г. Воронеж |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А35-5242/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" на решение Арбитражного суда Курской области от 31.08.2011 по делу N А35-5242/2011 (судья Орешко С.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" к Управлению федеральной антимонопольной службы по Курской области, об оспаривании решения от 16.03.2011 N 04-05/16-2011 и предписаний от 16.03.2011.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) от 16.03.2011 по делу N 04-05/16-2011 и предписаний от 16.03.2011, вынесенных по результатам рассмотрения дела N 04-05/16-2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что в договорах N Ц-1508/507-ОТП/2010 от 12.05.2010, N Ц-1281/1377-ОТП/2009 от 25.12.2009, N Ц-1183/1295-ОТП/2009 от 03.12.2009 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен правильно, с учетом класса напряжения электрических сетей. Полагает, что в данных случаях пункт 16 Правил технологического присоединения к энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям о 6 месячном сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению неприменим. В договорах N В-690/1313-ОТП/2009 от 09.12.2009, N Ц-1098/1143-ОТП/2009, N С-336/1011-ОТП/2009 от 21.09.2009 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению указан 6 месяцев.
В отношении договоров N В-683/1341-ОТП/2009 от 16.12.2009, N Ц-1210/1319-ОТП/2009 от 10.12.2009, N В-732/147-ОТП/2010 от 11.02.2010, N Ц-1341/148-ОТП/2010 от 11.02.2010, N Ц-931/1382-ОТП/2009 от 28.12.2009, N З-329/1171-ОТП/2009 от 06.11.2009, N Ц-971/1157-ОТП/2009 от 28.10.2009, N В-611/1193-ОТП/2009 от 12.11.2009, N З -305/960-ОТП/2009 от 07.09.2009N Ц-974/959-ОТП/2009 от 07.09.2009, N С267/936-ОТП/2009 от 31.08.2009, N Ц-993/931-ОТП/2009 от 01.09.2009, N С-341/993-ОТП/2009 от 16.09.2009, N Ю-442/986-ОТП/2009 от 14.09.2009, N В-314/979-ОТП/2009 от 09.09.2009, N Ц-1053/1021-ОТП/2009 от 21.09.2009, N Ц-1018/1054-ОТП/2009 от 29.09.2009, N Ц-1061/1037-ОТП/2009 от 02.10.2009, N Ц-1001/1100-ОТП/2009 от 12.10.2009, N С-313/1090-ОТП/2009 от 09.10.2009, N С325/1087-ОТП/2009 от 06.10.2009, N С-324/1146-ОТП/2009 от 26.10.2009, N Ю-501/1127-ОТП/2009 от 22.10.2009 Общество сослалось на то, что фактический срок технического присоединения не превышал 6 месяцев.
По договорам N N 1315- ОТП/2009 -1321-ОТП/2009, N N 1324-ОТП/2009 - 1328-ОТП/2009, N N 1330- ОТП/2009-1341-ОТП/2009, N N1394-ОТП/2009 - 1409-ОТП/2009, NN1377- ОТП/2009 - 1382-ОТП/2009, NN1242-ОТП/2009 - 1271-ОТП/2009, NN1151- ОТП/2009 - 1183-ОТП/2009, NN1185-ОТП/2009 -1210-ОТП/2009, NN1294- ОТП/2009 - 1314-ОТП/2009, NN931-ОТП/2009 - 965-ОТП/2009, NN100- ОТП/2010 - 133-ОТП/2010, NN134-ОТП/2010 - 160-ОТП/2010, N N472- ОТП/2010 - 504-ОТП/2010, NN505-ОТП/2010 - 526-ОТП/2010, NN 966- ОТП/2009 - 995-ОТП/2009; NN997-ОТП/2009 - 1025-ОТП/2009; NN1026- ОТП/2009 - 1060-ОТП/2009; NN1082-ОТП/2009 - 1112-ОТП/2009; NN1113- ОТП/2009 - 1150-ОТП/2009; NN67-ОТП/2010 - 99-ОТП/2010; NN201- ОТП/2010 - 242-ОТП/2010 балансовая и эксплуатационная ответственность заявителей указана не в границах их участка, а в точке присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра" в лице "Курскэнерго".
