г. Челябинск |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А76-14099/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Толкунова В.М., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 ноября 2011 года по делу N А76-14099/2011 (судья Каюров С.Б.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити" - Грубенко Ю.В. (доверенность от 28.01.2010).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити" (далее - заявитель, страхователь, ООО "УК "ПаркСити") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 (далее - решение от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500), вынесенного государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, УПФР, Фонд).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - третье лицо, ООО "Компания "Тензор").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01 ноября 2011 года требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити", удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований страхователя в отношении признания незаконным решения от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 в отношении пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1389 руб. 35 коп. и взыскания с заинтересованного лица в пользу заявителя 2000 рублей в возмещение расходов последнего, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд первой инстанции. По мнению УПФР судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права при принятии решения, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, Фонд указывает на то, что начисление пеней по состоянию на 06.06.2011 является правомерным в связи с уплатой обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в более поздние по сравнению с установленным законом сроки. Также Фонд ссылается на то, что в заявлении страхователя о признании незаконным решения от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 не приведено каких-либо доводов относительно незаконности начисления УПФР пеней, обстоятельства, послужившие основанием для начисления пеней в суде первой инстанции не выяснялись, а, суд первой инстанции не мотивировал судебный акт относительно наличия оснований для признания незаконным решения от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 в полном объеме. Относительно взыскания с заинтересованного лица в пользу заявителя 2000 рублей в возмещение расходов последнего, связанных с уплатой государственной пошлины Фонд указывает на то, что законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено возмещение судебных расходов.
ООО "УК "ПаркСити" отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что считает решение арбитражного суда первой инстанции законным.
От третьего лица поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя ООО "Компания "Тензор".
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Фонда и третьего лица.
Законность обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из условий ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска проведена камеральная проверка общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт от 06.06.2011 N 08400130012055 (л.д. 6, 7) и вынесено решение от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 10, 11). Указанным решением общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), штрафу 22 749 руб. 70 коп. с формулировкой "Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам". Также ООО "УК "ПаркСити" указанным решением предложено уплатить пени в общей сумме 1389 руб. 35 коп. за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе: по состоянию на 15.02.2011 - 380 руб. 79 коп. на страховую часть трудовой пенсии, 35 руб. 12 коп. на накопительную часть трудовой пенсии; по состоянию на 15.03.2011 - 467 руб. 53 коп. на страховую часть трудовой пенсии, 43 руб. 13 коп. на накопительную часть трудовой пенсии; по состоянию на 15.04.2011 - 423 руб. 70 коп. на страховую часть трудовой пенсии, 39 руб. 08 коп. на накопительную часть трудовой пенсии.
Страхователь обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 в полном объеме.
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя полностью на законных основаниях, поскольку суд первой инстанции не связан доводами страхователя при оспаривании последним решения Фонда, в связи с чем, само по себе отсутствие указания в заявлении о признании недействительным решения УПФР от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500, конкретных оснований, при оспаривании данного решения в полном объеме, не лишает суд права на проверку указанного решения на предмет его законности и обоснованности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В силу условий ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 5 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Пунктом 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Пунктом 5 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н установлено, что вводная часть акта камеральной проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов и должна содержать общие положения, включающие в себя перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которых проведена камеральная проверка.
Пунктом 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н установлено, что описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Согласно п. 7 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать: выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов; предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, из норм, закрепленных в ч. ч. 1, 2 ст. 38, ч. ч. 5, 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должно отвечать признаку преемственности по отношению к акту камеральной проверки, в том числе в отношении описания обстоятельств и фактов, свидетельствующих по мнению должностного лица Фонда, проводившего камеральную проверку, о совершении проверяемым лицом вмененного ему правонарушения.
В рассматриваемой ситуации следует признать, что, хотя бы, оспариваемое заявителем решение Фонда, содержит преемственность к акту камеральной проверки, однако, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска доказана обоснованность начисления обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити", пеней.
Из акта камеральной проверки, также как из решения УПФР следует, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 отсутствует, равно как не содержат, ни акт камеральной проверки, ни решение от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500, сведений о несвоевременном перечислении страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе за период 01.01.2011 - 31.03.2011), а также сведений о пенеобразующей недоимке.
Фонд в апелляционной жалобе ссылается на то, что ООО "УК "ПаркСити" не мотивировало требования о признании незаконным решения от 19.07.2011 N 084 001 11 РК 0013500 в части начисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, однако, и заинтересованное лицо, несмотря на то, что изначально страхователь оспаривал указанное решение в полном объеме, при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (отзыв от 23.09.2011 N 02/7951, л.д. 40 - 43) не заявило каких-либо возражений против заявленных требований в данной части, не аргументировало свою позицию относительно обоснования начисления пеней обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПаркСити", и не представило документы, подтверждающие наличие оснований для начисления страхователю пеней (в том числе, свидетельствующие о наличии пенеобразующей недоимки, либо уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в более поздние по сравнению с установленными, сроки).
Соответствующих аргументов Фонд не приводит, и в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Что касается доводов Фонда о том, что он освобожден от обязанности компенсации заявителю уплаченных последним судебных расходов в виде государственной пошлины, то данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании заинтересованным лицом норм ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 ноября 2011 года по делу N А76-14099/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н установлено, что описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Согласно п. 7 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать: выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов; предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, из норм, закрепленных в ч. ч. 1, 2 ст. 38, ч. ч. 5, 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должно отвечать признаку преемственности по отношению к акту камеральной проверки, в том числе в отношении описания обстоятельств и фактов, свидетельствующих по мнению должностного лица Фонда, проводившего камеральную проверку, о совершении проверяемым лицом вмененного ему правонарушения.
...
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А76-14099/2011
Истец: ООО "Управляющая компания "Парк-Сити", ООО УК "ПаркСити"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Центральном р-не г. Челябинска, ГУ УПФР в Центральном районе г. Челябинска, ООО "Компания "Тензор"
Третье лицо: ООО "Компания "Тензор"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12840/11