город Омск |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А46-8922/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9462/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.10.2011 по делу N А46-8922/2011 (судья Беседина Т.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Голикова Ю.В. (удостоверение, по доверенности N 240 от 21.12.2011 сроком действия 1 год);
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Любый С.А. (паспорт, по доверенности N 46Н/13 от 27.03.2009 сроком действия до 25.03.2012);
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области):
1) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, выразившихся в отказе ОАО "МРСК Сибири" от 24.01.2011 N 01/354/2010-430, N 01/354/2010-414, N01/354/2010-421 в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества:
- ливневую и бытовую канализацию, протяженностью 251,15 м, инвентарный номер 60002735, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. ЛК, до сущ. КК);
- маслопровод с маслоприемником, протяженностью 67 м, инвентарный номер 60002738, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до маслоприемника);
- наружные сети водопровода, протяженностью 94,1 м, инвентарный номер 60002737, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. В);
2) обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области зарегистрировать за ОАО "МРСК Сибири" право собственности на объекты недвижимого имущества:
- ливневую и бытовую канализацию, протяженностью 251,15 м, инвентарный номер 60002735, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. ЛК, до сущ. КК);
- маслопровод с маслоприемником, протяженностью 67 м, инвентарный номер 60002738, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до маслоприемника);
- наружные сети водопровода, протяженностью 94,1 м, инвентарный номер 60002737, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. В).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.10.2011 по делу N А46-8922/2011 исковые требования полностью удовлетворены. Этим же решением суда с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. 00 коп.
Судебный акт мотивирован тем, что объекты недвижимого имущества являются вспомогательными объектами, в связи с чем разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию не требовались.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в представленных на государственную регистрацию декларациях объекты недвижимого имущества возведены на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:110102:1032, 55:36:110101:3158. Согласно пунктам 1.4 договоров аренды N N ДГУ-К-35-2210, ДГУ-К-35-2209 от 16.12.2010 целевое назначение аренды: для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная". Подстанция "Прибрежная" расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3060. В связи с чем, по мнению подателя жалобы, указанные документы, а также наличие отдельных кадастровых паспортов свидетельствует о самостоятельном характере созданных сооружений.
В связи с тем, что документы, подтверждающие вспомогательное назначение сооружений и отсутствия необходимости получения разрешения на строительство, в Управление не были представлены, соответственно статья 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) не может быть применена.
От ОАО "МРСК Сибири" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что для регистрации данных объектов необходимо предоставление документов, подтверждающих вспомогательное назначение сооружений и отсутствия необходимости получения разрешения на строительство.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области ("Арендодатель") и ОАО "МРСК Сибири" ("Арендатор") 27.08.2008 заключили договор аренды N ДГУ-К-35-939 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, по условиям которого в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.08.2008 N 3005-р "О предоставлении Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в аренду земельного участка для строительства подстанции "Прибрежная", "Арендодатель" предоставляет, а "Арендатор" принимает в аренду сроком на 3 года находящийся в государственной собственности, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 2371 кв.м ("Участок"), в границах, указанных в кадастровом паспорте "Участка", в соответствии с приложением N 1 к договору. Кадастровый номер "Участка" 55:36:11 02 01:3060. Местоположение "Участка": установлено в 75 м северо-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, д. 19. Целевое назначение аренды "Участка": для строительства подстанции "Прибрежная" (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора).
По акту приема-передачи земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска от 27.08.2008, "Арендодатель" и "Арендатор" произвели прием и передачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске, имеющего следующие характеристики: категория земель, к составу которой относится "Участок": земли населенных пунктов; площадь "Участка" 2371 кв.м; кадастровый номер "Участка" 55:36:11 02 01:3060; местоположение (адресные ориентиры) "Участка": установлено в 75 м северо-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, д. 19.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области ("Арендодатель") и ОАО "МРСК Сибири" ("Арендатор") 16.12.2010 заключили договор аренды N ДГУ-К-35-2209 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, по условиям которого в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 14.12.2010 N 5659-р "О предоставлении Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в аренду земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная", "Арендодатель" предоставляет, а "Арендатор" принимает в аренду сроком на 11 месяцев находящийся в государственной собственности, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 1135 кв.м. ("Участок"), в границах, указанных в кадастровом паспорте "Участка", в соответствии с приложением N 1 к договору. Кадастровый номер "Участка" 55:36:11 02 01:3158. Местоположение "Участка": г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской. Целевое назначение аренды "Участка": для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная" (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора).