Также заявитель жалобы, ссылаясь на разъяснения Комитета по тарифам и ценам Курской области N 03-09/2526 от 03.09.2009, считает, что в договорах об осуществлении технологического присоединения, заключенных в предложенной ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") редакции, с ЗАО "Горшеченское-Агро-Инвест" (N В-532 от 12.08.2009), ОАО "Центрметаллургремонт" (N В-566 от 19.08.2009), ООО "Кореневский завод по производству солода" (N 3-303 от 26.11.2009), ООО "Базис-Директ" (N В-962 от 02.08.2010), ОАО "Электроагрегат" (N Ц-1602 от 03.08.2010), МУП "Курскэлектротранс" (N Ц-857 от 10.08.2009, N Ц-858 от 10.08.2009), ЗАО "Курский Агрохолдинг" (N В-747 от 18.06.2010, N В- 748 от 18.06.2010, N В-749 от 18.06.2010, N В-750 от 18.06.2010, N В-751 от 18.06.2010, N В-752 от 18.06.2010, N В-753 от 18.06.2010 N В-754 от 18.06.2010, N В-755 от 18.06.2010, N В-756 от 18.06.2010, N В-757 от 18.06.2010, N В-758 от 18.06.2010, N В-759 от 18.06.2010, N В-761 от 18.06.2010, N В-830 от 18.06.2010, N В-831 от 18.06.2010, N В-832 от 18.06.2010, N В-833 от 18.06.2010, N В-834 от 18.06.2010, N В835 от 18.06.2010, N В-836 от 18.06.2010, N В-837 от 18.06.2010) не был нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 30 Правил для обращения в уполномоченный орган для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
При этом Общество указывает, что обратилось в уполномоченный орган для расчета платы за технологическое присоединение после подписания проектов договоров технологического присоединения со стороны заявителей.
В поступившем в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Управление антимонопольной службы по Курской области против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что оспариваемые решение и предписания по делу N 04-05/16-2010 о нарушении ОАО "МРСК Центра" антимонопольного законодательства приняты Комиссией УФАС по Курской области в полном соответствии с действующим законодательством, не нарушают прав и законных интересов Общества, не возлагают на него не предусмотренных законом обязанностей.
УФАС по Курской области и ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, УФАС по Курской области на основании приказа N 251 от 30.09.2010 проведено контрольное мероприятие деятельности ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", юридический адрес: г. Москва, пер. Глухарев, 4/2, в лице филиала "Курскэнерго" (г. Курск, ул. К.Маркса, 27) по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях.
В ходе контрольного мероприятия при проведении выборочной проверки заключенных в 2009-2010 гг. договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям было установлено следующее.
ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (N 1341-ОТП/2009, N 1319-ОТП/2009, N 147-ОТП/2010, N 148-ОТП/2010, 507-ОТП/2010 N 1377-ОТП/2009, N 1382-ОТП/2009, N 1171-ОТП/2009, N 1157-ОТП/2009, N 1193-ОТП/2009, N 1313-ОТП/2009, N 1295-ОТП/2009, N 960-ОТП/2009, N 959-ОТП/2009 N 936-ОТП/2009, N 931-ОТП/2009, N 993-ОТП/2009, N 986-ОТП/2009, N 979-ОТП/2009, N 1021-ОТП/2009, N 1054-ОТП/2009 N 1037-ОТП/2009, N 1011-ОТП/2009, N 1100-ОТП/2009, N 1090-ОТП/2009, N 1087-ОТП/2009, N 1146-ОТП/2009, N 1143-ОТП/2009, N 1127-ОТП/2009), заключенных с соответствующими предусмотренным пунктами 12.1, 14, 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) критериям заявителями, установило условие о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет не 6 месяцев, а 1 год с даты заключения договора.
Проанализированные антимонопольным органом договоры, заключенные с указанными в пунктах 12.1, 14 Правил технологического присоединения заявителями (N N 1315- ОТП/2009 -1321-ОТП/2009, N N 1324-ОТП/2009 - 1328-ОТП/2009, N N 1330- ОТП/2009-1341-ОТП/2009, N N1394-ОТП/2009 - 1409-ОТП/2009, NN1377- ОТП/2009 - 1382-ОТП/2009, NN1242-ОТП/2009 - 1271-ОТП/2009, NN1151- ОТП/2009 - 1183-ОТП/2009, NN1185-ОТП/2009 -1210-ОТП/2009, NN1294- ОТП/2009 - 1314-ОТП/2009, NN931-ОТП/2009 - 965-ОТП/2009, NN100- ОТП/2010 - 133-ОТП/2010, NN134-ОТП/2010 - 160-ОТП/2010, N N472- ОТП/2010 - 504-ОТП/2010, NN505-ОТП/2010 - 526-ОТП/2010, NN 966- ОТП/2009 - 995-ОТП/2009; NN997-ОТП/2009 - 1025-ОТП/2009; NN1026- ОТП/2009 - 1060-ОТП/2009; NN1082-ОТП/2009 - 1112-ОТП/2009; NN1113- ОТП/2009 - 1150-ОТП/2009; NN67-ОТП/2010 - 99-ОТП/2010; NN201- ОТП/2010 - 242-ОТП/2010), в отсутствие соответствующих обращений заявителей предусматривают балансовую и эксплуатационную ответственность заявителей не в границах их участка, а до точки присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго").
