г. Вологда |
|
11 января 2012 г. |
Дело N А66-2710/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нелидово-Лес" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 сентября 2011 года по делу N А66-2710/2011 (судья Балакин Ю.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Нелидово-Лес" (далее - общество, ООО "Нелидово-Лес") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - инспекция, налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 17.03.2011 N 114 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в сумме 4 780 220 руб. и о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в размере 4 780 220 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ООО "Гарант") и общества с ограниченной ответственностью "ЕвтЕра" (далее - ООО "ЕвтЕра").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, полагает, что факт излишней уплаты обществом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 4 780 220 руб. установлен решением инспекции от 20.11.2009 N 50.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами в ней изложенными, решение суда считает законным и обоснованным. Ходатайством от 30.12.2011 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ООО "Гарант" и ООО "ЕвтЕра" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 30.04.2009.
В ходе проверки выявлено, что общество необоснованно получало налоговую выгоду путем минимизации налоговых обязательств в результате формального деления общества и создания организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (ООО "Нелидово-Лес", ООО "Гарант", ООО "ЕвтЕра"). Вследствие данного обстоятельства, учитывая положения подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12, пункта 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ООО "Нелидово-Лес" утратило в 2006-2008 годах право на применение единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Решением налогового органа от 20.11.2009 N 50, принятым на основании акта проверки от 28.08.2009 N 42 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений, обществу, в частности, доначислен единый социальный налог в размере 4 806 553 руб., налог на имущество в сумме 481 327 руб., соответствующие суммы пеней и штрафных санкций, также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, провести реорганизацию путем слияния ООО "Нелидово-Лес", ООО "Гарант", ООО "ЕвтЕра", и уточнить налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2006-2008 годы.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции в указанной части, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 июня 2010 года по делу N А66-953/2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2010 года ООО "Нелидово-Лес" отказано в удовлетворении требований. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 декабря 2010 года названные решение и постановления оставлены без изменения. Определением от 16 мая 2011 года N ВАС-3577/11 Высший арбитражный суд Российской Федерации отказал в передаче дела N А66-953/2010 Арбитражного суда Тверской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 17.06.2010, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2010.
Судами установлено, что налоговый орган при доначислении обществу единого социального налога определил облагаемую налогом базу с учетом данных, содержащихся в декларациях по страховым взносам, и применил налоговый вычет в размере суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных и уплаченных ООО "Нелидово-Лес", ООО "Гарант" и ООО "ЕвтЕра".
Таким образом, судами признано, что инспекцией правомерно доначислен единый социальный налог.
Общество 03.03.2011 обратилось в инспекцию с заявлением о зачете переплаты по единому налогу, уплаченному в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 4 780 220 руб. в счет погашения доначисленной решением инспекции от 20.11.2009 N 50 недоимки.
Поскольку налоговый орган решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 17.03.2011 N 114 отказал заявителю в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного единого налога в сумме 4 780 220 руб. в связи с отсутствием данной переплаты, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абзац второй пункта 1 статьи 78 НК РФ).
При этом абзац второй пункта 1 статьи 78 НК РФ вступил в силу с 01.01.2008.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что в периоде до 01.01.2008 налоговый орган вправе произвести зачет излишне уплаченных налогов в рамках бюджета одного уровня. Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
На основании пункта 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который направлена излишне уплаченная сумма налога.
Федеральные, региональные и местные налоги перечислены в статьях 13 - 15 НК РФ. Так, единый социальный налог является федеральным налогом и уплачивается в федеральный бюджет.
Специальные налоговые режимы (включая упрощенную систему налогообложения) к названным видам налогов не отнесены и указаны в статье 18 НК РФ отдельно. Одновременно в статье 346.22 НК РФ установлено, что единый налог по упрощенной системе налогообложения распределяется в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в местный бюджет подлежит зачислению на 90 %.
Кроме того, в данном случае общество обратилось с заявлением о проведении зачета на общую сумму 4 780 220 руб. В обоснование наличия переплаты по налогу в спорном размере общество ссылается только на решение налоговой инспекции от 20.11.2009 N 50.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, указание инспекцией в решении от 20.11.2009 N 50 об излишней уплате (исчислении) обществом суммы налога за 2006-2008 годы в сумме 4 780 220 руб. не свидетельствует о наличии таковой в действительности, поскольку названная переплата будет иметь место при условии объединения (слияния) ООО "Нелидово-Лес", ООО "Гарант" и ООО "ЕвтЕра", внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, уточнения налоговых обязательств, фактической уплаты налогов по общей системе налогообложения вместо единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
Таким образом, учитывая отсутствие у общества переплаты в сумме 4 780 220 руб., а также то, что единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчислен в указанном размере (4 780 220 руб.) за спорный период по трем организациями, оплата которого производилась каждой организацией отдельно (т. 1 л. 95-145; т. 2 л. 1-96), при этом единый социальный налог начислен с учетом деятельности трех организаций, произведение зачета на сумму 4 780 220 руб. только по ООО "Нелидово-Лес" невозможно.
При этом представленные в апелляционную инстанцию документы, свидетельствующие о внесении 15.11.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности ООО "ЕвтЕра" путем реорганизации в форме присоединения не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения налоговой инспекции, поскольку на момент его принятия изложенные обстоятельства отсутствовали.
В этой связи апелляционной инстанцией не принимаются доводы общества о необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства общества о приостановлении производства по делу в связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО "ЕвтЕра".
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, заявителем как на момент обращения в инспекцию с соответствующим заявлением, так и принятия инспекцией оспариваемого решения не доказан факт наличия переплаты по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в заявленном размере.
О невозможности в указанной ситуации произведения зачета суммы единого налога, уплаченного в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в счет единого социального налога указано и в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2010 года по делу А66-953/2010.
Судом первой инстанции также обоснованно указано об отсутствии оснований для вывода о двойном налогообложении, поскольку ни налогоплательщик ни инспекция не исчислили по трем организациям все налоговые обязательства, предусмотренные общей системой налогообложения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 сентября 2011 года по делу N А66-2710/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нелидово-Лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
...
На основании пункта 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который направлена излишне уплаченная сумма налога.
Федеральные, региональные и местные налоги перечислены в статьях 13 - 15 НК РФ. Так, единый социальный налог является федеральным налогом и уплачивается в федеральный бюджет.
Специальные налоговые режимы (включая упрощенную систему налогообложения) к названным видам налогов не отнесены и указаны в статье 18 НК РФ отдельно. Одновременно в статье 346.22 НК РФ установлено, что единый налог по упрощенной системе налогообложения распределяется в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в местный бюджет подлежит зачислению на 90 %."
Номер дела в первой инстанции: А66-2710/2011
Истец: ООО "Нелидово-Лес"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Тверской области
Третье лицо: ООО "Гарант", ООО "ЕвтЕра"