Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.07.2007 г. N 218-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.07.07 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ) в очередной раз изменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и нормы других законодательных актов, в частности Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Согласно ст. 6 Закона N 218-ФЗ его нормы вступают в силу с 1 октября 2007 года за исключением отдельных положений.
Основные изменения, внесенные Законом N 218-ФЗ:
- дополнения и уточнения общих положений Закона N 94-ФЗ технического характера, а также конкретизация определений, используемых в законе;
- установление порядка размещения заказа путем проведения открытого конкурса на заключение контракта в сфере культуры и искусства;
- создание официального сайта в сети "Интернет" для проведения аукционов в электронной форме;
- усиление ответственности за нарушения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Общие положения
О составе конкурсной комиссии
Прежде всего законодатель обращает особое внимание на профессиональную подготовку членов конкурсной комиссии. В частности, ст. 7 Закона N 94-ФЗ дополнена следующими требованиями:
- состав комиссии должен преимущественно состоять из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Причем в силу того, что комиссия состоит из пяти человек, для организации торгов, аукционов один из членов комиссии в обязательном порядке должен пройти соответствующую переподготовку;
- среди тех, кто не имеет право быть членами комиссии, названы должностные служащие, непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.
Контракт на поставку товаров работ и услуг
для государственных и муниципальных нужд
В статью 9 Закона N 94-ФЗ, регламентирующую порядок заключения контракта на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, внесены следующие дополнения.
1. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в размещении заказа в случае, если у него имеется задолженность по налогам и сборам в размере, превышающем 25% балансовой стоимости его активов, и если участник не обжалует наличие данной задолженности в соответствии с законодательством РФ. При отказе по данному основанию, а также по основаниям, указанным в п. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, конкурсной комиссией составляется протокол об отказе от заключения контракта. В нем должны содержаться:
- сведения о месте, дате и времени его составления;
- данные о лице, с которым заказчик отказывается заключать контракт;
- сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта;
- реквизиты документов, подтверждающих установленный факт.
Протокол составляется в двух экземплярах, каждый из которых хранится у заказчика и лица, с которым заказчик отказался заключить договор.
2. Расширен перечень случаев, когда допускается изменение цены контракта. Новая редакция п. 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что в случае изменения регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного и муниципального контракта обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения указанных тарифов.
3. Законодатель внес поправку в пп. "е" п. 6 ст. 9. Указано, при выполнении каких контрактов заказчик вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ, услуг. Это контракты на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг.
Дополнены требования к участникам размещения заказа
путем проведения торгов
Статья 11 Закона N 94-ФЗ дополнена п. 2.1: поскольку с 1 января 2008 года размещение заказа на строительные работы должно осуществляться только путем проведения аукциона, предусмотрено дополнительное требование к участникам такого аукциона - наличие за последние пять лет опыта выполнения аналогичных строительных работ. Заказ на строительство особо опасных и технически сложных объектов можно будет размещать как путем проведения аукциона, так и конкурса.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства
в размещении заказа
Следует обратить внимание на внесенное в ст. 15 Закона N 94-ФЗ дополнение, регулирующее участие в размещении заказов субъектов малого предпринимательства. Как известно, государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, работ, услуг. При этом, если по истечении сроков подачи заявок от субъектов малого предпринимательства не подана ни одна заявка, повторное размещение заказа путем запроса котировок для указанных субъектов не проводится, и объем товаров, работ, услуг, выделяемый в процентном отношении от общего объема торгов, учитывается в общем годовом объеме.
Размещение заказа путем проведения открытого конкурса
на заключение контракта в сфере культуры и искусства
Среди новшеств Закона N 218-ФЗ следует выделить те, которые касаются особенностей размещения заказов на создание произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма.
Ранее в Законе N 94-ФЗ порядок проведения конкурсов в сфере культуры и искусства не освещался. Законодатель указал особенности их проведения, связанные со спецификой данной деятельности, в новой главе 2.1 "Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
В частности, определена процедура размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма.
Особенности размещения заказа
В соответствии со ст. 31.1 Закона N 94-ФЗ определен перечень на размещение заказов насоздание:
- литературных произведений, за исключением программ для ЭВМ;
- драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
- хореографических произведений и пантомим;
- музыкальных произведений с текстом или без него;
- аудиовизуальных произведений;
- произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
- произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- архитектурных проектов, проектов произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
- фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
- производных произведений;
- составных произведений (за исключением баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
При этом следует иметь ввиду, что под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации.
Извещение о проведении открытого конкурса...
...Размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом либо специализированной организацией до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам:
- не менее чем за 20 дней - на финансирование проката или показа национального фильма;
- не менее чем за 60 дней - на создание произведения литературы или искусства, исполнения (ст. 31.2 Закона N 94-ФЗ).