Также было установлено, что ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") был нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 30 Правил технологического присоединения для обращения в уполномоченный орган для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ОАО "Центрметаллургремонт", ООО "Кореневский завод по производству солода", ООО "Агропромкомплектация-Курск", ОАО "Электроагрегат", МУП "Курскэлектротранс", ООО "Группа компания "Промресурс", ООО "АГРО-Инвест-недвижимость", ЗАО "Курский Агрохолдинг".
ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") в договорах об осуществлении технологического присоединения N В-532 от 12.08.2009 (с ЗАО "Горшечное-Агро-Инвест"), N Ц-858 от 10.08.2009 (с МУП "Курскэлектротранс"), N 8710-ОТП/2009 от 19.08.2009 (с ОАО "Центрметаллургремонт"), N З-303 от 26.11.2009 (с ООО "Кореневский завод по производству солода"), N Ц-857 от 10.08.2009 (с МУП "Курскэлектротранс") установлен порядок определения платы и осуществления расчетов за услуги по технологическому присоединению, отличный от предусмотренного в договорах N Ц-1602 от 03.08.2010 (с ОАО "Электроагрегат"), N В-747 от 18.06.2010, N В-748 от 18.06.2010, N В-749 от 18.06.2010, N В-750 от 18.06.2010, N В-751 от. 18.06.2010, N В-752 от 18.06.2010, N В-753 от 18.06.2010, N В-754 от 18.06.2010, N В-755 от 18.06.2010, N В-756 от 18.06.2010, N В-757 от 18.06.2010, N В-758 от 18.06.2010, N В-759 от 18.06.2010, N В-761 от 18.06.2010, N В-830 от 18.06.2010, N В-831 от 18.06.2010, N В-832 от 18.06.2010, N В-833 от 18.06.2010, N В-834 от 18.06.2010, N В835 от 18.06.2010, N В-836 от 18.06.2010, N В-837 от 18.06.2010 с ЗАО "Курский Агрохолдинг", N 968- ОТП/2010 от 02.08.2010 с ООО "Базис-Директ".
Вышеуказанные обстоятельства, установленные антимонопольным органом были отражены в акте по результатам контрольных мероприятий от 01.11.2010 и послужили основанием для возбуждения дела N 04-05/16-2010 по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" со стороны ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого может явиться ограничение, устранение, недопущение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении требований Правил технологического присоединения, а также создании дискриминационных условий при оказании услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения дела N 04-05/16-2010 16.03.2011 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области принято решение, пунктом 1 которого ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" признано нарушившим статью 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении Правил технологического присоединения, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - владельцев энергопринимающих устройств (энергетических установок), обратившихся для осуществления технологического присоединения.
Пунктом 2 решения Общество признано нарушившим статью 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в создании дискриминационных устройств (энергетических установок) ООО "Щигры Главпродукт", ООО "Агропромкомплектация - Курск", ООО "Группа компания "Промресурс", ОО "АГРО-Инвест-недвижимость" к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго".
Пунктами 3 и 4 решено выдать ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" предписание о прекращении антимонопольного законодательства.
На основании данного решения 16.03.2011 ОАО "МРСК Центра" выданы предписания, одним из которых Обществу предписано не допускать действий, которые могут привести к нарушению статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", для чего осуществлять технологическое присоединение в строгом соответствии с требованиями Правил технологического присоединения, и не создавать дискриминационных условий при указании соответствующих услуг.
Другое предписание выдано Обществу с требованием прекратить нарушение ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", для чего привести в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения, договоры об осуществлении технологического присоединения, заключенные с указанными в пунктах 12.1 и 14 данных Правил заявителями, предусмотрев балансовую и эксплуатационную ответственность заявителей в границах их участка.
Не согласившись с вынесенными решением от 16.03.2011 и предписаниями от 16.03.2011 ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности выводов УФАС по Курской области о признании ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" нарушившим статью 10 ФЗ " О защите конкуренции".
