город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2011 г. |
дело N А32-10785/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2011 по делу N А32-10785/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Импульс" к заинтересованному лицу - Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, принятое судьей И.П. Гонзусом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Импульс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края (далее - департамент) об отмене постановления от 05.04.11 N 1.11/141П-2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 300000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что все фактические потери, образованные при добыче в период с января по декабрь 2010 обществом учтены как сверхнормативные, просило применить статью 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2011 по делу N А32-10785/2011 постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, который просит его отменить и принять по делу новое решение, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Полагает доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами.
Общество представило отзыв на жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом апелляционной коллегией.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Повторно изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела 22.02.2011 прокуратурой Краснодарского края с привлечением специалистов департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края и департамента строительства Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки Белореченской межрайонной прокуратурой в присутствии законного представителя общества Колосова В.М., вынесено постановление от 15.03.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения законодательства о недропользовании и направлении постановления в департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля для рассмотрения и принятия мер (т.2 л.д. 22-23)
Департамент, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении 05.04.2011 вынес постановление N 1.11/141П-2 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 300000 руб. Копия постановления под роспись вручена Колосову В.М.
Обществу вменено, что оно осуществляет пользование недрами на Верхнее-Великовечненском участке" с нарушением условий лицензии КРД 80130 ТР на право пользования недрами с целевым назначением "Геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси, сроком до 11.11.2028, а именно - в нарушение требований лицензионного соглашения, статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", пункта 2 Правил утверждения норматив потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921 (далее - Правила) в отсутствие у предприятия утвержденного в установленном порядке и уточненных нормативов потерь полезного ископаемого на 2010 год, фактически пользуется недрами с объемом потерь при добыче песчано-гравийной смеси в размере 8,6 тыс.куб.м., о чем указано в отчете 5-ГР.
Не согласившись с выше указанным постановлением, общество оспорило постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, рассматривая заявление, пришел к выводу о недоказанности административным органом события вмененных административных правонарушений, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.03.11 и в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении не указано, какой именно пункт или пункты лицензионного соглашения нарушены обществом при пользовании недрами, в которых содержится обязанность лица, получившего лицензию по добыче только при наличии утвержденного норматива потерь полезного ископаемого, заявителю фактически вменено нарушение требований нормативных правовых актов, а именно статьи 22, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", пунктов 2 и 4 Правил, которыми не предусмотрен запрет на добычу полезных ископаемых без утвержденного в установленном порядке норматива потерь.
Апелляционный суд находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Пунктом 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Исходя из смысла положений, закрепленных в статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", под пользованием недрами подразумеваются конкретные действия, связанные с введением содержимого недр в хозяйственный оборот.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.
Согласно требованиям пункта 54 указанных Правил охраны недр производство горных работ без согласования с органом Госгортехнадзора России годового плана, а также отступлениями от согласованного годового плата не допускается.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Во исполнение положений указанной статьи Госгортехнадзором Российской Федерации разработана Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85, в которой определено, что годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, с учетом ряда законодательных и нормативных требований, в том числе, условий лицензии на пользование недрами.
Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85.
В пункте 5 названной Инструкции определено, что под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (п.6 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ).
Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, научных и проектных организаций (пункт 8 Инструкции).
Разделом 2 этой инструкции предусмотрен порядок рассмотрения и согласования годовых планов. При этом территориальным органам Госгортехнадзора России следует обращать особое внимание, в том числе, на: соответствие нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств) проектным показателям и условиям лицензии на пользование недрами.
Пунктом 23 Инструкции закреплено, что результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Госгортехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.
В протокол рассмотрения годового плана включается решение, а также могут включаться условия согласования и рекомендации. В случаях переноса даты рассмотрения годового плана или отказа в его согласовании в протоколе указываются причины.
Протокол рассмотрения годового плана подписывается начальником территориального органа Госгортехнадзора России или его заместителем или по их поручению начальником отдела. На графических материалах в случае согласования ставится специальный штамп с надписью "СОГЛАСОВАНО" (наименование территориального органа Госгортехнадзора России), а также указываются номер и дата протокола (пункт 25 Инструкции).
Нормативы потерь при переработке твердых полезных ископаемых устанавливаются для каждого компонента утвержденных запасов месторождения и предусмотренных к извлечению в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и техническим проектом. При переработке добытого полезного ископаемого по технологическим сортам норматив потерь определяется по каждому технологическому сорту (пункт 34 Инструкции).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции ошибочно руководствовался "Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921. Данные правила применимы к налоговым правоотношениям в целях порядка исчисления налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество имеет лицензию от 11.11.2008 КРД 80130 ТР на геологическое изучение (поиски, разведка) и добычу песчано-гравийной смеси на Верхне-Великовечненском участке, выданную сроком до 11.11.2028.
В соответствии с лицензионным соглашением, являющимся неотъемлемой частью лицензии, Владелец лицензии обязуется обеспечить в том числе: ежегодную добычу не менее 230 тыс. куб. м. полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планов развития горных работ, утверждаемых в установленном порядке (пп. 6 п. 4.1. статьи 4), соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами (пп.1 п.4.2. статьи 4), соблюдение требований технических проектов и технической документации (пп. 2 п.4.2. статьи 4), наиболее полное извлечение из недр основных и совместно с ними залегающих попутных полезных ископаемых, недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых_ (пп.5 п. 4.2. статьи 4).
Судом установлено, что "План развития горных пород по карьеру Верхне-Великовечненского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края на 2010 г." разработан ООО "Фирма недра" в 2010 году, однако указанный план не согласован в установленном порядке, отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы (государственной экспертизы). Имеющийся в материалах дела протокол рассмотрения годового плана развития горных пород N 73 от 24.02.2010, свидетельствует о невозможности его согласования комиссией ввиду наличия недостатков, в.ч. отсутствия утвержденных в установленном порядке технической и проектной документации, план должен быть доработан с учетом замечаний, изложенных в протоколе (т.1 л.д. 15-16), первый лист плана также свидетельствует о его несогласовании. Иных доказательств, опровергающих факт несогласования Плана, материалы дела не содержат. При этом согласно пункту 4.2. протокола информацию об устранении выявленных замечаний обществу необходимо было представить в управление до 01.04.2010.
Общество отсутствие согласованного в установленном порядке годового плана развития горных работ не оспаривало, а, следовательно, не оспаривало нарушение требований статей 22, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Отсутствие согласованного Плана свидетельствует о несоблюдении обществом требований по безопасному ведению работ, порядка разработки месторождений полезных ископаемых. Общество не выполняет природоохранных мероприятий.
Поскольку обществом фактически осуществлялась добыча полезных ископаемых на указанном лицензией месторождении, общество обязано соблюдать требования лицензионного соглашения, а также требования приведенных выше нормативных актов.
Административным органом доказано событие административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, в данном случае, исходя из обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В данном случае апелляционной коллегией установлено, что план развития горных работ на 2010 год был разработан, но в связи с наличием замечаний не был согласован управлением Ростехнадзора. Кроме того, следует принять во внимание, что согласно отчетам N 2 -ЛС, N 5-гр. фактические потери при добыче уменьшаются по сравнению с заявленными в Плане. Общество уплачивало налоги, учитывая потери как сверхнормативные.
Исходя из изложенного, действия общества не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, совершенное обществом правонарушение следует признать малозначительным, в связи с чем, постановление о привлечении его к административной ответственности подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права не повлекло за собой принятие неправильного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2011 по делу N А32-10785/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10785/2011
Истец: ООО фирма "Импульс"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12745/11