Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
К несчастным случаям на производстве, подлежащим расследованию работодателем, относятся все несчастные случаи, происшедшие с работниками, которые так или иначе связаны с производственной деятельностью работодателя. Не подпадают под действие кодекса только несчастные случаи, по пути с работы или на работу, а также несчастные случаи, происшедшие с лицами, не имеющими никаких отношений к работодателю, например, появились случайно на территории организации.
Согласно статье 210 ТК расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний Кодекс возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (ст. 212 ТК).
Работник, согласно ст. 214 ТК, обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
Кодекс не регламентирует порядок расследования профессиональных заболеваний. Профзаболевания расследуются в соответствии с "Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967).
В настоящей статье Кодекса дан полный перечень несчастных случаев, которые полежат расследованию и учету. К несчастным случаям на производстве относятся телесные повреждения (травмы), иные повреждения здоровья, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, смерть пострадавших, необходимость перевода пострадавших на другую работу, которые произошли с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К несчастным случаям также относятся события, которые не находятся в сфере контроля работодателя, и на которые он не может непосредственно влиять. К этим событиям относятся травмы, нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Таким образом, к несчастным случаям на производстве, подлежащих расследованию работодателем, относятся все несчастные случаи, происшедшие с работниками, которые так или иначе связаны с производственной деятельностью работодателя. Не подпадают под действие Кодекса только несчастные случаи, по пути с работы или на работу, а также несчастные случаи, происшедшие с лицами, не имеющими никаких отношений к работодателю, например, появились случайно на территории организации.
Если работодатель привлекает работников к работе без заключения трудового договора то, согласно ст. 67 ТК, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Одним из доказательств трудовых отношений может служить ведомость о начислении пострадавшему заработной платы. Из чего следует, что при получении работником травмы, установленный порядок расследования несчастных случаев распространяется на этих работников.
Подлежат расследованию несчастные случаи с работниками, выполняющими работу по гражданско-правовому договору. Статьей 11 ТК определено, что в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Следовательно, несчастные случаи, происшедшие с такими работниками также подлежат расследованию.
Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
Комментарий.
При наступлении несчастного случая на работодателя возлагаются следующие обязанности:
1. Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
Практика свидетельствует, что своевременное и квалифицированное оказание медицинской помощи, может в значительной степени повлиять на здоровье и жизнь работника, снизить тяжесть последствий несчастного случая. Согласно ст. 212 ТК, работодатель обязан провести обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Статьей 223 ТК на работодателя возложены обязанности по созданию санитарных постов с аптечками, укомплектованных набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, а также по оборудованию помещений для этих целей.
Организация первой помощи пострадавшим на производстве входит в "Типовую программу обучения по охране труда работников служб охраны труда, в том числе руководителей, организаций" (утв. приказом Минтруда России от 21 августа 2000 г. N 208 "Об утверждении Типовых программ для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных"). Для подготовки лиц, не имеющих медицинского образования, но обязанных оказывать первую неотложную медицинскую помощь, Министерство топлива и энергетики и РАО "ЕЭС России" утвердили 19 июля 1999 года "Инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. РД 153-34.0-03.702-99". Эта инструкция, карманного формата издана тиражом 200 тыс. экз. издательством НЦ ЭНАС, Москва 1999.
Доставка пострадавшего в медицинскую организацию может осуществляться как на транспорте работодателя, так и путем вызова скорой помощи. Согласно ст. 39 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).
2. Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц (например, вывести работников из опасной зоны, прекратить работы, отключить электроэнергию и др.). Конкретные требования безопасности в аварийных ситуациях прописываются в правилах и инструкциях по охране труда и каждый работник должен их знать. Согласно Методическим рекомендациям по разработке нормативных требований охраны труда (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 80), меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных ситуациях, должны содержаться в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда. В межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда должен быть предусмотрен раздел "Требования охраны труда в аварийных ситуациях".
3. Сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств (оградить место происшествия сигнальными ограждениями, вывесить знаки безопасности, выставить дежурного и пр.). Возобновление работ может производиться только по решению председателя комиссии по расследованию несчастного случая.
