Правильное применение льгот, льготной ставки
Как и во всех современно развитых странах, в нашей стране уже является нормальной практикой предоставление налоговых льгот приоритетным отраслям промышленности и крупным экономическим проектам. Главное надо правильно определить такие приоритеты, сформулировать стратегию экономического развития и решить, какие же отрасли и проекты надо поддержать, а какие оставить на свободном рынке, разрешив участие западных корпораций.
На федеральном уровне льготы по налогу на имущество установлены ст. 381 НК РФ. Но так как этот налог является региональным, власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные льготы помимо предусмотренных НК РФ. Нужно отметить, что льготы, предусмотренные НК РФ, применяются независимо от того, прописаны они в региональном законе или нет (Письмо МНС России от 06.06.2004 N 21-3-05/233). Льготы, установленные федеральным и региональным законодательством, применяются одновременно и не исключают друг друга (Постановление ФАС ВВО от 21.02.2006 N А79-7862/2005).
По налогу на имущество существует два вида льгот: федеральные, установленные ст. 381 НК РФ, и региональные, которые определяют в местных законах региональные власти.
Федеральные налоговые льготы тоже можно разделить на два вида: - первые предусматривают полное освобождение от уплаты налога, а вторые - только по отдельным видам имущества.
В настоящее время на федеральном уровне льготы по налогу на имущество организаций имеют социальный характер и предусмотрены, например, для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций.
Организации | Льготы, предусматривающие освобождение только по отдельным видам имущества, действующие на неопределенное время |
Организации уголовно-испол- нительной системы |
В отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций |
Религиозные организации | В отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности |
Общероссийские общественные организации инвалидов |
В отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности |
Организации - производители фармацевтической продукции |
В отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов |
Организации | В отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения |
Налогом на имущество организаций не облагаются также следующие виды имущества:
1) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов;
2) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
3)железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи - космические объекты.
Во многих регионах при установлении налога на имущество предусмотрены налоговые льготы для организаций сферы физкультурно-спортивных услуг (ФКС). Так, в Санкт-Петербурге и Псковской области от уплаты налога освобождаются организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд физической культуры и спорта, социального обеспечения. В этих регионах, а также в Ленинградской области не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из регионального или местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Названные льготы имеют большое значение для физкультурно-спортивных организаций.
Согласно действующему законодательству налогоплательщиками либо налоговыми агентами, предоставляющими физкультурно-спортивные и социальные услуги, могут выступать коммерческие и некоммерческие организации, физические лица и индивидуальные предприниматели. Но в отличие от спортивных коммерческих организаций, которые вправе заниматься любыми видами деятельности (не запрещенными законом), некоммерческие организации могут осуществлять только те виды деятельности, которые прямо и исчерпывающе предусмотрены их уставами. Законодательством предусмотрены отдельные виды поддержки деятельности в сфере ФКС, к которой с определенной долей обобщения можно отнести работу с детьми и деятельность организаций инвалидов
Земля
Льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога, предоставленные определенным категориям налогоплательщиков, приведены в ст. 395 НК РФ.
За последние два года в России так же произошли кардинальные изменения и в системе исчисления и взимания земельных платежей, по сути, произошел принципиальный поворот в сторону рыночного подхода к землепользованию.
В отличие от налога на имущества Земельный налог относится к местным налогам. А потому налоговые ставки, налоговые льготы, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков определяют представительные органы местного самоуправления. Статьей 394 НК РФ предусмотрены максимальные размеры налоговых ставок по некоторым категориям плательщиков:
1) не более 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) для земель, занятых жилищным фондом;
3) для земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Глава 31 НК РФ предусматривает льготу для организаций и учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, организаций инвалидов, организаций народных художественных промыслов за земли, напрямую используемые в их профильной деятельности. Все остальные предприятия не платят налог только за земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования.
Кроме того, на 5 лет освобождены от налога резиденты особой экономической зоны.
Тем не менее, местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ). Такие льготники для определения налоговой базы вычитают необлагаемую сумму из кадастровой стоимости земли.