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-Ф от 26.07.2006 (далее - Закон "О защите конкуренции") сферой применения данного закона являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют, в том числе, российские юридические лица.
В соответствии со статьей 4 Закона "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Часть 1 статьи 10 указанного закона содержит запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" является установление антимонопольным органом обстоятельств, свидетельствующих о действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Статья 20 ФЗ "Об электроэнергетике" определяет, что одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
Порядок действия сетевых организаций на рынке электроэнергии закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Таким образом, технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора об осуществлении технологического присоединения заявитель направляет заявку в сетевую организацию.
В пункте 7 названных Правил установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1-14 настоящих Правил); г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Исходя из положений данной нормы, составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом процедуры технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно- диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; е)осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пункте 12.1 (заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, присоединяющиеся по одному источнику электроснабжения энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), пункте 14 (заявители - физические лица, присоединяющие энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику) и пункте 34 (заявители, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 года в установленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям) настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Существенными условиями договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в силу данного пункта Правил являются: условие о порядке разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, размер платы за технологическое присоединение.
Как предусмотрено пунктом 16.1 Правил технологического присоединения (в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334), заявители, указанные в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа).
Пунктом 2 названных Правил установлены в том числе понятия:
- "акт разграничения балансовой принадлежности электросетей", который представляет собой документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;
- "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрическо й энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
- "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
При этом в силу пункта 10 названных Правил договор оказания услуг по передаче электроэнергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а в соответствии с пунктом 24 указанных Правил сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации.
Согласно пункту 13 Правил недискриминационного доступа одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии является условие об установлении ответственности потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору.
Согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования) поставка электрической энергии покупателям электрической энергии осуществляется гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми компаниями) по договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Пунктом 62 Правил функционирования предусмотрено, что договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме.
Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет энергосбытовой компании заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения: технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке; обеспечение учета электрической энергии.
Таким образом, срок выполнения предусмотренных договором мероприятий по технологическому присоединению является необходимой и существенной предпосылкой для получения заявителем доступа к услугам энергоснабжения.
Порядок установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту предусмотрен пунктом 30 Правил технологического присоединения, в соответствии с которым в случае если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 года N 201-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".
Как установлено судом области и не оспаривается заявителем, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала - "Курскэнерго" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 50%, в связи с чем, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 08.08.2008 N 103).
Также, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала - "Курскэнерго" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009 N 73).
Проанализировав положения вышеприведенных норм применительно к установленным обстоятельствам дела, антимонопольным органом и судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц-владельцев энергопринимающих устройств (энергетических установок), обратившихся для осуществления технологического присоединения.
При этом вменяемое Обществу нарушение выразилось в том числе:
- в установлении в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1341-ОТП/2009, N 1319-ОТП/2009, N 147-ОТП/2010, N 148-ОТП/2010, N 1382-ОТП/2009, N 1171-ОТП/2009, N 1157-ОТП/2009, N 1193-ОТП/2009, N 960-ОТП/2009, N 959-ОТП/2009, N 936-ОТП/2009, N 931-ОТП/2009, N 993-ОТП/2009, N 986- ОТП/2009, N 979-ОТП/2009, N 1021-ОТП/2009, N 1054-ОТП/2009, N 1037- ОТП/2009, N 1100-ОТП/2009, N 1090-ОТП/2009, N 1087-ОТП/2009, N 1146-ОТП/2009, N 1127-ОТП/2009 противоречащего императивным нормам Правил технологического присоединения условия о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения договора;