При невозможности сохранения обстановки, необходимо ее зафиксировать (обязательно составить схемы с указанием габаритов, размеров, места расположения пострадавшего, при возможности провести фотографирование, видеосъемку, и др.). На схемах и фотографиях должно быть: название места происшествия, с кем произошел несчастный случай, дата и время составления схемы, подпись и расшифровка подписи, лица, их сделавших. В связи с невозможностью сохранения обстановки места происшествия, комиссия может потребовать от работодателя объяснения ее причин.
4. О групповом несчастном случае (два и более человек, независимо от степени тяжести), тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом немедленно информировать соответствующие органы и организации, в том числе, в обязательном порядке, территориальное объединение организаций профсоюзов (см. комментарий к ст. 228.1). О тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом незамедлительно информировать родственников пострадавшего.
5. Принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования, к которым можно отнести:
беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля (профсоюзов) в целях расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 212 ТК).
Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
При групповом несчастном случае (два человека и более, независимо от тяжести несчастного случая), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить в органы и организации (перечисленные в комментируемой статье) извещение по установленной форме (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях").
Извещение может передаваться по телефону, факсом, телеграфом, нарочным и другими имеющимися средствами связи в течение суток после происшествия несчастного случая.
В исполнительный орган страховщика, по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя), извещение направляется по установленной форме (приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 августа 2000 г. N 157 "О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда", "Сообщение о страховом случае, о несчастном случае на производстве, групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, о впервые выявленном профзаболевании").
В территориальное объединение организаций профсоюзов извещение направляется работодателем независимо от наличия в организации первичной профсоюзной организации и членства пострадавшего в профсоюзе.
Степень тяжести несчастного случая определяется в соответствии со Схемой степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве"). Согласно этой Схеме несчастные случаи по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории - тяжелые и легкие.
Медицинское заключение о степени тяжести повреждения здоровья оформляется по учетной форме N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"). Медицинское заключение заполняется в соответствии со Схемой. Заключение выдается медицинской организацией, в которую впервые обратился за медицинской помощью пострадавший, по запросу организации или индивидуального предпринимателя. При этом заключение должно быть выдано незамедлительно после поступления запроса.
Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию
несчастных случаев
Комментарий.
Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно создает комиссию по расследованию несчастного случая.
Состав комиссии, статус ее председателя зависит от степени тяжести несчастного случая и количества погибших, а также вида деятельности работодателя.
1. Если несчастный случай относится к категории легких (в т.ч. групповой несчастный случай без тяжелых последствий для пострадавших), в состав комиссии включаются:
специалист по охране труда, или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
представители работодателя;
представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
уполномоченный по охране труда.
Состав комиссии утверждается приказом или распоряжением работодателя (его представителя). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. В составе комиссии должно быть не менее трех человек, и ее состав не должен быть четным. Лица, непосредственно ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке, объекте, в подразделении (например, мастер), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
2. При групповом (с тяжелыми последствиями), тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом в состав комиссии (корме представителей работодателя, органов государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности) включается представитель страховщика и представитель территориального объединения организаций профсоюзов. Комиссию по расследованию возглавляет, как правило, государственный инспектор труда.
3. Если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности (ст. 366 ТК), состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа. Виды деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
4. При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. Если такой несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, то комиссию возглавляет руководитель этого территориального органа.
Обязательное участие представителя профсоюза в комиссии по расследованию вышеуказанных несчастных случаев определено настоящей статьей Кодекса независимо от того существует или нет в организации, где произошел несчастный случай, первичная профсоюзная организация и является (являлся) пострадавший членом профсоюза или нет. Данная норма корреспондируется с Конвенцией МОТ N 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (ст. 2), согласно которой государство может передавать или поручать определенную сферу деятельности в области регулирования вопросов труда неправительственным организациям.
При невозможности включения в состав комиссии представителя профсоюза или его участия в работе комиссии по объективным причинам, Министерством труда и социального развития РФ от 6.12.200 г. N 2847-19/09-01 и ФНПР от 8 декабря 2000 г. N 109/133 было дано разъяснение, согласно которому территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюзов. При групповом несчастном случае с числом погибших 5 и более человек в состав комиссии включается также представитель общероссийского объединения профсоюзов, которое в случае невозможности участия в расследовании своего представителя может делегировать свои права соответствующему общероссийскому профсоюзу. Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая. Актуальность этого разъяснения подтверждено практикой расследования несчастных случаев и разъяснение не противоречит ст.ст. 227-231 ТК.