Для подтверждения права на льготу необходимо представить документы в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Иногда имеют место случаи, когда налоговая льгота возникла или прекратилась в течение налогового (отчетного) периода. В таком случае сумму налога в отношении льготного участка рассчитывают с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1). Данный коэффициент определяется как отношение числа месяцев (полных), в течение которых отсутствует льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде (п. 10 ст. 396 НК РФ). Месяц возникновения и месяц прекращения права на льготу принимают за полный месяц. Значение К1 применяют в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Именно так об этом говорится в "Рекомендациях по заполнению налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу" (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 19.05.2005 N 66н) (далее - Рекомендации N 66н).
Многие муниципалитеты воспользовались правом, предоставленным им п. 2 ст. 387 НК РФ. Они ввели на своей территории дополнительные налоговые льготы, в том числе для налогоплательщиков, не указанных в ст. 395 НК РФ. Так, например, освобождены от уплаты земельного налога органы государственной власти Москвы в отношении земельных участков, используемых для выполнения возложенных на эти органы функций. Основание - п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
В Москве земельный налог не уплачивают учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обеспечения, финансируемые из бюджетов различных уровней, организации судебной системы и др. В московском Законе содержится положение о том, что предоставленные им налоговые льготы не распространяются на земельные участки, в том числе части и доли, сдаваемые в аренду. Правда и здесь есть исключения. Это касается учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, финансируемых из федерального и московского бюджетов, а также органов судебной системы. Условием будет служить то, что арендная плата в полном объеме поступает в доход федерального бюджета и бюджета Москвы.
В Законе Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", принятого на основании гл. 31 НК РФ, также содержится расширенный перечень льготников. К их числу относятся органы государственной власти и созданные ими госучреждения, финансируемые за счет средств городского бюджета. Однако п. 3 ст. 5 предусматривает, что налогоплательщики, освобожденные от земельного налога, при передаче земельных участков в аренду обязаны платить земельный налог.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы или на уменьшение налоговой базы, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право в сроки, определенные представительными органами муниципальных образований.
Что касается льгот по данным налогам предприятий, то целесообразнее их рассмотреть на конкретных примерах.
Примеры:
Коммерческое предприятие занимается рекламной деятельностью. В одном из своих помещений, в целях получения дополнительной выручки, предприятие решило открыть мини- кинозал. Предприятие при исчислении налога на имущество за 2006 год на данный кинозал применило льготу, считая, что это в данном случае объект культуры. Не возникнет ли в этом случае споров с налоговиками?
Отвечая на этот вопрос, надо сразу отметить, что и послужит ответом на поставленный вопрос - данный вид льготы отменен с 1 января 2006 г. В настоящее время организации культуры, здравоохранения и образования льготы по налогу на имущество не имеют.
В настоящее время для этих учреждений установлены льготы по налогу на имущество, только если они финансируются из бюджета города или муниципалитета. Поэтому права на льготу в данном примере применить никак нельзя, предприятию необходимо срочно пересчитать налог и сдать в инспекцию дополнительную декларацию, иначе не избежать штрафов и пеней.
Предприятие имеет на балансе имущество (основные средства), которые можно отнести к линиям электропередач, трансформаторы, здания тепловых и электрических сетей, подстанции и другое. Перед предприятием встает вопрос, а можно ли применить к данному имуществу льготу, начисляя налог на имущество и чем при этом надо руководствоваться?
Рассматривая поставленный вопрос, надо обратиться к п. 11 ст. 381 НК. В нем говорится, что от обложения налогом на имущество освобождаются предприятия в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, согласно того же Перечня. В нем даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ).
А объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Говоря о ОКОФ, остановимся коротко на структуре кодов, которая состоит из установленных символов, которые должен знать каждый бухгалтер, работая с ОКОФ.
Символ Х0 0000000 означает раздел; ХХ 0000000 - подраздел; ХХ ХХХХ000 - класс; ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс; ХХ ХХХХХХХ - вид. В соответствии с этим Перечнем льготированию подлежит имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов, если, конечно же, иное не указано в самом Перечне.
Рассмотрим, как надо пользоваться Перечнем и что он подразумевает.