По акту приема-передачи земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска от 16.12.2010, "Арендодатель" и "Арендатор" произвели прием и передачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске, имеющего следующие характеристики: категория земель, к составу которой относится "Участок": земли населенных пунктов; площадь "Участка" 1135 кв.м.; кадастровый номер "Участка" 55:36:11 02 01:3158; местоположение (адресные ориентиры) "Участка": г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области ("Арендодатель") и ОАО "МРСК Сибири" ("Арендатор") 16.12.2010 заключили договор аренды N ДГУ-К-35-2210 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, по условиям которого в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 14.12.2010 N 5660-р "О предоставлении Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в аренду земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная", "Арендодатель" предоставляет, а "Арендатор" принимает в аренду сроком на 11 месяцев находящийся в государственной собственности, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 135 кв.м. ("Участок"), в границах, указанных в кадастровом паспорте "Участка", в соответствии с приложением N 1 к договору. Кадастровый номер "Участка" 55:36:11 01 02:1032. Местоположение "Участка": г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской. Целевое назначение аренды "Участка": для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная" (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора).
По акту приема-передачи земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска от 16.12.2010, "Арендодатель" и "Арендатор" произвели прием и передачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске, имеющего следующие характеристики: категория земель, к составу которой относится "Участок": земли населенных пунктов; площадь "Участка" 135 кв.м.; кадастровый номер "Участка" 55:36:11 01 02:1032; местоположение (адресные ориентиры) "Участка": г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55-АА N 257325 от 20.01.2011 ОАО "МРСК Сибири" является собственником подстанции 110/10 кВ "Прибрежная", назначение: нежилое; общей площадью 1234 кв.м, Литер А, этажность: 3, адрес (местоположение): г. Омск, ул. Крупской, дом N 24 с кадастровым номером 55-55-01/346/2010-980, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.01.2011 сделана запись регистрации N 55-55-01/346/2010-980.
ОАО "МРСК Сибири" 29.12.2010 обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на построенные объекты недвижимого имущества: ливневую и бытовую канализации, протяженностью 251,15 м, инвентарный номер 60002735, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. ЛК, до сущ. КК); маслопровод с маслоприемником, протяженностью 67 м, инвентарный номер 60002738, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до маслоприемника); наружные сети водопровода, протяженностью 94,1 м, инвентарный номер 60002737, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24 (от стены здания подстанции "Прибрежная" до сущ. В) в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
Уведомлением от 24.01.2011 N 01/354/2010-421, 414, 430 Управление Росреестра по Омской области сообщило ОАО "МРСК Сибири" о приостановлении государственной регистрации права.
Основанием к приостановлению послужило непредставление документов, необходимых для проведения государственной регистрации, а именно: разрешения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на строительство объекта; документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленного статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации; распоряжений Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 14.12.2010 N 5659-р, 5660-р "О предоставлении Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в аренду земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная", на основании которых заключены договоры аренды N ДГУ-К-35-2210, N ДГУ-К-35-2209 от 16.12.2010.
В связи с неисполнением уведомления о приостановлении государственной регистрации в установленный срок Управление Росреестра по Омской области сообщениями от 24.01.2011 N 01/354/2010-430, N 01/354/2010-414, N 01/354/2010-421 отказало ОАО "МРСК Сибири" в государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества по тем основаниям, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект, заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации, документы, подтверждающие вспомогательное назначение сооружения и отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, а именно: соответствующее заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Считая, что отказ Управления Росреестра по Омской области не соответствует положениям Закона о государственной регистрации прав, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, препятствуя оформлению в собственность объектов недвижимого имущества, построенных за счет денежных средств заявителя, ОАО "МРСК Сибири" в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
19.10.2011 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением Росреестра по Омской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, ОАО "МРСК Сибири" оспаривает отказ Управления Росреестра по Омской области в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: ливневую и бытовую канализацию, маслопровод с маслоприемником, наружные сети водопровода, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Крупской, д. 24.