По тексту данной статьи даются термины, которые согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" означают:
общероссийское объединение профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов;
общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующими на всей территории Российской Федерации;
территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
В письме Минтруда России N 2981-19/09-04 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/07-2941П от 22 декабря 2000 г. "Об обеспечении взаимодействия федеральной инспекции труда с Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве и создания единой системы учета страховых случаев и их анализа" изложен порядок участия представителей страховщика в расследовании несчастных случаев, происшедших с застрахованными, а также взаимодействия государственных инспекций труда с исполнительными органами Фонда. Например, при получении информации о несчастном случае на производстве, управляющий региональным отделением Фонда определяет должностное лицо для включения в состав комиссии по расследованию несчастного случая и выдает ему письменное распоряжение для участия в работе комиссии. При поступлении в исполнительный орган Фонда материалов расследования несчастных случаев, не относившихся к категории тяжелых, но впоследствии закончившихся инвалидным или смертельным исходом, а также расследованных безучастия государственного инспектора труда, исполнительный орган Фонда должен сообщить в государственную инспекцию труда о необходимости проведения дополнительного расследования.
Если несчастный случай был расследован без указанных в рассматриваемой статье представителей органов и организаций, то акт формы Н-1 может быть признан судом не действительным.
Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
Комментарий.
Сроки расследования несчастных случаев непосредственно зависят от тяжести несчастного случая, а также от его обстоятельств.
Несчастные случаи с легким исходом (в т. ч. групповые) расследуются комиссией под председательством работодателя в трехдневный срок.
Тяжелые несчастные случаи, несчастные случаи со смертельным исходом расследуются комиссией в течение 15 дней. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений, этот срок может быть продлен председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления заявления.
В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений, эти сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
В случае невозможности завершить расследование несчастного случая в установленные сроки, в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
Комментарий.
При расследовании обстоятельств и причин каждого несчастного случая комиссия по расследованию (в случаях, оговоренных Кодексом) - государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая (далее государственный инспектор труда), выявляет очевидцев несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. Комиссии (государственному инспектору труда) предоставлено право проводить их опрос. В обязательном порядке, если это возможно, должен быть проведен опрос самого пострадавшего. Показания пострадавшего, очевидцев имеют важное значение, т.к. по ним можно определить достоверность обстоятельств и причин происшедшего. Полученные показания, а также осмотр места несчастного случая оформляются протоколом по утвержденным формам (постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. N 73). Показания пострадавшего могут быть оформлены и в виде объяснительной.
По требованию комиссии работодатель, за счет собственных средств, должен обеспечить выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов, предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Данной статьей установлен перечень материалов (документов) расследования. Конкретный же перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая. Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы документов.
На основании собранных материалов расследования комиссия (государственный инспектор труда) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. При этом она определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности и квалифицирует его как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Например, признается несчастным случаем не связанным с производством, случай, при котором пострадавший использовал оборудование в личных целях. Однако, если это оборудование было неисправно, в результате чего работник получил травму, то этот случай может быть признан связанным с производством, т.к. безопасность оборудования должен обеспечить работодатель.
В статье дан исчерпывающий перечень несчастных случаев, которые подлежат расследованию, но могут, в зависимости от конкретных обстоятельств, квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством. К этим несчастным случаям относятся (в предыдущей редакции Кодекса такие несчастные случаи однозначно квалифицировались как не связанные с производством):
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской
организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа устанавливается степень вины застрахованного в процентах, которая указывается в акте формы Н-1 (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г. N 73).
Понятие "грубая неосторожность" трудовым законодательством не раскрывается. Однако в пункте 23 постановления Пленума Верховного суда от 28 апреля 1994 года N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" отмечено, что "вопрос о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, должен быть разрешен в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. В частности, грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда".
