г.Самара |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А65-16802/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С. Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
представителей Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан - Хабибрахмановой Р.Р. (доверенность от 09.01.2012 N 1), Наумовой Н.М. (доверенность от 09.01.2012 N 2),
представитель закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" - не явился, извещен,
представитель Исполнительного комитета города Елабуги Елабужского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.01.2012 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 по делу N А65-16802/2011 (судья Гасимов К.Г.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" (ИНН 1646018004, ОГРН 1051655085745), г. Санкт-Петербург,
к Финансово-бюджетной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга,
третье лицо: Исполнительный комитет города Елабуги Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга,
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г.Санкт-Петербург (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Финансово-бюджетной палате Елабужского муниципального района РТ, г.Елабуга (далее ответчик) о признании действий ответчика по отказу от исполнения судебного акта по исполнительному листу серии АС N 001879989 от 08.07.2011 и возврату документов, направленных для исполнения судебного акта незаконными.
Определением суда от 15.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) привлечен Исполнительный комитет Города Елабуги Елабужского муниципального района.
Решением арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 года заявленные Закрытым акционерным обществом "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" требования были удовлетворены (т.1,л.д.113-118).
Не согласившись с принятым решением суда Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района РТ обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района РТ указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права.
ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района РТ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района РТ в судебном заседании представил копии платежных поручений от 17.11.2011 N 1989, от 18.11.2011 N 1991 и справку территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов РТ Елабужского района и г. Елабуга от 01.01.2011, свидетельствующих об исполнении судебного акта по исполнительному листу серии АС N 001879989 от 08.07.2011.
В суд поступило ходатайство от ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителей закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" и Исполнительного комитета города Елабуги Елабужского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, исследовав доказательства по делу, доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителя Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района РТ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, 1 марта 2011 Арбитражным судом Республики Татарстан было вынесено решение по делу N А65-20755/2010 о взыскании с Муниципального образования город Елабуга в лице Исполнительного комитета, г. Елабуга, РТ за счет средств казны в пользу Закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Елабуга, РТ 4 510 799 руб. 40 коп. долга, 236 372 руб. 28 коп. процентов, 48 064 руб. 79 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Данное решение Арбитражного суда Республики Татарстан Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 было оставлено без изменения.
На основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2011 по делу N А65-20755/2010 Арбитражным судом РТ 08.07.2011 года выдан исполнительный лист серия АС N 001879989, который был предъявлен к исполнению в Финансово-бюджетную палату Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Ответчиком в адрес заявителя было направлено письмо за исх. N 645 от 14.07.2011 о возвращении вышеуказанного исполнительного листа без исполнения, с предложением направить их непосредственно ответчику по делу - Муниципальному образованию города Елабуга в лице Исполнительного комитета г.Елабуга.
Считая данный отказ ответчика, связанный с неисполнением судебного акта -решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2011 по делу N А65-20755/2010 незаконным, несоответствующим ст. 242.2 БК РФ, и нарушающим его права, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Кодекса для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как следует из п. 1.1. Положения, утвержденного решением Совета Елабужского муниципального района от 22 декабря 2010 г. N 31 основной задачей Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района является составление проекта бюджета Елабужского муниципального района (далее района), организация бюджета района, составление отчета об исполнении бюджета района, предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. А также согласно п.3.1.23. вышеуказанного Положения Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района исполняет судебные акты по искам к Елабужскому муниципальному району в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской федерации.
Таким образом, органом, исполняющим судебный акт по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, на территории Елабужского муниципального района РТ является Финансово-бюджетная Палата Елабужского муниципального района РТ.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения статьи 242.2 Кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В пункте 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Из материалов дела видно, что взыскание задолженности произведено по договору от 22.02.2010 N 4, на котором были основаны исковые требования заявителя. Согласно данного договора заявитель (подрядчик) обязался выполнить работы по содержанию и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства города Елабуга, в частности работы по содержанию и текущему ремонту объектов дорожно - мостового хозяйства, по озеленению территории города, по содержанию прочих объектов благоустройства и по санитарной очистке города.
Следовательно, Исполнительный комитет выступает не как казенное учреждение, исполнение обязательств которого осуществляется за счет его сметы доходов и расходов, а как орган местного самоуправления, исполнение обязательств которого осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обязанность исполнить решение суда о взыскании денежных средств по обязательствам органа Елабужского муниципального района, лежит на финансовом органе муниципального образования.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что в бюджете района не заложены средства на исполнение судебного акта, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для его неисполнения в силу п.5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ. Доказательства невозможности исполнения исполнительного листа АС N 000727325 первым ответчиком суду не были представлены.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
На основании изложенного, ответчик обязан был исполнить исполнительный лист АС N 001879989 в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, поэтому выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя являются правильными.
Доводы, положенные в обоснование апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции, однако удовлетворены быть не могут, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Представленные Финансово-бюджетной палатой Елабужского муниципального района в суд апелляционной инстанции документы, а именно: копии платежных поручений от 17.11.2011 N 1989, от 18.11.2011 N 1991 и справка территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов РТ Елабужского района и г. Елабуга от 01.01.2011, свидетельствуют об исполнении судебного акта по исполнительному листу серии АС N 001879989 от 08.07.2011 на момент рассмотрения апелляционной жалобы, однако не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции исполнительный лист серии АС N 001879989 от 08.07.2011 исполнен не был.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела в суде первой инстанции не установлено.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 19.10.2011 является законным и обоснованным, поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 по делу N А65-16802/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения статьи 242.2 Кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В пункте 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
...
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что в бюджете района не заложены средства на исполнение судебного акта, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для его неисполнения в силу п.5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ. Доказательства невозможности исполнения исполнительного листа АС N 000727325 первым ответчиком суду не были представлены.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
На основании изложенного, ответчик обязан был исполнить исполнительный лист АС N 001879989 в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, поэтому выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя являются правильными."
Номер дела в первой инстанции: А65-16802/2011
Истец: ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Елабуга, ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Санкт-Петербург
Ответчик: Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципалльного района РТ, г. Елабуга
Третье лицо: Исполнительный комитет г. Елабуги Елабужского муниципального района РТ