потенциала. Совмещение этих направлений в учебных программах одной врачебной специальности - организация здравоохранения и общественное здоровье - достигается за счет модульности образовательных программ и позволяет гибко реагировать на специфику контингента.
В особую группу среди работников отрасли выделяется персонал, обеспечивающий работу с информацией. По одному из направлений работы с информацией поддерживается отраслевая функция - ведение медицинской статистики, которую обеспечивают врачи и средние работники. Врачи-статистики по всей должностной иерархии вполне обосновано овладевают соответствующими знаниями, умениями и навыками в области медицинской статистики в рамках врачебной специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", так как ведомственная статистика отражает ее характеристики. Для среднего персонала, работающего в должностях медицинских статистиков, именно она является сутью формирования понятия специалист, от которого требуется "обладание специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли в рамках специальности по образованию или в результате практической деятельности"[1]. Так как по образованию стать медицинским статистиком не представляется возможным, овладеть этой специальностью можно только "в практической деятельности", что для медицинской статистики, на наш взгляд, оптимально.
Медицинские статистики (врачи и средний медперсонал) наиболее многочисленное сообщество в организации здравоохранения. И те, и другие обеспечивают информационные процессы в здравоохранении, при этом акцент у среднего медперсонала делается на сбор и обработку информации, у врачей - на ее анализ и оценку. И те, и другие находятся во взаимосвязи с технико-информационной компонентой отрасли.
Признавая и подчеркивая это, кафедры и курсы системы дополнительного профессионального образования так и называются - кафедры и курсы медицинской статистики и информатики. В этом единстве и следует стремиться актуализировать учебный материал, который не только содержательно, но и технологически должен соответствовать современным IT-требованиям и принятым в отрасли подходам в работе с информацией. К примеру, на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО тщательно формируется и постоянно обновляется учебный материал и парк прикладных программ, на легитимной основе инсталлируются и используются в процессе обучения типовые информационные системы для персонифицированной оценки здоровья, анализа деятельности ЛПУ, работы с МКБ-10 и др. Демонстрационные версии представляют коллеги из практического здравоохранения.
Очевидно, что отраслевая статистика постепенно перейдет в медицинские "руки". В настоящее время статистикой в здравоохранении на законных основаниях занимаются работники широкого, в том числе, немедицинского профиля специальностей [2]. Вместе с тем, ответственность за работу с медицинской информацией с принятием ФЗ "О персональных данных" возлагается исключительно на медицинский персонал [3]. На возникшее противоречие отреагировали лицензирующие органы, в своих решениях указывающие на имеющие место несоответствия. В их решениях свою роль сыграла и требуемая сертификация специалистов. К настоящему времени в развитие законодательных актов [4] сертификация нашла свое место в качестве административно-процессуального производства, предшествующего лицензированию медицинской деятельности. Таким образом медицинским статистиком с сертификатом специалиста становится исключительно медицинский работник. И его деятельность лицензируется по утвержденному перечню работ и услуг [5].
Не секрет, что специалисты организационного профиля традиционно были менее активны в росте своего профессионального мастерства, чем клиницисты. В настоящее время ситуация меняется. И в основе этого не административные, а мотивационные факторы, включаемые, не в последнюю очередь, механизмом дополнительной оплаты труда в ЛПУ [6]. Эта оплата поставлена в том числе в зависимость от результатов лицензирования.
Примечательна взаимосвязь между медицинской статистикой и информационной составляющей профессионального обучения. В системе дополнительного медицинского образования лица, прошедшие специализацию по медицинской статистике, повышать свою квалификацию с периодичностью раз в пять лет на циклах тематического усовершенствования "Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации"[7]. Такой акцент дает стимул и новые мотивации не только средним медработникам, которые проходят специализацию и повышение квалификации по медицинской статистике, но и врачам в аналогичных должностях (равно как и другим категориям организаторов здравоохранения - практикам). При профессиональной переподготовке и повышении квалификации врачи расширяют свои информационные знания, и, главное, приобретают необходимые им новые умения и навыки работы в продвинутой информационной среде.
Литература
1.Словарь экономических терминов. - http//glossary.bank24/glossary.
2. Приказ Минздрава СССР от 13 июля 1989 г. N 418 "Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью".
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
4. "Основы законодательства об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
5. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 января 2007 г. N 31 "О порядке и условиях дополнительной оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования".
7. Приказ Минздрава РФ от 05 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" в ред. Приказов Минздрава РФ от 04.04.2003 N 143, от 26.05.2003 N 222, от 05.08.2003 N 332).
В.Г. Кудрина,
Российская медицинская академия последипломного
образования (ГОУ ДПО РМАПО Росздрава), г. Москва
kudrinu@mail.ru
"Врач и информационные технологии", N 4, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач и информационные технологии"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: 6 выпусков в год
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов. Членами редакционной коллегии являются ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицинской информатики, руководители крупнейших медицинских организаций и информационно-аналитических центров. Информационная концепция журнала отражает важнейшее направление модернизации здравоохранения - использование информатизации как важнейшего инструмента управления отрасли.
Журнал "Врач и информационные технологии" является единственным периодическим изданием, отражающим проблемы информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства.
Подписные индексы в каталоге "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
- 82615, 20103
Условия подписки через редакцию на сайте: http://www.idmz.ru или по телефону (495) 618-07-92, e-mail: idmz@yandex.ru
Адрес редакции: 127254, Москва, ул. Добролюбова,11, офис 234