Ошибки при построении финансовой структуры компаний
Основная цель построения финансовой структуры компании - управление ее финансовым результатом посредством предоставления ответственности и полномочий менеджменту по управлению доходами и расходами, прибылью и инвестициями.
Элементами финансовой структуры как системы являются центры финансовой ответственности (ЦФО) - структурные подразделения (или группа подразделений), осуществляющие определенный набор хозяйственных операций, а также способные оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности и соответственно отвечающие за эти статьи расходов и/или доходов. Таким образом, при построении финансовой структуры закладываются потенциал и возможности формирования бюджетного управления и управленческого учета в компании.
В зависимости от структуры и специфики бизнеса выделяют различные ЦФО, влияющие на тот или иной финансовый результат: центры нормативных затрат, центры управленческих затрат, центры финансового учета. В этой статье мы остановимся на универсальном перечне видов ЦФО, с помощью которого можно сформировать результат компании на любом иерархическом уровне финансовой структуры: Центр инвестиций (ЦИ), Центр прибыли (ЦП), Центр маржинального дохода (ЦМД), Центр дохода (ЦД), Центр затрат (ЦЗ).
ЦЗ отвечают только за произведенные затраты своей деятельности. Данными центрами могут являться различные производственные подразделения и функциональные службы (бухгалтерия, реклама, охрана), в задачи которых не входит получение дохода. ЦЗ определяют расходную часть бюджетов предприятия. Они могут быть как элементом структуры, так и консолидирующим результатом расходной части элементов. Например, ЦЗ Финансовый отдел может включать затратные ЦФО: ЦЗ Бухгалтерия, ЦЗ Отдел финансового анализа, ЦЗ Финансовый контроль. Естественно, у финансовых отделов на практике возникают доходные результаты деятельности, но для этого необходимо выделять общефирменные центры доходов (ЦД), а не ЦД Бухгалтерия, ЦД Отдел финансового анализа или ЦД Финансовый контроль, что зачастую является типичной ошибкой.
Центры дохода - это подразделения, которые в результате своей деятельности приносят компании доход и отвечают за доходную часть бюджета. К ним относятся подразделения, занимающиеся реализацией готовой продукции, товаров и услуг (отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть фирменных магазинов и пр.). Следовательно, нельзя выделить ЦД Бухгалтерия в центр дохода, так как функциональное предназначение данного подразделения - бухгалтерский учет, который по своей сути генерирует только затраты. Конечно, компания может включать в финансовую структуру ЦД Бухгалтерия, ЦД Финансовый контроль и пр., если данные направления являются для нее источником дохода как в консалтинговых и аудиторских компаниях.
При формировании ЦД необходимо придерживаться следующих правил:
ЦД может быть отдельным элементом;
ЦД может быть консолидирующим доходных ЦФО;
ЦД и ЦЗ одного и того же структурного подразделения могут находиться на одном иерархическом уровне.
Другими словами, для центров доходов и затрат действуют одинаковые правила (следовательно, нарушение их ведет к ошибкам), которые схематично представлены ниже.
Правильные схемы
ЦД Отдел продаж | ЦЗ Отдел продаж | ЦЗ Склад |
ЦД Отдел продаж изделия | ЦЗ Склад парфюмерия | |
ЦД Отдел продаж услуги | ЦЗ Склад бакалея |
Неправильная схема
ЦД Коммерческий отдел |
ЦД Бакалея |
ЦЗ Бакалея |
Зачастую российские предприятия представляют собой многофункциональный и разносторонний бизнес, холдинговые структуры с развитой территориальной структурой и продуктовой линейкой товаров и услуг. В этом случае у руководителей возникает потребность в получении информации о промежуточном финансовом результате того или иного бизнес-направления или структурной единицы, т.е. о маржинальном доходе. Для этого при построении финансовой структуры вводится понятие центра маржинального дохода (ЦМД) как подразделения или структурной единицы, отвечающей за маржинальный доход определенной группы или направления деятельности.
ЦМД создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности - не одно производство (центры затрат) и не одну торговлю (центры дохода), а производство и реализацию продукции разнообразной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями. Они отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления.