Например: Указание в Перечне кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем). А вот если в Перечне поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат и объекты всех видов в пределах для данного подкласса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем). Если же в Перечне поименован только код ОКОФ, относящийся к виду, то льготированию подлежит объект только с кодом данного вида. Кроме всего этого, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Изучив все это, бухгалтер предприятия сможет найти правильное решение в данном вопросе и правильно применить льготы по налогу на имущество.
Из предыдущих глав книги мы уже знаем, что с основных средств, которые предприятие сдает в аренду, платится налог на имущество, сомнений по этому поводу уже ни у кого нет. А вот применение льгот по такому имуществу вызывает споры. Так может ли все-таки предприятие - собственник применить льготы по налогу на имущество, если само "льготное" имущество сдано в аренду?
Начнем совсем не простой, начнем разбираться.
На сегодняшний день льготы по налогу на имущество носят как бы двухуровневый характер. Что это означает? А то, что, часть льгот прописана непосредственно в НК РФ. Им посвящена ст. 381 НК РФ. Эти льготы применяются на всей территории России.
Кроме установленных в НК РФ ст. 381 льготы могут устанавливать и субъекты Федерации при введении на своей территории налога на имущество (ст. 372 НК РФ). Причем субъекты РФ вольны в введении таких льгот для любых категорий налогоплательщиков или категорий имущества. Одно но, такие льготы действуют только на территории того субъекта РФ, который их установил.
Далее. Эти льготы можно разделить еще и на три большие группы.
Первая группа устанавливает льготы, для применения которых налогоплательщику нужно соответствовать двум критериям - вести вид деятельности, указанный в НК РФ, и использовать имущество именно для этого вида деятельности. Сюда попадают, например, льготы, предоставляемые религиозным организациям в отношении имущества, используемого для религиозной деятельности.
Вторая группа устанавливает те льготы, для применения которых важна цель использования имущества. Например, основные средства используются для нужд культуры, искусства, образования, науки и т.д. Такие льготы в настоящее время устанавливаются в законах субъектов РФ.
Третья группа льгот связана с имуществом, для которого достаточно, чтобы оно просто было у налогоплательщика. Например, имущество коллегий адвокатов, железнодорожные пути сообщения, памятники культуры и искусства федерального значения.
Теперь возвратимся к нашему рассматриваемому вопросу. На основании вышеизложенного видно, какое значение имеет та или иная выбранная категория льготы, ее дальнейшая роль, например, в аренде льготируемого имущества.
Ведь согласно категории льготы различаются и последствия сдачи в аренду льготируемого имущества. Так, если предприятие, применяющее льготу из первой группы, сдаст имущество в аренду, то право на льготу теряется. Ведь не будет выполняться одно из условий для ее применения - использование имущества самим предприятием (налогоплательщиком).
А вот льготы второй группы при передаче имущества в аренду уже можно сохранить. Что для этого надо? Надо чтобы арендатор использовал полученные объекты в тех целях, которые позволяют освобождать данное имущество от налогообложения.
А вот применение при аренде льгот третьей группы вызывает больше всего дебатов. Ведь по сути НК РФ освобождает от налога имущество, принадлежащее налогоплательщику, без всяких условий.
Например: п. 11 ст. 381 НК РФ разрешает не платить налог на имущество с железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и сооружений, которые являются неотъемлемой технологической частью этих объектов.
Как видно из формулировки, применение льготы не связано с тем, какую деятельность осуществляет налогоплательщик и применяет ли он указанные объекты в соответствии с их назначением. К льготе приводит сам факт наличия у предприятия именно такого имущества.
А раз цель использования, да и сам факт использования имущества в данном случае вообще не играют роли, то, следовательно, передача такого имущества в аренду тоже не должна влиять на применение льготы.
По данному вопросу было немало споров с налоговиками, но, обращаясь в суд, предприятия-налогоплательщики дело почти всегда выигрывали.
