город Омск |
|
13 января 2012 г. |
Дело N А46-8488/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10023/2011) крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" на решение Арбитражного суда Омской области от 28 октября 2011 года, принятое по делу N А46-8488/2011 (судья Беседина Т.А.) по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658; ИНН 5503079359; место нахождения: 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Орбита" (ОГРН 1025501831211; ИНН 5526003187; место нахождения: 646871, Омская область, Одесский район, с. Побочино, ул. Чапаева, 72) о взыскании 7 659 992 руб. 96 коп.,
при участии в судебном заседании:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" - конкурсного управляющего Вайсберга А.П.,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - представителя Писаренко Л.А. по доверенности N ИСХ-12/МСХ-27 от 11.01.2012 сроком действия до 31.12.2012,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Орбита" (далее - КФХ "Орбита", ответчик) о взыскании 7 659 992 руб. 96 коп., полученных в качестве субсидий.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28 октября 2011 года по делу N А46-8488/2011 исковые требования удовлетворены. С КФХ "Орбита" в пользу Минсельхозпрод Омской области взыскано 7 659 992 руб. 96 коп., полученных в качестве субсидий. Этим же решением с КФХ "Орбита" в доход федерального бюджета взыскано 61 299 руб. 96 коп. государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы КФХ "Орбита" указывает, что ответчик подал документы на предоставление субсидий по итогам работы 2009 года. В период 2009 года действовало Положение о предоставлении субсидий, утверждённое Постановлением Правительства Омской области от 20.03.2009 N 40-п (далее - Положение N 40-п). Согласно Положению N 40-п субсидии не предоставляются только тем лицам, которые признаны в установленном порядке банкротами. К моменту вступления в силу Положения о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 N 267-п (далее - Положение N 267-п) ответчик уже представил все необходимые документы для получения субсидии в соответствии с Положением N 40-п. Указанные в представленных КФХ "Орбита" документах сведения соответствовали действительности и были проверены истцом. Вины ответчика в принятом истцом решении о выплате субсидий нет. Минсельхозпрод Омской области не имеет права требовать возврата средств федерального бюджета, приходящихся на субсидии для КФХ "Орбита".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минсельхозпрод Омской области просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца высказался согласно возражениям на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на неё, материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, КФХ "Орбита" предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в открытом акционерном обществе "Россельхозбанк" (далее - ОАО "Россельхозбанк") на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, оплату страховой премии по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в общей сумме 7 659 992 руб. 96 коп., что подтверждается платёжными поручениями N N 488, 530-533 от 15.03.2010; NN 3322-3326, 3455-3460 от 22.03.2010; NN 3552-3554 от 23.03.2010 (л.д. 81-99).
Согласно пункту 6 Положения N 267-п субсидии не предоставляются лицам, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве и применяется процедура наблюдения или внешнего управления, а также признанным в установленном порядке банкротами.
В отношении КФХ "Орбита" определением Арбитражного суда Омской области от 28 декабря 2009 года по делу N А46-23868/2009 введена процедура наблюдения (л.д. 100-103).
В силу пункта 7 Положения N 267-п в случае нарушения условий предоставления субсидий таковые подлежат возврату в тридцатидневный срок со дня получения письменного уведомления о необходимости возврата субсидий с указанием реквизитов.
Минсельхозпрод Омской области уведомило КФХ "Орбита" о необходимости возврата в федеральный и областной бюджеты денежных средств, полученных им в качестве субсидий (уведомление от 15 апреля 2011 года N ИСХ-11/МСХ-1948, л.д. 107-108).
Поскольку уведомление истца от 15 апреля 2011 года N ИСХ-11/МСХ-1948 оставлено КФХ "Орбита" без исполнения, Минсельхозпрод Омской области обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Статьей 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям отнесены, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
В соответствии с БК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 утверждены Правила распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 90).
В свою очередь, субъектом Российской Федерации Омской областью Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 N 267-п утверждено Положение о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства.
При этом в пункте 28 названного Положения, определяющего порядок предоставления субсидии на повышение доступности кредитов, предусмотрено, что указанные субсидии выплачиваются на возмещение части затрат, произведённых, в том числе в 2009 году.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно пункту 6 Положения N 267-п субсидии не предоставляются лицам, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве и применяется процедура наблюдения или внешнего управления, а также признанным в установленном порядке банкротами.