Под маржинальным доходом (вкладом на покрытие) понимается разница между выручкой направления и его прямыми затратами, т.е. теми затратами, которые понесло непосредственно само направление.
ЦМД имеет смысл выделять, когда в компании существует несколько видов бизнеса или направлений. ЦМД - это вклад каждого бизнеса на покрытие общефирменных расходов. Отсюда следует, что создание ЦМД при одном направлении/бизнесе не имеет смысла, так как общефирменные расходы будут отнесены на один бизнес.
Рекомендуется создавать ЦМД как минимум из одного ЦД и ЦЗ. Можно также создавать консолидирующий ЦМД на основании нескольких ЦМД плюс ЦЗ общий для включенных ЦМД:
ЦМД Продажи |
ЦМД Продажи металл |
ЦМД Продажи стекло |
ЦЗ Логистика |
Логистика является общим центром затрат для двух ЦМД. Если ЦЗ соответствует какому-либо конкретному ЦМД, он должен быть включен на уровень ниже.
Неправильные схемы
ЦМД Завод 1 | ЦМД Заводы |
ЦМД Завод 2 | ЦМД Завод 1 |
ЦЗ Завод 1 | ЦЗ Завод 1 |
Согласно иерархии финансовой структуры центром, управляющим итоговым финансовым результатом деятельности компании, является Центр прибыли (ЦП). Они по аналогии с ЦМД контролируют не только расходную, но и доходную сторону деятельности. Однако ЦП рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Следовательно, центром прибыли выступает предприятие как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например холдинга.
ЦП может состоять как минимум из одного ЦЗ и одного ЦД, в таких случаях не создается ЦМД. Центром прибыли может быть только то подразделение или бизнес, на результат (прибыль) которого не влияют затраты/доходы других подразделений или видов бизнеса. Следуя предыдущим правилам, ЦП должно состоять как минимум из двух ЦМД и общим для этих ЦМД Центром затрат.
Правильные схемы
ЦП Компания | ЦП Компания |
ЦД Коммерческий отдел | ЦМД Завод 1 |
ЦЗ Отдел закупок | ЦМД Завод 1 |
ЦЗ Бухгалтерия Общая |
Неправильная схема
ЦП Компания |
ЦМД Завод |
ЦЗ Бухгалтерия Завод |
Центры инвестиций (ЦИ) являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и внеоборотными активами (основными средствами), в том числе осуществлять инвестиции, например построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае ЦИ контролирует окупаемость этих инвестиций и таким образом отвечает за рентабельность всех активов компании. Центр инвестиций всегда только предприятие либо самостоятельное, либо многоуровневая структура с головной компанией. Он должен состоять как минимум из одного ЦП или из нескольких ЦИ и отвечает непосредственно за распределение инвестиционных ресурсов, а не за выплату денежных средств на инвестиционную деятельность. Зачастую при построении финансовой структуры ЦИ ставят на уровень доходов и затрат, вкладывая в ЦФО смысл платежной ответственности, что некорректно.
Правильные схемы
ЦИ Головная компания | ЦИ Компания |
ЦИ Компания 1 | ЦИ Компания Альфа |
ЦИ Компания 2 |
Неправильная схема
ЦИ Головная компания |
ЦИ Компания Альфа |
ЦП Компания Альфа |
Рассмотренные правила и примеры непосредственно касаются "грамматики" построения финансовых структур. За каждым ЦФО закрепляется ответственное лицо компании. На этом этапе также могут возникнуть критические моменты, когда за одним ЦФО закрепляют несколько ответственных, в результате невозможно определить границы ответственности каждого, что приводит к снижению эффективности деятельности компании.
Финансовая и организационная структуры компании тесно взаимосвязаны, но необязательно совпадают. Возможны варианты:
ЦФО включает несколько организационных единиц;
организационная единица разбивается на несколько ЦФО;
организационной единице соответствует определенное ЦФО.
Грамотное и корректное построение финансовой структуры позволяет построить полноценную бюджетную модель и, как следствие, оперативно и эффективно управлять финансовым результатом деятельности компании.
А. Аникандров,
консультант по бюджетированию ГК "Инталев"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71