Говоря о льготах, необходимо остановиться чуть подробнее на предприятиях, которые ведут свою деятельность в особой экономической зоне (ОЭЗ). Такие предприятия имеют возможность получить различные льготы, в том числе и налоговые, как по налогу на имущество, так и по земельному. Конечно, не все так просто: во-первых, одна и та же льгота в разных экономических зонах предоставляется по-разному или не предоставляется вовсе, а во-вторых, законодатели выполнили далеко не все из того, что обещали.
Что такое особая экономическая зона? Определение можно найти в ст. 2 Закона об ОЭЗ. Особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Получить такой статус могут почти все, как коммерческие предприятия (за исключением унитарных предприятий и иностранных организаций) так и индивидуальные предприниматели, находящиеся в этих ОЭЗ. Правда, индивидуальные предприниматели не могут претендовать на получение статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ. Но претенденты на получение статуса резидента ОЭЗ должны быть, прежде всего, зарегистрированы на территории муниципального образования, в котором находится ОЭЗ. Кроме этого обязаны заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении соответствующей деятельности.
На текущий момент существуют следующие особые экономические зоны:
1) две промышленно-производственные зоны - в Елабужском районе Республики Татарстан и Грязинском районе Липецкой области;
2) четыре технико-внедренческие зоны - в Москве (г. Зеленоград), Московской области (г. Дубна), в Санкт-Петербурге и Томске.
Кроме того, проводится конкурсный отбор на создание туристско-рекреационных ОЭЗ. Соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ и Налоговый кодекс РФ были внесены в 2006 году. Рассмотрим, какие же существуют налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.
Резидентам ОЭЗ помимо таможенных, финансовых и административных льгот предоставлены и налоговые освобождения по земельному налогу и налогу на имущество.
Налоговые освобождения резидентам ОЭЗ
Налоговые освобождения | Норма НК РФ |
Налог на имущество предприятий | |
Освобождение от уплаты налога в течение 5 лет | п. 17 ст. 381 |
Земельный налог | |
Освобождение от уплаты налога в течение 5 лет | п. 9 ст. 395 |
Однако применение пониженной ставки налогу на имущество актуально только для предприятий и предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения. Те же, кто применяют УСН или переведены на ЕНВД, не являются плательщиками указанных налогов. Не совсем простая ситуация и с земельным налогом. ОЭЗ создаются на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности (за исключением ТРОЭЗ). Предварительно с резидентом ОЭЗ заключается договор аренды земли, и только при условии создания собственных объектов недвижимости он имеет право выкупить расположенные под указанными объектами земельные участки (п. 2, 3 ст. 32 Закона о ОЭЗ). Следовательно, льготой по земельному налогу могут воспользоваться только те резиденты, которые создадут объекты недвижимости, расположенные на территории ОЭЗ.
Пункт 6 ст. 6 Закона об ОЭЗ, определил определенный срок действия ОЭЗ, он составляет 20 лет. В каждом отдельном случае длительность резидентства может зависеть от срока, на который заключено соглашение о ведении деятельности, а также от срока договора аренды земельного участка (за исключением случаев, когда договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка). В то же время субъект в любой момент может утратить статус резидента ОЭЗ по причинам, не зависящим от его воли (досрочное прекращение существования зоны, лишение лица статуса резидента ОЭЗ, расторжение соглашения о ведении деятельности). Так, если резидент совершит два и более существенных нарушения налогового и (или) таможенного законодательства, суд может лишить его статуса резидента ОЭЗ.
Организация, включенная Указом Президента РФ в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, решило сдать часть своего имущества в аренду. Перед бухгалтером встает вопрос, а можно ли сдаваемое имущество в аренду льготировать при исчислении налога на имущество?
Ответ будет положительным, такая льгота действительно существует для организации в отношении находящихся на балансе у них объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке. Об этом говорится в пункте 5 ст. 381 НК РФ. А в статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" можно найти то, что относится к объектам культурного наследия федерального значения. Это - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия. Правительство РФ в соответствии со ст. 24 Закона N 73-ФЗ может принять решение о признании какого-либо объекта культурного наследия федерального значения, обязательно включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, особо ценным объектом культурного наследия народов РФ.
