город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2011 г. |
дело N А32-21356/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л. А.
судей Ивановой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2011 по делу N А32-21356/2011,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ОАО "Новороссийский морской торговый порт") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2011 г. N 58-34/07-15х о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Решением суда от 12.10.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Новороссийский морской торговый порт" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 12.10.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что управлением не доказано наличие в действиях общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Заявителем приняты необходимые меры для предотвращения совершения правонарушения, а именно: назначены работники, ответственные за соблюдением Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От управления Ростехнадзора поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 мая 2011 г. Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом "Новороссийский морской торговый порт" законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ; Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 263 от 10.03.1999 г., Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России N 33 от 20.05.2003 г.., Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нехимических, нефтеперерабатывающих производств, утвержденных приказом Госгортехнадзора России N 33 от 05.05.2003 г., Правил устройств электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 187 от 20.05.2003 г., Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго N 226 от 17.06.2003 г.
По данному факту 20.05.2011 г. прокуратурой в отношении ОАО "Новороссийский морской торговый порт" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Материалы проверки переданы в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением управления от 03.06.2011 г. N 58-34/07-15х ОАО "Новороссийский морской торговый порт" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ). Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Федерального закона N 116-ФЗ).
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из материалов дела следует, что ОАО "Новороссийский морской торговый порт" эксплуатирует опасный производственный объект - объекты топливно-энергетического комплекса, расположенные в пределах производственной территории общества.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ОАО "Новороссийский морской торговый порт" осуществляет эксплуатацию вышеназванного опасного производственного объекта с нарушением законодательства о промышленной безопасности, а именно: площадки налива автоцистерн на складе ГСМ N 38 не оборудованы навесами из несгораемых материалов, не оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами, на ТЗП западного района эксплуатируется неисправный сепаратор центробежный судовой УОР-301У N 4625 (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, пунктов 2.4.1, 2.4.3, 2.4.18, 2.9.9 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов); обслуживание и ремонт технологического оборудования АЗС проводится специалистами, не имеющими право на обслуживание данного оборудования (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункта 2.17 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций); отсутствуют документы, подтверждающие госпроверку прибора Гамма-100 N 151 на причале N 5 (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нехимических, нефтеперерабатывающих производств и пункта 7.3.57 Правил устройств электроустановок).
Таким образом, в данном случае эксплуатация обществом "Новороссийский морской торговый порт" опасного производственного объекта с нарушением требований промышленной безопасности свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств невозможности соблюдения положений Закона N 116-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
Назначение работников, ответственных за соблюдением требований промышленной безопасности, не свидетельствует о принятии обществом необходимых мер для предотвращения нарушения законодательства.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2011 по делу N А32-21356/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21356/2011
Истец: ОАО "Новороссийский морской торговый порт"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональный отдел по надзору за подъемными механизмами
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12895/11