Конституционные основы арбитражного правосудия
в Российской Федерации
В последнее время вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека приковывают к себе внимание, вызывают особый интерес у правоведов, историков, философов, общественных и государственных деятелей, социально-активных масс населения России. Это объясняется высокой степенью важности глубокого и комплексного изучения аспектов, связанных с построением в Российской Федерации действительно правового государства, где личность, ее права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - приоритетным направлением государственной политики. Данный конституционный принцип наполнен глубоким гуманистическим смыслом, позволяет учитывать и применять нормы международного права в области прав человека для развития национальной правовой системы.
Эффективность любой власти измеряется тем, как обеспечиваются права и свободы человека в государстве, насколько личность доверяет власти, участвует в ее формировании, проявляя себя частью всего социума. Конституция РФ, закрепив принцип разделения властей, заложила своеобразный фундамент построения российской государственности, обусловила существование самостоятельных, независимых и равновеликих ветвей - законодательной, исполнительной и судебной власти.
Не принижая роли и значения механизма обеспечения прав человека и гражданина законодательной и исполнительной власти, следует особо выделить судебную власть во всем правозащитном механизме. Судебная власть обладает качественными атрибутами, позволяющими выполнять возложенные на нее государством задачи и функции.
Для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина судебная власть как одна из ветвей государственной власти должна обладать определенной свободой и самостоятельностью. Кроме того, она заключает в себе способность и возможность волевого воздействия государства на поведение людей. Это воздействие осуществляется через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процедурных формах.
При выполнении своих функций судебная власть оказывает волевое воздействие на общественные процессы, и сама выражается вовне путем установления присущих ей судебно-властных отношений. По своей сути это правоохранительные и праворегулирующие отношения. Содержанием судебно-властных отношений является реализация воли суда, воплощаемой в жизнь судебным решением (приговором), подчинением участников судебного разбирательства суду и безусловным исполнением его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Предметом установленных законом судебно-властных отношений являются также общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, формирования, организации деятельности, порядка реализации правомочий и гарантий осуществления судебной власти.
Конституция РФ не раскрывает содержание понятия "судебная власть", признавая лишь наличие этого конституционного института в системе государственной власти Российской Федерации. Однако многими нормами Конституция РФ обозначает признаки этого понятия, его материальное содержание, взаимосвязь этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов судебной власти. Названные характеристики детализируются федеральными конституционными и федеральными законодательными актами в сфере судоустройства.
Статья 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закрепила:
"1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства".
Данная формулировка соответствует положениям, закрепленным в ст. 10, 11, 118 Конституции РФ.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Специфика положения судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации отнюдь не означает их обособленности, не исключает взаимодействия установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений. Тем не менее, вся структура судебной власти занимает особое место в государственном механизме Российской Федерации, и ее влияние на происходящие в стране общественно-политические процессы непрерывно возрастает.
Потребность государства в деятельности органов судебной власти носит объективный характер и определяется необходимостью правового разрешения возникающих в демократическом обществе коллизий, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Именно суду государство предоставляет право разрешать противоречия между личностью и государственными органами, гражданином и экономическими структурами, споры между последними. Именно суд уполномочен в определенном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами или между юридическими и физическими лицами.
Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ неоднократно обращал внимание на необходимость совершенствования судебной системы в государстве: "Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами. И эта задача - не только политическая, но не в последнюю очередь - экономическая"*(1).
Судебная власть представляет собой децентрализованную систему судебных органов, выполняющих самостоятельные функции в сфере конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта самостоятельность не должна возводиться в ранг абсолюта, так как общая конституционная модель построения судебной системы Российского государства предполагает единство судебной власти.
Нормы Конституции РФ и положения текущего законодательства выделяют три самостоятельных звена судебной власти на федеральном уровне:
- Конституционный Суд РФ;
- суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;
- систему арбитражных судов, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.
В этом контексте есть некоторая неопределенность: ст. 118 Конституции РФ не выделяет арбитражного судопроизводства, а ст. 127 указывает на деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ. Некоторые исследователи полагают, что это дает основание говорить о наличии пробелов в Конституции РФ, поскольку арбитражное производство является вполне самостоятельным видом судопроизводства, что в настоящее время никем не оспаривается, поскольку приняты и действуют Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие в той или иной степени арбитражное производство. Сама Конституция РФ также содержит нормы, предусматривающие создание арбитражных судов (ст. 71, 127, 128), причем ст. 71 прямо говорит об отнесении к ведению Российской Федерации арбитражно-процессуального законодательства, поэтому ст. 118 надлежит толковать расширительно.
Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны, рост частного малого и среднего бизнеса, вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность выводят систему арбитражных судов на совершенно новый качественный уровень. Анализ положений ст. 127 Конституции РФ, ст. 23 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ позволяет определить самостоятельный характер деятельности арбитражного правосудия по разрешению экономических споров и иных рассматриваемых дел. Конституционные основы пронизывают своим содержанием всю деятельность арбитражных судов, что выражается в следующем.
Во-первых, порядок образования арбитражных судов регулируется Конституцией РФ. Более конкретно, дабы не превращать Основной закон в свод законов, данный порядок регулируется федеральным конституционным законодательством. Общее положение, позволяющее определить значение арбитражных судов в системе органов государственной власти, закреплено в п. "г", "о" ст. 71 Конституции РФ, где установление системы судебной власти, порядок ее организации и деятельности, судоустройство отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.
Во-вторых, положения, закрепленные ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и п. 1 ст. 2 АПК РФ, определяют основные конечные цели судопроизводства в арбитражных судах. Эти цели заключаются в защите прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также государства и общества в лице Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. При этом под лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность, следует понимать, прежде всего, граждан.
Такая последовательность законодательного закрепления целевой направленности процессуальной деятельности суда и других участников арбитражного процесса соответствует положениям ст. 2, 17, 18 Конституции РФ о приоритетном значении прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственных и иных органов, и обеспечиваются правосудием. Названная конституционная цель правосудия распространяется и на юридических лиц, поскольку за их статусом всегда стоит объединение граждан. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица, независимо от того, являются они физическими или юридическими, имеют равные процессуальные возможности для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов (ч. 2 ст. 8; ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).
В-третьих, конституционные принципы правосудия (ст. 118, 120-123 Конституции РФ), такие как независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, подчинение Конституции РФ и законам, открытость, гласность, состязательность, равноправие и прочие, одновременно выступают в качестве основы деятельности арбитражных судов.
Статья 6 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает, что деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
Без соблюдения принципов невозможно достижение законности, существование правового государства, а в ряде случаев - соблюдение порядка судопроизводства в арбитражных судах, что служит основанием для отмены их решении вышестоящими арбитражными судами.
В-четвертых, в решениях арбитражных судов применяются нормы и принципы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации. Имплементация норм международного законодательства, в частности решения Европейского Суда по правам человека, - важный показатель, характеризующий Россию как демократическое, правовое государство, где права и свободы, их уважение и защита - не пустой звук, а реальность.
В-пятых, финансирование арбитражных судов за счет федерального бюджета позволяет отправлять правосудие без какого-либо воздействия на судейский корпус. Согласно положениям ст. 124 Основного закона РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета. Аналогичные формулировки содержатся в федеральном законодательстве. Так, статья 46 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" закрепляет финансирование арбитражных судов за счет средств федерального бюджета и обеспечение возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.
В-шестых, в стране реализуется закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право граждан на судебную защиту и, что немаловажно, обеспечена доступность арбитражного правосудия. В настоящее время в России действует разветвленная система арбитражных судов, среди которых арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды (кассационные), Высший Арбитражный Суд РФ. Такая система обеспечивает не только доступность правосудия, но и возможность физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления обжаловать решения нижестоящих арбитражных судов в вышестоящие для удовлетворения своих прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, конституционная составляющая выступает основополагающим элементом в осуществлении деятельности арбитражных судов, что в конечном итоге предполагает ключевую задачу Российского государства - обеспечение признания, соблюдения и защиты прав человека.
А.П. Морозов,
начальник отдела анализа и обобщения судебной практики,
законодательства и статистики Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда, кандидат юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г. России надо быть сильной и конкурентоспособной // Российская газета. 2002. 19 апреля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные основы арбитражного правосудия в Российской Федерации
Автор
А.П. Морозов - начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, кандидат юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", 2007, N 4