Бюджетная организация приобрела автомобиль "Газель" за счет бюджетных средств в сумме 315 000 руб., за счет средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности, в сумме 250 000 руб. Какими проводками следует отражать постановку автомобиля на учет? По какому коду вида деятельности (18-й разряд счета) ставить его на учет? Можно ли учесть при определении налогооблагаемой прибыли расходы на приобретение автомобиля, произведенные за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности?
В соответствии с п. 78 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), учет вложений в объеме фактических затрат при приобретении основных средств ведется на счете 010601000 "Капитальные вложения в основные средства". Операции по вложениям в объекты основных средств при организации работ за счет собственных ресурсов отражаются по дебету счета 10601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Автотранспортные средства как объект бюджетного учета отражаются согласно Инструкции N 25н в составе основных средств на счете 010105000 "Транспортные средства". По правилам данной инструкции основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости в размере фактических вложений, которые аккумулируются на счете 10601310. Отражать транспортное средство на счете 10105310 целесообразно после того, как на счете 10601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" будут собраны все затраты по его приобретению. К фактическим затратам в отношении транспортных средств можно отнести: суммы, уплачиваемые продавцу; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, связанные с приобретением прав на объект; таможенные пошлины; затраты по доставке, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за консультационные, информационные и посреднические услуги (п. 12 Инструкции N 25н). Перечень фактических затрат по приобретению основных средств не является закрытым, поэтому в стоимость последних включаются все затраты, непосредственно связанные с их приобретением.
Приобретение основных средств за счет разных источников предполагает варианты отражения в бухгалтерском учете "бюджетной" и "внебюджетной" частей первоначальной стоимости основного средства. Однако это вызовет путаницу при инвентаризации, так как возникнут два разных инвентарных объекта, хотя на самом деле объект один.
В соответствии с БК РФ бюджетные расходы возмещаются за счет внебюджетных средств, при этом погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо, поскольку, по сути, это нецелевое использование последних (ст. 289 БК РФ).
Таким образом, всю стоимость транспортного средства нужно отнести на бюджетную деятельность, то есть в бухгалтерском учете оно должно быть отражено по коду "1". Так, исходя из условий вопроса, в бюджетном учете указанного учреждения операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены капитальные вложения в основные средства за счет бюджет- ной деятельности |
110601310 | 130219730 | 315 000 |
Отражены капитальные вложения за счет предпринимательской деятель- ности |
210601310 | 230219730 | 25 000 |
Оплачено поставщику автомобиля за счет предпринимательской дятель- ности |
230219730 | 220101610 | 25 000 |
Оплачено поставщику автомобиля за счет бюджетных средств | 130219730 | 130405310 | 315 000 |
Переведены капитальные вложения по предпринимательской деятельнос- ти на бюджетную деятельность |
240101241 | 210601410 | 25 000 |
Приняты на бюджетную деятельность капитальные вложения | 110601310 | 140101180 | 25 000 |
Введен в эксплуатацию автомобиль | 110105310 | 110601410 | 340 000 |
При расчете налогооблагаемой прибыли по внебюджетной деятельности затраты, учтенные на счете 210601310 в размере 25 000 руб., в расходы не включаются. Они также не подлежат распределению в целях налогообложения прибыли согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ. В данной статье речь идет не о приобретении основных средств, а о том, что нужно распределить между бюджетной и внебюджетной деятельностью пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования) транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, затраты на коммунальные услуги, все виды ремонта, услуги связи.
Как известно, стоимость основного средства переносится на себестоимость продукции работ, услуг посредством начисления амортизации. При определении налоговой базы по налогу на прибыль к расходам, связанным с осуществлением платной деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для ее осуществления. Случаи приобретения основного средства за счет двух источников в НК РФ не рассмотрены. Таким образом, учреждение не может учесть в составе расходов при исчислении прибыли суммы амортизации, начисленные по транспортному средству.
Существует еще один отрицательный аспект данной ситуации: поскольку все расходы по приобретению автомобиля будут отражены по бюджетной деятельности, предъявить сумму "входного" НДС, оплаченного за счет средств, полученных от оказания платных услуг, нельзя. В соответствии с Инструкцией N 25н и пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ основные средства, приобретенные в рамках бюджетной деятельности, должны приниматься к учету по стоимости, включая НДС.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2007 г.
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"