В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны:
- форма торгов;
- наименование, местонахождение, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
- предмет государственного или муниципального контракта;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
- срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;
- место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Содержание конкурсной документации
Наряду со сведениями, перечисленными в ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация при проведении открытого конкурса должна содержать (ст. 31.3 Закона N 94-ФЗ):
- требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
- сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место исполнения;
- условия финансирования проката или показа национального фильма;
- требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
- порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а также порядок, место, срок представления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, срок представления кинопроекта;
- порядок и сроки отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки;
- место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Дополнительно к перечисленному должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Подача заявок на участие в открытом конкурсе
В соответствии со ст. 31.4 Закона N 94-ФЗ в новой редакции заявка на участие в открытом конкурсе в области культуры и искусства, кроме требований, перечисленных в ст. 25 Закона N 94-ФЗ, должна содержать описание произведения, исполнения, национального фильма, создание которых является предметом государственного или муниципального контракта.
Если в создании произведения литературы или искусства, являющегося предметом контракта, участвуют несколько граждан, и это их совместный труд, то они подают одну заявку на участие в конкурсе и считаются одним участником на размещение заказа. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается не ранее чем за день до дня вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов.
Участнику размещения заказа также дано право изменить поданную заявку в любое время до окончания приема их подачи либо отозвать.
Далее, если на размещение данного заказа подана всего одна заявка, но представленный проект произведения литературы или искусства соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, то заказчик в течение трех дней со дня рассмотрения заявки вправе передать участнику проект контракта, который составляется путем включения условий, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается на условиях и по цене, предусмотренных заявкой.
Обратите внимание: цена контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе
Согласно ст. 31.6 Закона N 94-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган в праве установить следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
а) художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта;
б) качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
в) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
г) квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
д) цена контракта.
Иные, непредусмотренные конкурсной документацией критерии оценки заявок не допускаются. При этом совокупная значимость перечисленных выше критериев (первого, второго и четвертого) не может составлять более 45%.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта. При этом конкурсной комиссии предоставлено право присвоить первый номер нескольким заявкам, но их число не должно превышать количество произведений литературы или искусства, на создание которых размещен заказ.
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме
Правительством РФ принято решение о создании официального сайта в сети "Интернет" для проведения открытых аукционов по размещению заказов на товары работы и услуги по государственным и муниципальным контрактам в электронной форме. Указанный сайт начнет работу с 1 января 2010 года и позволит привлечь к участию в торгах более широкий круг лиц, что, в свою очередь, способствует развитию конкуренции.
В связи с этим изложена в новой редакции ст. 41 Закона N 94-ФЗ. В частности, законодателем установлены:
...Требования к участникам на размещение заказа
Для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. Аккредитация проводится на срок шесть месяцев. Для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору:
- заявление об аккредитации;
- выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением, или нотариально заверенную копию такой выписки для юридических лиц;
- выписку из ЕГРИП или нотариально заверенную копию такой выписки - для индивидуальных предпринимателей;
- копии документов, удостоверяющих личность - для физических лиц;
- документ, подтверждающий полномочия лица или лиц, выполняющих операции по регистрации на открытом аукционе, проводимом в электронной форме, и осуществляющих подачу предложений оцене контракта от имени участников размещения заказа, с указанием паспортных данных такого лица или таких лиц.
Установленные документы могут быть поданы в форме электронного документа. Требовать иные документы не допускается.
...Обязанности оператора по размещению заказа
на участие в аукционе
Оператор обязан аккредитовать участника размещения заказа без взимания платы в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления указанных документов и предоставить ему средства идентификации и доступа к электронной площадке. Следует отметить, что оператор обязан:
- отказать участнику размещения заказа в аккредитации в случае не представления таким участником документов, либо предоставления им недостоверных сведений или наличия сведений о таком участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. При принятии решения об отказе оператор в течение двух рабочих дней со дня его принятия обязан направить участнику размещения заказа уведомление об отказе в аккредитации с указанием причин данного решения;
- обеспечить конфиденциальность средств идентификации участника размещения заказа и доступа к электронной площадке.
...Сведения, указанные в извещении
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается в установленном порядке не менее чем за 10 дней до проведения аукциона.
При этом в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме должны быть указаны:
- форма торгов;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
- предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок, место и порядок представления документации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за представление документации об аукционе, если такая плата установлена;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- место, дата и время проведения аукциона.
Оператор обеспечивает надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона в электронной форме, равный доступ участников размещения заказа к участию в аукционе.
...Права участников аукциона
Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, аккредитованный участник размещения заказа должен зарегистрироваться на электронной площадке в качестве участника соответствующего аукциона.
Аккредитованный участник размещения заказа вправе зарегистрироваться в качестве участника аукциона на электронной площадке в любое время с момента размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте до окончания проведения открытого аукциона в электронной форме.
