г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А56-33663/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Захаров Р.Н. - доверенность N 12 от 30.12.2010
от ответчика (должника): предст. Власов А.А. - доверенность N 2-6-125/11-о от 26.10.2011; предст. Мельников Н.Е. - доверенность N 2-6-524/11-о от 22.04.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20911/2011) ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2011 по делу N А56-33663/2011 (судья Никитушева М.Г.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
об оспаривании постановления от 27.04.2011 N 42
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (ОГРН 1024701478735; место нахождения: 187110, Ленинградская область, шоссе Энтузиастов, д. 1) (далее - общество, ООО "КИНЕФ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3) (далее - Комитет, ЛенРТК) от 27.04.2011 N 42 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.10.2011 в удовлетворении заявления обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "КИНЕФ" просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, отсутствует событие вмененного ему правонарушения, так как ООО "КИНЕФ" не осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и не является теплосетевой организацией, а следовательно, субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии. Податель жалобы ссылается также на изменения, внесенные Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с которыми часть 13 статьи 14 названного Закона, согласно которой теплоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации, исключена. Общество также указывает на допущенные административным органом в ходе проверки нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Представитель ЛенРТК доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Комитетом в результате систематического наблюдения и анализа информации установлено, что ООО "КИНЕФ" не исполнило в установленные сроки требования Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 (далее - Стандарты), а именно: в срок до 17 января 2011 года не раскрыта информация, предусмотренная пунктом 11 Стандартов.
По факту нарушения обществом установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса ведущим специалистом отдела контроля за ценами и тарифами ЛенРТК в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 13.04.2011 N 42 с участием уполномоченного представителя ООО "КИНЕФ" (л.д. 14-16).
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов проверки административным органом вынесено постановление от 27.04.2011 N 42 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, не усмотрев также нарушения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и предельного срока привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 13 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения и составления протокола) установлено, что теплоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Действительно, Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ часть 13 из статьи 14 Закона о теплоснабжении исключена. Вместе с тем, законодательно установленная обязанность теплоснабжающих организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными стандартами не исчезла, с 18.06.2011 такая обязанность установлена частью 9 статьи 7 Закона о теплоснабжении (в ред. Федерального закона N 123-ФЗ от 04.06.2011).
В соответствии с пунктом 1 Стандартов раскрытия информации настоящий документ устанавливает состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (далее - регулируемые организации).
Таким образом, обязанность по раскрытию стандартов установлена как для организаций коммунального комплекса, так и для субъектов естественных монополий.
Понятие "субъект естественной монополии" раскрыто в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии относятся в силу статьи 4 названного Закона к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, ООО "КИНЕФ", оказывая услуги по передаче тепловой энергии, относится к субъектом естественных монополий независимо от включения его в Реестр субъектов естественных монополий.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации (пункт 2 Стандартов).
В соответствии с пунктом 11 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.
Сроки раскрытия информации, определенной пунктом 11 Стандартов, указаны в пункте 21 Стандартов раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 7 Стандартов регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии со Стандартами раскрытия информации сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
В соответствии с пунктом 21 Стандартов информация, предусмотренная пунктом 12, подпунктами "а" - "д", "з" - "ц" пункта 14, подпункт "а" - "г" пункта 16, пунктами 19 и 20 Стандартов, подлежала раскрытию не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифов (надбавок) на очередной период регулирования.
Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается представленными в материалы дела документами, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.01.2011 N 4/5 ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 47.1.112, как осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии на территории Ленинградской области.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26.11.2010 N 204-п обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год.
С учетом сроков, установленных Стандартами, информация, предусмотренная пунктом 11 Стандартов, должна была быть раскрыта обществом не позднее 17.01.2011.
Обществом не оспаривается и установлено в ходе рассмотрения административного дела, неисполнение ООО "КИНЕФ" требований пункта 11 Стандартов, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами, в материалы дела не представлено, что свидетельствует также и о наличии субъективной стороны вмененного обществу правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о том, что Комитет не обладает полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в редакции, действовавшей на момент проверки и вынесения постановления) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.
Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 764 от 28.09.2010 "Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением естественными монополиями стандартов раскрытия информации" контроль за соблюдением естественными монополиями стандартов раскрытия информации осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3.1.2 п. 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 N 255 (в ред. от 10.06.2011) именно Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области является уполномоченным органом по осуществлению такого контроля.
Суд также правомерно отклонил доводы Общества о нарушении срока привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, так как в соответствии с указанной нормой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а не двух месяцев, как полагает заявитель.
Доводы подателя жалобы о нарушении ответчиком положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном применении и толковании норм материального права. Как указано в части 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до 1 августа 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий (пункт 20 части 4 названной статьи).
Таким образом, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2011 года по делу N А56-33663/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33663/2011
Истец: ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области