На основании пунктов 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются, в том числе, следующие основные термины: недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно статьям 2, 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Статьёй 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлен порядок проведения государственной регистрации прав и включает в себя: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
ОАО "МРСК Сибири" на государственную регистрацию были представлены следующие документы: договор аренды N ДГУ-К-35-2210 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске от 16.12.2010 с приложениями (регистрационный номер 14.5500.4448.10); договор аренды N ДГУ-К-35-2209 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске от 16.12.2010 с приложениями (регистрационный номер 04.5500.4449.10); договор аренды N ДГУ-К-35-939 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске от 27.08.2008 (регистрационный номер 04.55.3341.08) с приложениями; декларация об объекте недвижимого имущества от 29.12.2010 сооружение: маслопровод; декларация об объекте недвижимого имущества от 29.12.2010 сооружение: сети водопровода; декларация об объекте недвижимого имущества от 29.12.2010 сооружение: сети канализации; кадастровый паспорт сооружения от 27.12.2010 инвентарный номер 60002738, наименование: маслопровод с маслоприемником, протяженностью 67 м, адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, 24 (от стены нежилого строения по ул. Крупской. 24 до маслоприемника); кадастровый паспорт сооружения от 01.02.2011 инвентарный номер 60002737, наименование: наружные сети водопровода, протяженностью 94,1 м, адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, 24 (от стены до нежилого строения по ул. Крупской, 24 до В сущ.); кадастровый паспорт сооружения от 24.12.2010 инвентарный номер 60002737, наименование: наружные сети водопровода, протяженность 94,1 м, адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, 24 (от стены до нежилого строения по ул. Крупской. 24 до В сущ.); кадастровый паспорт сооружения от 01.02.2011 инвентарный номер 60002735, наименование: ливневая и бытовая канализация, протяженность 251,15 м, адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, 24 (от стены до нежилого строения по ул. Крупской. 24 до ЛК сущ. КК сущ.); кадастровый паспорт сооружения от 22.12.2010 инвентарный номер 60002735 наименование: ливневая и бытовая канализация, протяженность 251,15 м, адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, 24 (от стены до нежилого строения по ул. Крупской. 24 до ЛК сущ. КК сущ.).
Управлением Росреестра по Омской области указанные документы приняты, что подтверждается расписками в получении документов.
Как следует из пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Таким образом, как следует из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Однако согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, построенные ОАО "МРСК Сибири" объекты недвижимости (ливневая и бытовая канализация, маслопровод с маслоприемником, наружные сети водопровода) предназначены для обеспечения деятельности подстанции 110/10 кВ "Прибрежная" и являются объектами вспомогательного использования к данной подстанции.
При таких обстоятельствах, разрешения на строительство применительно к статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как и разрешения на ввод вышеуказанных объектов в эксплуатацию, не требовались.
По смыслу статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установленные основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, не ограничивают субъектов обращения, которыми исходя из последующих положений статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может являться и юридическое лицо, освобождающееся от предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором такой объект создан при наличии ранее зарегистрированного права собственности на земельный участок и при подаче декларации об объекте недвижимого имущества.
Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Как следует из пункта 5 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения или иного подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Построенные ОАО "МРСК Сибири" объекты недвижимого имущества: ливневая и бытовая канализации, маслопровод с маслоприемником, наружные сети водопровода предназначены для обеспечения деятельности подстанции "Прибрежная" и являются объектами вспомогательного использования к данной подстанции. Без самой подстанции вспомогательные объекты никаких вспомогательных функций не выполняют.