- в установлении в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1341-ОТП/2009, N 1319-ОТП/2009, N 147-ОТП/2010, N 148-ОТП/2010, N 1382-ОТП/2009, N 1171-ОТП/2009, N 1157-ОТП/2009, N 1193-ОТП/2009, N 960-ОТП/2009, N 959-ОТП/2009, N 936-ОТП/2009, N 931-ОТП/2009, N 993-ОТП/2009, N 986- ОТП/2009, N 979-ОТП/2009, N 1021-ОТП/2009, N 1054-ОТП/2009, N 1037- ОТП/2009, N 1100-ОТП/2009, N 1090-ОТП/2009, N 1087-ОТП/2009, N 1146-ОТП/2009, N 1127-ОТП/2009 балансовой и эксплуатационной ответственности заявителей не в границах их участка, а до точки присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей к объектам электросетевого хозяйства, ОАО "МРСК Центра" (в лице "Курскэнерго") тем самым возлагает на заявителей не предусмотренную законом обязанность, предполагающую несение дополнительных финансовых затрат по обслуживанию электроустановок, что подтверждается актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон N С-267/09 от 28.01.2010, N Ц-993 от 26.02.2010, N В-314/2009 от 17.02.2010, N Ю-442/986-ОТП/2009 от 14.12.2009 N С-341/2009 от 03.03.2010, N Ц-1053 от 10.03.2010, Ц-1018 от 10.03.2010, N Ц-1061 от 29.03.2010, N Ц-1001 от 24.03.2010, N С-313/2009 от 31.03.2010, N С-325/2009 от 24.03.2010, N С-324/2009 от 05.04.2010, N Ю-501/1127-ОТП/2009 от 19.04.2010, N В-683/2009 от 31.05.2010, актами разграничения балансовой принадлежности N В-314/2009 от 17.02.2010, N Ю-442/986-ОТП/2009 от 14.12.2009, N С-341/2009 от 03.03.2010, N Ц-1053 от 10.03.2010, N Ц-1018 от 10.03.2010, N Ц-1061 от 29.03.2010, N Ц-1001 от 24.03.2010, N С-313/2009 от 31.03.2010, N С-325/2009 от 24.03.2010, N С-324/2009 от 05.04.2010, N Ц-1210 от 26.05.2010, N Ц-1210 от 26.05.2010, N Ю-501/1127-ОТП/2009 от 19.04.2010, N В-683/2009 от 31.05.2010.
Кроме того, Обществом был нарушен 30 дневный срок, установленный пунктом 30 Правил технологического присоединения для обращения в уполномоченный орган для расчета платы за технологическое присоединение.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") с 01.01.2009 по 30.10.2010 предложило осуществить технологическое присоединение по индивидуальному проекту ООО "Щигры Главпродукт" (заявленная мощность 500 кВт), ЗАО "Горшеченское-Агро-Инвест" (заявленная мощность 150 кВт), ОАО "Центрметаллургремонт" (заявленная мощность 132 кВт), ООО Кореневский завод по производству солода" (заявленная мощность 3260 кВт), ООО "Агропромкомплектация-Курск" (заявленная мощность 950 кВт), ООО "Базис-Директ" (заявленная мощность 159,8 кВт), ОАО "Электроагрегат" (заявленная мощность 1000 кВт), МУП "Курскэлектро-транс" (заявленная мощность 1850 Вт), ООО "Группа компания "Промресурс" (заявленная мощность 500 кВт), ООО "АГРО-Инвест-недвижимость" (заявленная мощность 1184 кВт), ЗАО "Курский Агрохолдинг" (заявленная мощность 22676 кВт).
Делая вывод о нарушении 30-дневного срока, установленного пунктом 30 Правил технологического присоединения для обращения в уполномоченный орган для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту антимонопольный орган и суд области обоснованно исходили из следующего:
- в отношении ОАО "Центрметаллургремонт" заявка поступила 05.08.2009, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 07.09.2009;
- в отношении ООО "Кореневский завод по производству солода" заявка поступила 09.07.2009, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 02.09.2009;
- в отношении ООО "Агропромкомплектация-Курск": заявка поступила 05.08.2009, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 07.09.2009;
- в отношении ОАО "Электроагрегат": заявка поступила 20.05.2010, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 09.07.2010;
- в отношении МУП "Курскэлектротранс": заявка поступила 02.06.2009 г.., письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 31.07.2009;
- в отношении ООО "Группа компания "Промресурс": заявка поступила 26.02.2009, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 22.05.2009;
- в отношении ООО "АГРО-Инвест-недвижимость": заявка поступила 19.03.2009, письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 04.06.2009;
- в отношении ЗАО "Курский Агрохолдинг": заявки поступили 19.01.2010 г.. (14 заявок) и 30.03.2010 (8 заявок), письмо ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") об утверждении размера платы (по всем заявкам) направлено в Комитет по тарифам и ценам Курской области 16.07.2010. Доказательств обратному Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия обоснованно сделала вывод о том, что ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") в 2009-2010 гг. не соблюдался предусмотренный Правилами технологического присоединения порядок осуществления технологического присоединения по индивидуальному тарифу.
Комиссией также установлено, что в договорах об осуществлении технологического присоединения, заключенных в предложенной ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") редакции, предусмотрено следующее условие:
- договор N С-249 от 01.06.2009 с ООО "Щигры Главпродукт":
"п.3.1. До утверждения уполномоченным органом соответствующей платы ориентировочная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 695 640 рублей 53 копейки.Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
п. 3.2. Заказчик оплачивает ОАО "МРСК Центра" технологическое присоединение в размере, указанном в п.3. 1., в следующем порядке;
п.п. 3.2.1. аванс в размере 169564 руб. 01 коп.(за выдачу технических условий и разработку проектной документации) - в течении 15 календарных дней с момента подписания Договора.
