ЕНВД в сфере автотранспортных услуг: что везем, на чем едем?
Перевозка груза автотранспортом не подлежит обложению ЕНВД, если грузом является товарный бетон (бетонная смесь), а транспортное средство, используемое для его доставки - автобетоносмеситель.
К такому выводу пришли специалисты Минфина в Письме от 08.06.2007 N 03-11-04/3/213. Насколько он правильный?
По мнению чиновников, услуги по перевозке товарного бетона автомобилем КамАЗ не относятся к предпринимательской деятельности в сфере автотранспортных услуг и не подлежат обложению ЕНВД независимо от количества используемых автомобилей. С данным выводом можно было бы согласиться, если бы в качестве груза выступал не товарный бетон, а бетон, предназначенный для собственных хозяйственных нужд перевозчика или для ремонтно-строительной деятельности, осуществляемой им. Однако в комментируемом письме речь идет о перевозке именно товарного бетона (проданного) и транспортных услугах автоперевозчика.
Какие доказательства? В качестве единственного аргумента в пользу своего вывода чиновники приводят положения Общероссийского классификатора основных фондов*(1) (далее - ОКОФ), в соответствии с которым автобетоносмесители (код 14 2924634) отнесены к подразделу "Машины и оборудование" (код 14 0000000), а не "Транспортные средства" (код 15 0000000). Поэтому Минфин делает вывод, что деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке товарного бетона автобетоносмесителями не подлежит обложению ЕНВД. Таким образом, ключевым моментом позиции финансистов является невозможность отнесения автобетоносмесителей к категории транспортных средств.
Однако гл. 26.3 НК РФ не содержит прямых ссылок на ОКОФ, поэтому имеет значение, в каких целях был разработан и утвержден данный классификатор - он обеспечивает информационную поддержку решению следующих задач:
проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
Из данного перечня сфер применения классификатора следует, что прямого отношения к сфере налогообложения ОКОФ не имеет.
Что касается терминологии в сфере налогообложения, то согласно ст. 11 НК РФ термины и понятия, используемые в налоговом законодательстве, применяются в значении, определенном иными отраслями права, только в том случае, если непосредственно в налоговом законодательстве они не установлены.
Обратимся к гл. 26.3 НК РФ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ обложению ЕНВД подлежит предпринимательская деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Согласно ст. 346.27 НК РФ транспортные средства - средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К ним не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Возникает вопрос: является ли автобетоносмеситель автотранспортным средством? Ответ на него и будет решением всей проблемы. С точки зрения классификации основных фондов по ОКОФ, - нет. Но автобетоносмеситель - не только предмет основных фондов, но и объект, участвующий в дорожном движении.
Каждое автотранспортное средство подлежит регистрации в установленном порядке. На каждое зарегистрированное транспортное средство выдается паспорт технического средства (ПТС). Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств*(2) в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается его категория в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Она ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Российская Федерация является одной из сторон Конвенции, поэтому правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать ее положения. Конвенцией предусмотрены такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы. Она устанавливает критерии: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или пассажиров, позволяющие отнести транспортное средство к соответствующей категории. В зависимости от совокупности данных признаков все автотранспортные средства подразделяются на категории. В соответствии с п. 60.2 указанного положения при оформлении паспорта таможенными органами автобетономешалкам, отнесенным к товарно-номенклатурной группе внешнеэкономической деятельности 8705, присваивают категорию С.
Таким образом, с точки зрения дорожного движения, автобетономешалки (автобетоносмесители) рассматриваются как транспортные средства категории С, то есть отнесены к автомобилям, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны (кроме автобусов). При этом бетономешалка, установленная на автомобиль, рассматривается регистрирующим органом как груз.
На практике стоимость перевозки бетона зависит от кубатуры и расстояния, то есть данные перевозки - полноценная автотранспортная услуга. Что касается применения ОКОФ, то когда речь заходит о транспортном налоге, Минфин приводит все вышеуказанные аргументы и говорит о том, что данный классификатор применим для налоговых вопросов только тогда, когда не противоречит НК РФ. Например, рассматривая вопрос об обложения автокранов транспортным налогом, финансисты в Письме от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47 указывают, что в отличие от Конвенции ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ.
Что же это такое как не практика двойных стандартов? Значит, для транспортного налога спецавтотранспортные средства - это облагаемые транспортные средства, а для ЕНВД - нет?
Если исходить из вышеуказанного, то, по мнению автора, автобетономешалка может рассматриваться как автотранспортное средство, а деятельность по доставке товарного бетона - как автотранспортные услуги по перевозке грузов, то есть деятельность, облагаемая ЕНВД.
Продолжая тему использования автоспецтехники в рамках применения режима в виде ЕНВД, рассмотрим деятельность автоэвакуаторов. Это, по сути, грузовые перевозки. Только в качестве груза выступает транспортное средство, как правило, неисправное. Однако в соответствии с ОКУН*(3) услуги по транспортировке неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки (код 017610) отнесены к подгруппе услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств. Таким образом, данная услуга относится к предпринимательской деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и подлежит обложению ЕНВД от количества работающих, включая индивидуального предпринимателя. Если автоэвакуатор транспортирует исправные автомобили, то к данному виду предпринимательской деятельности эта услуга не относится. По мнению автора, если услуги по транспортировке автоэвакуатором исправных автомобилей оказываются систематично и на платной основе, то такую деятельность можно отнести к грузовым перевозкам и облагать ЕНВД с количества используемых автоэвакуаторов.
Что касается транспортировки автомобилей, помещенных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ и Постановлением Правительства N 759*(4) на специализированные стоянки, то данная деятельность является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, следовательно, осуществляется безвозмездно и не подлежит обложению ЕНВД. Так прокомментировал рассматриваемый вопрос в средствах массовой информации сотрудник ФНС государственный советник РФ II класса И. Андреев.
Вместе с тем, по мнению автора, данная деятельность также может относиться к облагаемой ЕНВД, если услуги по принудительной эвакуации исправных автомобилей оказываются сторонними организациями по возмездному договору с уполномоченными на эвакуацию автомобилей органами.
Как следует из двух вышерассмотренных ситуаций, для классификации вида предпринимательской деятельности, при рассмотрении вопроса о применении режима в виде ЕНВД в сфере автотранспортных перевозок и ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспортных средств, имеет значение не только факт перевозок, но и то, что перевозится и на чем.
А.И. Полагаев,
эксперт журнала "ЕНВД:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(2) Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказами МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134.
*(3) Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(4) Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"