Поддержка малого бизнеса
Как показывает мировой опыт, малый бизнес быстрее реагирует на изменения потребительского спроса на рынке и его насыщение товарами широкого ассортимента, позволяет учитывать местные традиции населения данного региона при организации производства, создает дополнительные рабочие места. Кроме того, малый бизнес - это стабильная налогооблагаемая база. Большая часть собираемых в мире налогов приходится именно на малые предприятия.
Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 12% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.
С 1 января 2008 г. вступает в силу Федеральный закон от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и прекращает свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Если организации в силу Закона N 88-ФЗ относились к субъектам малого предпринимательства, а в соответствии с условиями Закона N 209-ФЗ не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они сохраняют право на предусмотренную ранее поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г.
Сравним положения старого и нового Законов о малом бизнесе.
Новые критерии
Положения Закона N 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели),
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Ранее к субъектам малого предпринимательства относились только коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.
Установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона N 88-ФЗ;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Ранее численность субъектов малого предприятия варьировала в зависимости от вида деятельности;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются начиная с 1 января 2010 г., Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, до 2010 г. данный критерий не применяется. Это новый критерий. В прежнем Законе он отсутствовал, но о его необходимости говорилось неоднократно. В большинстве стран мира, где развита государственная поддержка малого бизнеса, такой критерий предусмотрен.
Распределение субъектов малого или среднего предпринимательства по категориям происходит в соответствии с наибольшим по значению условием максимальной численности, выручки или балансовой стоимости активов. Изменение категории субъекта возможно только в случае, если предельные значения указанных условий выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные законом.
Особый порядок статистического контроля
Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрен особый порядок статистического контроля. Он осуществляется путем проведения сплошных статистических наблюдений и выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки. Начиная с 1 января 2010 г. сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в 5 лет.
Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Для микропредприятий выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований их деятельности. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.
Меры по развитию бизнеса
В целях развития малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться:
специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Помощь после регистрации
Для получения поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны зарегистрироваться в специальных реестрах, которые будут вестись федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, оказывающими поддержку. В реестрах указываются следующие сведения:
наименование органа, предоставившего поддержку;
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
вид, форма и размер предоставленной поддержки;
срок оказания поддержки;
идентификационный номер налогоплательщика;
дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Обратите внимание, регистрация в реестре не является обязательным условием отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу. Она необходима для получения помощи и льгот, предоставляемых местными органами власти. Так, например, в Москве малым предприятиям, зарегистрированным в реестре и занимающимся приоритетными для города видами деятельности, предоставляются субвенции на развитие.
Для получения поддержки претенденты должны представить документы, подтверждающие их отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства. Поддержка не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства:
являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В поддержке будет отказано, если:
не представлены все требуемые документы;
не выполнены условия оказания поддержки;
ранее заявителю уже было отказано в поддержке и сроки ее оказания еще не истекли;
с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем 3 года.
Направления поддержки бизнеса
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает:
финансовую поддержку. Осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
имущественную поддержку. Осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению;
информационную поддержку. Осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
консультационную поддержку таких субъектов и организаций. Может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций, или компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг;
поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников. Может осуществляться в виде разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов, создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства, а также учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства;
поддержку в области инноваций и промышленного производства. Может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций, содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;
поддержку в области ремесленной деятельности. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Может осуществляться в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
И. Каганова,
аудитор
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71