п.п. 3.2.2. оставшуюся сумму по договору - в течении 15 календарных дней с момента утверждения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение.
п. 3.3. Заказчик осуществляет предусмотренную договором плату путем перечисления денежных средств на расчетный счет филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", если иной порядок расчетов не установлен дополнительным соглашением сторон.";
-договор N 3-159 от 15.06.2010 г.. с ООО "Агропромкомплектация-Курск":
"п.3.1. До утверждения уполномоченным органом соответствующей платы ориентировочная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 904 751 рублей 58 копеек.
Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
п.3.2 Заказчик осуществляет предусмотренную договором плату путем перечисления денежных средств на расчетный счет филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", если иной порядок расчетов не установлен дополнительным соглашением сторон.";
- договор N Ц668 от 17.03.2009 г.. с ООО "Группа компания "Промресурс":
"п.3.1. До утверждения уполномоченным органом соответствующей платы ориентировочная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 869 368 рублей 53 копейки.
Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
п.3.2. Заказчик оплачивает ОАО "МРСК Центра" технологическое присоединение, в размере указанном в п.3.1, в следующем порядке;
пп.3.2.1. аванс в размере 486936 руб. 85 коп. (за выдачу технических условий и разработку проектной документации) - в течение 15 календарных дней с момента подписания договора.
пп.3.2.2. оставшуюся сумму по договору - в течении 15 календарных дней с момента утверждения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение.
п.3.3. Заказчик осуществляет предусмотренную договором плату путем перечисления денежных средств на расчетный счет филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", если иной порядок расчетов не установлен дополнительным соглашением сторон.";
- договор N В-382 от 15.05.2009 г.. с ООО "АГРО-Инвест-недвижимость"
"п.3.1. До утверждения уполномоченным органом соответствующей платы ориентировочная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 618 940 рублей 03 копейки.
Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
п.3.2. Заказчик оплачивает ОАО "МРСК Центра" технологическое присоединение, в размере указанном в п.3.1., в следующем порядке:
пп.3.2.1. аванс в размере 2461894 руб. 00 коп. (за выдачу технических условий и разработку проектной документации) - в течении 15 календарных дней с момента подписания договора.
пп.3.2.2. оставшуюся сумму по договору - в течении 15 календарных дней с момента утверждения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение.
п.3.3. Заказчик осуществляет предусмотренную договором плату путем перечисления денежных средств на расчетный счет филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", если иной порядок расчетов не установлен дополнительным соглашением сторон.".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Для ООО "АГРО-Инвест-недвижимость" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.07.2009 N 57 в размере 20 820 110 руб.; оплата по договору была частично произведена до утверждения тарифа в размере 2 461 894 руб. 20.05.2009 на основании счета N 0069 от 15.05.2009, в размере 5 855 314 руб. 29.06.2009 на основании счета N 0088 от 17.06.2009.
Для ООО "Группа компаний "Промресурс" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 03.07.2009 г.. N 54 в размере 4 116 370 руб.; оплата по договору была частично произведена до утверждения тарифа в размере 486 936 руб. 12.05.2009.
Для ООО "Агропромкомплектация-Курск" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.07.2010 N 72 в размере 929 150 руб.; оплата по договору была частично произведена до утверждения тарифа в размере 190 476 руб. 15.06.2010 Для ООО "Щигры Главпродукт" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.07.2009 N 58 в размере 1 433 610 руб.; оплата по договору была частично произведена до утверждения тарифа в размере 169 564 руб. 04.06.2009 на основании счета N 0079 от 01.06.2009.