В отношении КФХ "Орбита" определением Арбитражного суда Омской области от 28 декабря 2009 года по делу N А46-23868/2009 введена процедура наблюдения, что свидетельствует о нарушении ответчиком условий предоставления субсидий в 2010 году, установленных Положением N 267-п.
В силу пункта 7 Положения N 267-п в случае нарушения условий предоставления субсидий таковые подлежат возврату в тридцатидневный срок со дня получения письменного уведомления о необходимости возврата субсидий с указанием реквизитов.
Субсидия из бюджета Омской области в размере 7 659 992 руб. 96 коп. получена КФХ "Орбита" в 2010 году в нарушение условий установленных Положением N 267-п, в связи с чем подлежала возврату.
Поскольку письменное уведомление истца о возврате субсидии ответчиком не исполнено, субсидия не возвращена, взыскав с КФХ "Орбита" в пользу Минсельхозпрода Омской области 7 659 992 руб. 96 коп., полученных в качестве субсидий, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы ответчика о том, что к моменту вступления в силу Положения N 267-п КФХ "Орбита" уже представило все необходимые документы для получения субсидии в соответствии с Положением N 40-п, опровергаются материалами дела.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения N 267-п, официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
В силу пункта 7 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 постановления Правительства Омской области вступают в силу на следующий день после дня официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Положение N 267-п официально опубликовано в издании "Омская правда" N 3 от 15.01.2010. Таким образом, Положение N 267-п вступило в силу 16.01.2010.
Приказом Минсельхозпрода Омской области от 22.01.2010 N 8-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 30 декабря 2009 года N 267-п" утверждены формы справок-расчётов на получение субсидий.
Все имеющиеся в материалах дела справки-расчёты на получение субсидий (приложение N 22 к приказу Минсельхозпрода Омской области) составлены и подписаны КФХ "Орбита" и ОАО "Россельхозбанк" 09.03.2010 (л.д. 30-31, 39-41, 51-53, 64-66, 78-80), то есть после вступления в силу Положения N 267-п.
Иные документы, позволяющие сделать вывод о дате представления ответчиком документов для получения субсидии, в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о том, что КФХ "Орбита" обратилось за получением субсидии в части затрат, произведённых в 2009 г.., не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку справки-расчёты на получение субсидий предоставлены в Минсельхозпрод Омской области 09.03.2010, следовательно, хозяйство обязано было соблюдать условия предоставления субсидий, установленные Положением N 267-п.
Утверждение ответчика о том, что истцу на момент принятия решения о выплате субсидий было известно о введении в отношении КФХ "Орбита" процедуры банкротства, не нашло подтверждения имеющимися в материалах дела документами. Кроме того, данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Ссылка ответчика на то, что Минсельхозпрод Омской области не имеет права требовать возврата средств федерального бюджета, приходящихся на субсидии для КФХ "Орбита", несостоятельна.
Частью 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Правил N 90, предметом их правового регулирования является порядок распределения и предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, то есть правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов в форме субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а не вопросы предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Пунктом 4 Правил N 90 предусмотрено, что указанные субсидии предоставляются бюджету Омской области при наличии правового акта Омской области, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам, на уплату процентов по кредиту.
Таковым правовым актом в рассматриваемом случае является Положение N 267-п, в пункте 1 которого установлено, что Минсельхозпрод Омской области предоставляет в 2010 году юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства из областного бюджета субсидии, в том числе, в части средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета.
Пунктом 8 Положения N 267-п предусмотрено, что Минсельхозпрод Омской области при невозврате субсидий в указанный срок вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Следовательно, определённый Положением N 267-п принудительный порядок возврата субсидий распространяется на возврат как областных, так и федеральных средств, полученных в качестве субсидий.
Таким образом, Минсельхозпрод Омской области является надлежащим истцом по иску о возврате средств бюджета Омской области, в том числе, в части средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Поскольку КФХ "Орбита" при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то она подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2011 по делу N А46-8488/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю. М. Солодкевич |
Судьи |
А. С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
...
Частью 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А46-8488/2011
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Ответчик: КФХ "Орбита"
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10023/11