Следовательно, нетрезвое состояние потерпевшего может быть не признано грубой неосторожностью, если отсутствует причинная связь между состоянием опьянения и повреждением здоровья. Если же причиной несчастного случая послужило не состояние опьянения работника, а нарушение работодателем требований охраны труда, то в данном случае, грубая неосторожность работника отсутствует (например, стропальщик работал без защитной каски, в результате чего получил травму головы. Работник работал на оборудовании, на котором отсутствовало ограждающее устройство, и его рука попала в не огражденные движущиеся части этого оборудования).
При рассмотрении вопроса грубой неосторожности застрахованного, выборному органу первичной профсоюзной организации необходимо дать обоснования, с какими выводами комиссии, проводившей расследование страхового случая, он не может согласиться. В заключении необходимо ссылаться на:
полученные дополнительные объяснения очевидцев страхового случая, которых комиссия либо не опросила, либо которые решили изменить свои первоначальные показания;
медицинское заключение о характере повреждения, полученного пострадавшим;
законодательные и иные нормативные правовые акты об охране труда, локальные акты организации, требования которых не были соблюдены, что привело к созданию условий, приведших к страховому случаю;
заключение экспертов, в т.ч. независимых;
иные документы, имеющие отношение к страховому случаю.
После обоснования указать в заключении процент вины застрахованного (если она усматривается профкомом) или сделать запись, что профсоюзный комитет вины застрахованного не усматривает. Это заключение профкомом дается до указания в акте формы Н-1 степени вины застрахованного.
В настоящее время действует постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев
государственными инспекторами труда
Комментарий.
В соответствие с Кодексом основными задачами федеральной инспекции труда являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан (ст. 335 ТК). В этих целях государственные инспекторы труда могут не только принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, но и проводить его самостоятельно (ст. 356 ТК). При этом государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой и независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).
Независимо от срока давности несчастного случая, государственный инспектор труда, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда (под этим следует понимать привлечение профсоюзного инспектора для расследования тяжелых и смертельных несчастных случаев), а при необходимости с привлечением представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика, может провести дополнительное расследование несчастного случая при:
выявлении сокрытого несчастного случая;
поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его законного представителя или иного доверенного лица, о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
получении сведении, свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет по форме 5 (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г. N 73) заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). В заключении, в частности, указывается: причины и основания проведения расследования, обстоятельства несчастного случая, ответственные лица за допущенные нарушения требований охраны труда, квалификация несчастного случая.
Если акт формы Н-1 оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Оспариваемый акт признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
Статья 230. Порядок оформления материалов расследования
несчастных случаев
Комментарий.
По результатам расследования несчастного случая, связанного с производством, составляется акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве.
Акт является документом, устанавливающим факт связи несчастно случая, связанного с производством. На основании акта формы Н-1 учреждением медико-социальной экспертизы пострадавшему устанавливается степень утраты трудоспособности, группа инвалидности, а также определяется нуждаемость пострадавшего в отдельных видах реабилитации.
Акт формы Н-1 составляется по каждому несчастному случаю повлекшему:
потерю пострадавшим трудоспособности на срок не менее одного дня;
смерть пострадавшего;
необходимость перевода пострадавшего, в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу.
В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая, а также указываются лица, допустившие нарушения требований охраны труда со ссылками на нарушенные ими нормы.
В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, что влечет за собой уменьшение размера ежемесячных страховых выплат на установленный процент, но не более чем на 25%. В случае смерти застрахованного, размер этих выплат не уменьшается.
Акт формы Н-1 составляется в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации. При несчастном случае на производстве, происшедшем с застрахованным, составляется дополнительный (третий) экземпляр акта, для направления его страховщику (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). При групповом несчастном случае на производстве акт формы Н-1 составляется на каждого пострадавшего также в двух экземплярах, а на застрахованного составляется третий экземпляр.
Акт формы Н-1 подписывается всеми членами комиссии, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью работодателя. В случае, если акт формы Н-1 не подписан хотя бы одним членом комиссии (перечень лиц, проводивших расследование указывается в п. 4 акта формы Н-1), не утвержден работодателем или не заверен печатью, то этот акт не имеет юридической силы. Каждый экземпляр акта формы Н-1 обладает равной юридической силой.
В. Трумель,
к.т.н., профессор Академии труда и социальных
отношений, главный технический инспектор ФНПР
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107