При указанных обстоятельствах, объекты недвижимого имущества: ливневая и бытовая канализации, маслопровод с маслоприемником, наружные сети водопровода являются объектами вспомогательного использования, выдача разрешений на строительство которых, в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требовалось.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Соответственно распоряжение недвижимым имуществом осуществляется после государственной регистрации права собственности на него, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Как правильно указал суд первой инстанции, что поскольку материалами дела подтверждается наличие оснований для регистрации права собственности в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, полное представление пакета документов для регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, Управление Росреестра по Омской области незаконно отказало ОАО "МРСК Сибири" в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: ливневую и бытовую канализацию, маслопровод с маслоприемником, наружные сети водопровода. Действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в государственной регистрации права на вышеуказанные объекты обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра ссылается на то, что в представленных на государственную регистрацию декларациях на объекты недвижимого имущества указано, что сооружения возведены на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:110102:1032, 55:36:110101:3158. Согласно пунктам 1.4 договоров аренды N N ДГУ-К-35-2210, ДГУ-К-35-2209 от 16.12.2010 целевое назначение аренды: для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная". Подстанция "Прибрежная" расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3060. В связи с чем, по мнению подателя жалобы, указанные документы, а также наличие отдельных кадастровых паспортов свидетельствует о самостоятельном характере созданных сооружений.
Отклоняя указанный довод подателя жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что земельные участки на которых расположены вспомогательные объекты, были зарегистрированы в установленном законном порядке, им присвоены кадастровые номера. То обстоятельство, что вспомогательные объекты располагаются на иных земельных участках с иными кадастровыми номерами, чем основной объект недвижимого имущества, не является основанием для отказа в регистрации таких вспомогательных объектов и не следует из определения вспомогательных объектов. В действующем законодательстве и условиях договоров не установлено, что вспомогательные объекты должны находиться на том же земельном участке, что и основной объект и вспомогательные объекты не могут располагаться на иных земельных участках.
Из содержания договоров аренды и целей предоставления земельных участков (пункты 1.4 договоров N ДГУ-К-35-2209 и N ДГУ-К-35-2210) следует, что целевым назначением аренды является строительство коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная", из условий договора также следует, что инженерная инфраструктура будет располагаться на иных земельных участках, чем сама подстанция "Прибрежная".
Кроме того, податель жалобы указал, что в связи с тем, что документы, подтверждающие вспомогательное назначение сооружений и отсутствия необходимости получения разрешения на строительство, в Управление не были представлены, соответственно статья 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не может быть применена.
Однако в действующем законодательстве, в том числе в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не установлено, что обращаясь с заявлением о регистрации права на вспомогательный объект, необходимо представить доказательства, что этот объект является вспомогательным.
В соответствии с решением Омского городского совета от 29.06.2011 N 416 "О Департаменте строительства администрации г. Омска", Департамент строительства принимает решения о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Омска (пункт 16 Положения), в связи с чем Департамент строительства полномочен давать характеристику объектов капитального строительства.
Доказательством того, что построенные ОАО "МРСК Сибири" объекты недвижимого имущества относятся к объектам вспомогательного использования является письмо Департамента строительства администрации г. Омска (т.д. 2, л.д. 51).
Однако требования о предоставлении этого документа при регистрации вспомогательных объектов из смысла действующего законодательства не следует.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных доводов в апелляционной жалобе, оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 19.10.2011 по делу N А46-8922/2011 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.10.2011 по делу N А46-8922/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Соответственно распоряжение недвижимым имуществом осуществляется после государственной регистрации права собственности на него, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Как правильно указал суд первой инстанции, что поскольку материалами дела подтверждается наличие оснований для регистрации права собственности в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, полное представление пакета документов для регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
...
Из содержания договоров аренды и целей предоставления земельных участков (пункты 1.4 договоров N ДГУ-К-35-2209 и N ДГУ-К-35-2210) следует, что целевым назначением аренды является строительство коммуникаций инженерной инфраструктуры к подстанции "Прибрежная", из условий договора также следует, что инженерная инфраструктура будет располагаться на иных земельных участках, чем сама подстанция "Прибрежная".
Кроме того, податель жалобы указал, что в связи с тем, что документы, подтверждающие вспомогательное назначение сооружений и отсутствия необходимости получения разрешения на строительство, в Управление не были представлены, соответственно статья 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не может быть применена.
Однако в действующем законодательстве, в том числе в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не установлено, что обращаясь с заявлением о регистрации права на вспомогательный объект, необходимо представить доказательства, что этот объект является вспомогательным."
Номер дела в первой инстанции: А46-8922/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области