Те объекты, которые отнесены решением Правительства к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. И если хорошо понять смысл п. 5 ст. 381 НК РФ, то достаточным основанием для включения объекта в состав льготируемых по данному пункту НК РФ является признание его памятником истории и культуры федерального значения. Условия использования данного объекта указанный пункт НК РФ не содержит. Следовательно, в отношении имущества, входящего в состав объекта, включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, организация имеет право на льготу по налогу на имущество организаций по п. 5 ст. 381 НК РФ даже в случае сдачи указанного имущества в аренду. Если же на балансе организации есть еще и имущество, не входящее в состав объекта, включенного в указанный Государственный свод, то оно обязательным порядком подлежит обложению налогом на имущество организаций.
Говоря о льготах, нельзя обойти и автомобильные дороги.
Ст. 395 п. 2 НК РФ предусматривает льготу по земельному налогу организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
А что такое дорога? Определение дороги четко дано в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".- Это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, трамвайные пути, обочины и разделительные полосы при их наличии. И согласно Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения. Но льгота устанавливается далеко не на все дороги. Льгота предоставляется только на земли, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования и установленными полосами отвода этих дорог. Все ведомственные, а тем более частные автомобильные дороги подлежат обязательному налогообложению земельным налогом на общем положении. Согласно классификации автомобильных дорог в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.1991 N 61 они подразделяются на:
1) ведомственные дороги;
2) частные дороги;
3) дороги общего пользования (внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью России, которые в свою очередь делятся на: федеральные дороги (дороги в федеральной собственности) и дороги в собственности субъектов РФ.
В настоящее время в ст. 395 Кодекса названы организации, льготы для которых ранее не были предусмотрены в ст. 12 Закона о плате за землю. Так, в п. 5 ст. 395 речь идет об общероссийских общественных организациях инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Льгота предоставляется в отношении земельных участков, используемых такими организациями для осуществления уставной деятельности (ч. 1 п. 5 ст. 395 НК РФ). Однако, льгота распространяется только на общественные организации инвалидов, имеющие статус общероссийских.
Не уплачивают земельный налог и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше организаций инвалидов, если выполняются такие условия:
1) среднесписочная численность инвалидов среди работников организации составляет не менее 50%;
2) доля инвалидов в фонде оплаты труда равна не менее 25%.
Льгота относится к земельным участкам, которые используются для производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Исключение составляют участки, используемые для производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, для оказания брокерских и иных посреднических услуг, а также для производства и реализации товаров по перечню, устанавливаемому Правительством РФ.
Кроме перечисленного, от уплаты земельного налога освобождены учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные в ч. 1 п. 5 ст. 395 НК РФ общероссийские общественные организации инвалидов. В это их случаях льгота распространяется на земельные участки, используемые для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а, кроме того, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Льгота предоставляется на основании учредительных документов: решения учредителя о создании организации, устава, положения. В этих документах содержатся сведения о собственнике имущества данной организации и цели ее создания.
До 1 января 2006 г. еще одна бюджетная организация пользовалась льготой по налогу на имущество - Российская академия наук. Данная льгота была предусмотрена ст. 381 НК РФ.
И если учитывать, что налог на имущество является региональным налогом, то Законом субъекта Федерации, на территории которого вводится налог, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования. И вот как раз в Москве налог на имущество введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Следуя этому Закону, научные организации российских академий наук не уплачивают налог в отношении имущества, которое используется в научной деятельности и расположено на территории Москвы.
А действует ли данная льгота по земельному налогу, сразу же возникает вопрос.
На федеральном уровне льгота по земельному налогу для научных организаций, установленная п. 8 ст. 395 Кодекса, действовала также до 1 января 2006 г. Земельный налог является местным. Поэтому представительные органы власти муниципальных образований, а также законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга вправе самостоятельно устанавливать льготы по земельному налогу. Так, Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 освобождает научные организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, от уплаты земельного налога в отношении участков, используемых в научной деятельности.
Следует иметь в виду что, если в результате применения льгот у организации отсутствуют суммы налога к уплате, она обязана заполнить декларации по земельному налогу и налогу на имущество с указанием кодов налоговых льгот.
Т.С. Фролова
"Горячая линия бухгалтера", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.