...Доступ к аукциону
Доступ участников размещения заказа, прошедших к регистрации в качестве участников аукциона на электронной площадке, к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, а также регистрация и участие осуществляются без взимания платы.
...Условия проведения аукциона
С самого начала проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке должны быть указаны:
- предмет контракта;
- наименование заказчика;
- ссылка на страницу официального сайта, на которой размещена документация об аукционе;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) участников размещения заказа, зарегистрировавшихся в качестве участников данного аукциона;
- в режиме реального времени последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время поступления указанных предложений, за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене контракта, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену;
- время, оставшееся до подачи предложений о цене контракта.
При проведении аукциона в электронной форме участники аукциона подают "электронные документы" - предложения о цене контракта, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта на величину от 0,5 до 5%.
При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается временной интервал приема предложений участников аукциона о цене контракта - 10 минут с момента начала проведения аукциона и поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного временного интервала не поступило предложений о более низкой цене контракта, аукцион автоматически завершается при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В течение 30 минут после окончания аукциона, проводимого на электронной площадке, на ней размещается информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях оцене контракта, наименование (для юридического лица) и фамилия, имя, отчество (для физического лица) победителя аукциона и участника аукциона, который внес предпоследнее предложение о цене контракта.
Законом определено, что особенности проведения открытого аукциона в электронной форме могут устанавливаться Правительством РФ.
Протокол аукциона формируется в электронной форме в автоматическом режиме при помощи программных и технических средств, обеспечивающих проведение аукциона, в день его окончания. В протоколе указываются:
- адрес электронной площадки;
- дата, время начала и окончания аукциона;
- перечень участников аукциона (без указания предоставленных им средств идентификации);
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
- последнее и предпоследнее предложения о цене контракта;
- наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физических лиц) победителя аукциона и участника аукциона, который внес предложение о цене контракта, равной предложенной победителем аукциона, или предпоследнее предложение о цене контракта.
Протокол подписывается заказчиком, уполномоченным органом, оператором в день проведения аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Указанный протокол размещается на официальном сайте в течение дня, следующего за днем его подписания. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола направляют победителю аукциона в письменной форме или форме электронного документа (по выбору победителя) один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.
Победитель аукциона или участник аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, в срок, указанный в документации об аукционе, представляет заказчику:
- подписанный контракт;
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям;
- обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом принято требование обеспечения исполнения контракта.
Если победителем аукциона или участником аукциона не представлены указанные документы, то он признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. В данном случае заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником аукциона, внесшим предпоследнее предложение о цене контракта. При этом заключение государственного или муниципального контракта для таких участников аукциона является обязательным. Списки уклонившихся от заключения государственного и муниципального контрактов заказчик направляет в реестр недобросовестных поставщиков. Аккредитация таких участников на электронной площадке аннулируется на срок не менее трех месяцев.
В случае если в течение десяти минут с начала аукциона не представлено ни одного предложения о цене контракта, предусматривающего более низкую его цену, аукцион признается несостоявшимся.
Ввиду того, что на Правительство РФ возлагается обязанность на создание сайта для размещения на нем информации на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг как для федеральных нужд, так и для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд, отпадает необходимость размещения информации на официальном сайте субъекта РФ и муниципального образования, соответственно утрачивают силу п. 2-5 ст. 16 Закона N 94-ФЗ. Однако данное изменение вступит в силу с 01.01.2010. К указанному сроку должна быть создана организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта. Выбор такой организации осуществляет уполномоченный на ведение официального сайта орган исполнительной власти путем проведения торгов в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.
Размещение заказов путем запроса котировок
Законодателем изложена в новой редакции ст. 44 Закона N 94-ФЗ о требованиях, предъявляемых к котировочной заявке. Она должна содержать:
- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
- согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
- цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или невключенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Ранее сведения об ИНН и согласии участника размещения заказа на исполнение контракта не требовались.
Изменения и дополнения, вносимые в Гражданский кодекс
и Кодекс об административных правонарушениях
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 764 ГК РФ статьей 3 Закона N 218-ФЗ, государственными заказчиками по государственному контракту могут быть органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, а не фонды, как было ранее.
Усилена ответственность за нарушения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, п. 1 ст. 7.30 КоАП РФ изменен размер штрафа за нарушение порядка размещения заказа в сети "Интернет". Для должностных лиц он составляет 30 000 руб., для юридических - 100 000 руб.
В соответствии с новой редакцией ст. 7.31 КоАП РФ заказчики при размещении заказов несут ответственность за:
- опубликование или размещение на сайте недостоверной информации о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд;
- направление недостоверных сведений в органы власти РФ, органы местного самоуправления;
- внесение заведомо недостоверных сведений в реестр государственных или муниципальных контрактов.
Указанные нарушения влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц - 300 000 руб.
Подпункт 1.2 данной статьи устанавливает административный штраф в размере 30 000 руб. за нарушение сроков заключения государственного или муниципального контракта.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"