В договорах об осуществлении технологического присоединения, заключенных в предложенной ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") редакции, с ЗАО "Горшеченское-Агро-Инвест" (N В-532 от 12.08.2009), ОАО "Центрметаллургремонт" (N В-566 от 19.08.2009), ООО "Кореневский завод по производству солода" (N 3-303 от 26.11.2009 г..), ООО "Базис-Директ" (N В-962 от 02.08.2010), ОАО "Электроагрегат" (N Ц-1602 от 03.08.2010), МУП "Курскэлектротранс" (N Ц-857 от 10.08.2009, N Ц-858 от 10.08.2009), ЗАО "Курский Агрохолдинг" (N В-747 от 18.06.2010, N В-748 от 18.06.2010, N В-749 от 18.06.2010, N В-750 от 18.06.2010, N В-751 от 18.06.2010, N В-752 от 18.06.2010, N В-753 от 18.06.2010 N В-754 от 18.06.2010, N В-755 от 18.06.2010 г.., N В-756 от 18.06.2010, N В-757 от 18.06.2010, N В-758 от 18.06.2010, N В-759 от 18.06.2010, N В-761 от 18.06.2010, N В-830 от 18.06.2010, N В-831 от 18.06.2010, N В-832 от 18.06.2010, N В-833 от 18.06.2010 г.., N В-834 от 18.06.2010 г.., N В835 от 18.06.2010, N В-836 от 18.06.2010, N В-837 от 18.06.2010), предусмотрено следующее условие относительно определения размера платы за технологическое присоединение:
Пункт 3.1. Стоимость услуги по технологическому присоединению определяется по индивидуальному проекту в соответствии с постановлением уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пункт 3.1.2. Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
При этом в договорах N Ц-857 от 10.08.2009 (с МУП "Курскэлектротранс"), N В-532 от 12.08.2009 (с ЗАО "Горшечное-Агро-Инвест"), N Ц-858 от 10.08.2009 (с МУП "Курскэлектротранс"), N 8710-ОТП/2009 от 19.08.2009 г..(с ОАО "Центрметаллургремонт"), N З-303 от 26.11.2009 (с ООО "Кореневский завод по производству солода") предусмотрен иной порядок расчетов за услуги по технологическому присоединению, чем в договорах N В-382 от 15.05.2009 с ООО "АГРО-Инвест-недвижимость", N Ц-668 от 17.03.2009 г.. с ООО "Группа компаний "Промресурс", N С-249 от 01.06.2009 г.. с ООО "Щигры Главпродукт":
"3.2. Стоимость услуги по технологическому присоединению оплачивается Заказчиком тремя платежами:
1-й: в размере 60% в течение 10 календарных дней с момента выхода постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области;
2-й: в размере 30% в течение 10 рабочих дней с момента утверждения ОАО "МРСК Центра" разработанной Заказчиком проектной документации;
3-й: в размере 10% в течение 10 рабочих дней с момента подписания ОАО "МРСК Центра" акта о выполнении технических условий".
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, для ЗАО "Горшечное-Агро-Инвест" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 03.09.2009 N 64; оплата по договору произведена 26.10.2009.
Для ООО "Кореневский завод по производству солода" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 18.12.2009 г.. N 154; оплата по договору произведена 28.12.2009.
Для ОАО "Центрметаллургремонт" размер платы за технологическое присоединение был установлен постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 18.12.2009 N 155; оплата по договору произведена 24.05.2010.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что предусмотрев в договорах об осуществлении технологического присоединения N С-249 от 01.06.2009 с ООО "Щигры Главпродукт", N З-159 от 15.06.2010 с ООО "Агропромкомплектация-Курск", N Ц-668 от 17.03.2009 с ООО "Группа компания "Промресурс", N В-382 от 15.05.2009 с ООО "АГРО-Инвест-недвижимость" условие о стоимости услуги по технологическому присоединению (п.3.1) и порядке ее оплаты (п.3.2), отличное от содержащегося в договорах с ЗАО "Горшеченское-Агро-Инвест" (N В-532 от 12.08.2009), ОАО "Центрметаллургремонт" (N В-566 от 19.08.2009), ООО "Кореневский завод по производству солода" (N З -303 от 26.11.2009), ООО "Базис-Директ" (N В-962 от 02.08.2010), ОАО "Электроагрегат" (N Ц-1602 от 03.08.2010 г..), МУП "Курскэлектротранс" (N Ц-857 от 10.08.2009 г., N Ц-858 от 10.08.2009), ЗАО "Курский Агрохолдинг" (N В-747 от 18.06.2010, N В-748 от 18.06.2010, N В-749 от 18.06.2010, N В-750 от 18.06.2010, N В-751 от 18.06.2010, N В-752 от 18.06.2010, N В-753 от 18.06.2010, N В-754 от 18.06.2010, N В-755 от 18.06.2010, N В-756 от 18.06.2010, N В-757 от 18.06.2010, N В-758 от 18.06.2010, N В-759 от 18.06.2010, N В-761 от 18.06.2010, N В-830 от 18.06.2010, N В-831 от 18.06.2010, N В-832 от 18.06.2010, N В-833 от 18.06.2010, N В-834 от 18.06.2010, N В835 от 18.06.2010, N В-836 от 18.06.2010, N В-837 от 18.06.2010), ОАО "МРСК Центра" (в лице филиала "Курскэнерго") тем самым создало дискриминационные условия осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "Щигры Главпродукт", ООО "Агропромкомплектация-Курск", ЮОО "Группа компания "Промресурс", ООО "АГРО-Инвест-недвижимость".
Таким образом, вывод антимонопольного органа о нарушении ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", поддержанный судом области, является правомерным.
Доказательств обратному заявителем ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Довод заявителя жалобы о том, что в договорах N В-690/1313-ОТП/2009 от 09.12.2009, N Ц-1098/1143-ОТП/2009, N С-336/1011-ОТП/2009 от 21.09.2009 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению указан 6 месяцев не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не исключает отсутствие нарушения со стороны Обществом срока осуществления мероприятий по технологическому выявленного при анализе иных договоров (N 1341-ОТП/2009, N 1319-ОТП/2009, N 147-ОТП/2010, N 148-ОТП/2010, 507-ОТП/2010 N 1377-ОТП/2009, N 1382-ОТП/2009, N 1171-ОТП/2009, N 1157-ОТП/2009, N 1193-ОТП/2009, N 1313-ОТП/2009, N 1295-ОТП/2009, N 960-ОТП/2009, N 959-ОТП/2009 N 936-ОТП/2009, N 931-ОТП/2009, N 993-ОТП/2009, N 986-ОТП/2009, N 979-ОТП/2009, N 1021-ОТП/2009, N 1054-ОТП/2009 N 1037-ОТП/2009, N 1011-ОТП/2009, N 1100-ОТП/2009, N 1090-ОТП/2009, N 1087-ОТП/2009, N 1146-ОТП/2009, N 1143-ОТП/2009, N 1127-ОТП/2009 и не свидетельствует о безусловном соблюдении ОАО "МРСК Центра" в лице "Курскэнерго" требований пункта 16 Правил технологического присоединения.
То обстоятельство, что по договорам N В-683/1341-ОТП/2009 от 16.12.2009, N Ц-1210/1319-ОТП/2009 от 10.12.2009, N В-732/147-ОТП/2010 от 11.02.2010, N Ц-1341/148-ОТП/2010 от 11.02.2010, N Ц-931/1382-ОТП/2009 от 28.12.2009, N З-329/1171-ОТП/2009 от 06.11.2009, N Ц-971/1157-ОТП/2009 от 28.10.2009, N В-611/1193-ОТП/2009 от 12.11.2009, N З -305/960-ОТП/2009 от 07.09.2009N Ц-974/959-ОТП/2009 от 07.09.2009, N С267/936-ОТП/2009 от 31.08.2009, N Ц-993/931-ОТП/2009 от 01.09.2009, N С-341/993-ОТП/2009 от 16.09.2009, N Ю-442/986-ОТП/2009 от 14.09.2009, N В-314/979-ОТП/2009 от 09.09.2009, N Ц-1053/1021-ОТП/2009 от 21.09.2009, N Ц-1018/1054-ОТП/2009 от 29.09.2009, N Ц-1061/1037-ОТП/2009 от 02.10.2009, N Ц-1001/1100-ОТП/2009 от 12.10.2009, N С-313/1090-ОТП/2009 от 09.10.2009, N С325/1087-ОТП/2009 от 06.10.2009, N С-324/1146-ОТП/2009 от 26.10.2009, N Ю-501/1127-ОТП/2009 от 22.10.2009 фактически мероприятия по технологическому присоединению были выполнены в 6 месячный срок с даты заключения договора, также не свидетельствует об исполнений требований пункта 16 Правил технологического присоединения.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, в силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таких доказательств, с достоверностью свидетельствующих о незаконности принятых ненормативных актов, заявителем жалобы не представлено.
Доводы жалобы основаны лишь на несогласии с выводами суда первой инстанции, однако, не опровергают их.
Апелляционная жалоба фактически повторяет позицию, заявленную Обществом при рассмотрении дела судом первой инстанции и не содержит в нарушение статьи 270 АПК РФ ссылок на основания, предусмотренные данной статьей, в силу которых обжалуемый судебный акт может быть признан незаконным и необоснованным.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и сделанные судом выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение арбитражного суда области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществом по платежному поручению N 11204 от 19.09.2011 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.08.2011 по делу N А35-5242/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 11204 от 19.09.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5242/2011
Истец: ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго"
Ответчик: УФАС по Курской области