г. Красноярск |
|
13 января 2012 г. |
Дело N А33-11488/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии представителей:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "ВАЛПАС и Ко"): Вильсона Г.Э., представителя по доверенности от 26.04.2011; Прокофьевой А.А., представителя по доверенности от 26.04.2011;
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю): Смолиной О.С., представителя по доверенности от 14.02.2011 N 04-13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью НПФ "ВАЛПАС и Ко"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20 " октября 2011 года по делу N А33-11488/2011, принятое судьей Севрюковой Н.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "ВАЛПАС и Ко" (ИНН 2460035013, ОГРН 1022401807471, далее - ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ИНН 2465107712, ОГРН 1072465000035, далее - МИФНС N 23 по Красноярскому краю, налоговый орган, регистрирующий орган, ответчик) о признании решения от 17.06.2011 N Р 15927А недействительным, об обязании проведения государственной регистрации в связи с ликвидацией общества.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, третье лицо).
Решением суда от 20 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании следующего:
- общество не получало требований кредитора об уплате и периоде образования задолженности, и, как следствие, не обладало информацией о ее существовании;
- задолженность была выявлена самим обществом только в ходе рассмотрения дела в суде, и на момент вынесения решения суда общество исполнило обязанность по ее уплате;
- регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия Федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в них сведения.
МИФНС N 23 по Красноярскому краю, ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска представили отзывы на апелляционную жалобу, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представителями ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - соглашения по фактическим обстоятельствам, заключенного в рамках дела по иску ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска о взыскании задолженности с общества. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения ответчика, а также с учетом того, что представленное соглашение заключено в рамках другого дела и после вынесения оспариваемого решения судом первой инстанции, отказал в удовлетворении ходатайства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора, обстоятельства.
Единственный участник ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" Савватеев В.И. принял решение от 26.01.2011 о добровольной ликвидации ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко".
06.06.2011 единственным участником ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" принято решение N 3 об утверждении ликвидационного баланса общества по состоянию на 06.06.2011, согласно которому задолженность ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" перед кредиторами отсутствует.
09.06.2011 в МИФНС N 23 по Красноярскому краю поступил пакет документов на государственную регистрацию юридического лица - общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "ВАЛПАС и Ко" в связи с его ликвидацией: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р 16001; документ об уплате государственной пошлины; решение от 06.06.2011 N 3; ликвидационный баланс.
17.06.2011 ответчиком принято решение N Р 15927А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 12). В указанном решении отражено следующее:
- в ликвидационном балансе ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" содержатся сведения об отсутствии задолженности данного предприятия перед бюджетом. В соответствии со справкой, представленной ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" имеет задолженность по платежам в бюджет. Следовательно, ликвидационный баланс считается непредставленным, как содержащий недостоверные сведения.
- в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р 16001 подписью заявителя подтверждается, что расчеты с его кредиторами завершены.
Поскольку ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" требования кредиторов не удовлетворены в части обязательств перед бюджетом заявление по форме Р 16001 содержит недостоверные сведения и считается непредставленным.
Не согласившись с принятым решением, ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации в связи с тем, что ликвидационный баланс и заявление по форме Р 16001 содержат недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в соответствующий государственный реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением отказано в государственной регистрации прекращения деятельности заявителя при его ликвидации по решению учредителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен правилами статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Материалами дела подтверждены факты внесения ответчиком в единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале процесса ликвидации ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" и о назначении ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Согласно положениям данной статьи государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае, в том числе:
-непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
При этом, исходя из положений пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Следовательно, в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, подтверждающих завершение всех расчетов с кредиторами, но при наличии в регистрирующем органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов, в том числе требований по обязательным платежам, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как следует из материалов дела, на момент совершения МИФНС N 23 по Красноярскому краю действий по государственной регистрации в отношении ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" в связи с его ликвидацией в регистрирующем органе имелись сведения о наличии задолженности перед бюджетом, представленные в регистрирующий орган ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, где состоит на учете в качестве налогоплательщика ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" (письмо от 16.06.2011 N 2.10-13/07295, л.д.34-36).
В материалы дела также представлены доказательства наличия неисполненных обществом требований кредитора (ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска) - требование N 2.10-17/01321 от 09.02.2011 о включении в реестр требований кредиторов и наличии задолженности в размере 41 856 рублей 27 копеек ( л.д.65).
Довод общества о том, что оно не получало требований кредитора об уплате и периоде образования задолженности, и, как следствие, не обладало информацией о ее существовании отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В материалы дела представлены справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011 (л.д. 120-134), подтверждающие наличие задолженности по налогу на прибыль, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, единому социальному налогу, налогу на имущество, а также налоговые декларации по налогу на имущество организаций и налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организации ( л.д. 83-119).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что задолженность возникла на основании деклараций, представленных самим обществом. Иного заявителем не доказано.
Таким образом, на момент составления ликвидационного баланса (06.06.2011) ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" в лице его ликвидационной комиссии было известно ( должно быть известно) о наличии у общества соответствующей задолженности по обязательным платежам, в связи с чем довод заявителя о том, что общество не знало о наличии задолженности, подлежит отклонению.
Из письменных пояснений ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" следует, что у общества имеется задолженность по обязательным платежам в бюджет, возникшая до 01.01.2007, а также задолженность по налогу на имущество, по которой не истек срок принудительного взыскания. При этом, задолженность, по которой не истек срок принудительного взыскания, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, погашена. В подтверждение оплаты налогов и сборов ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" представлены чек-ордера Сбербанка России от 14.10.2011 на сумму 100 рублей, от 14.10.2011 на сумму 584 рубля, от 14.10.2011 на сумму 830 рублей.
Однако, доказательств исполнения обязанности ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко" по уплате недоимки по налогам на дату составления ликвидационного баланса в материалы дела не представлено. Кроме того, факт истечения срока принудительного взыскания по определенным налогам в установленном порядке заявителем не подтвержден, соответствующий судебный акт, предусмотренный частью 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлен.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что у заявителя имеется задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет.
При этом, суд учитывает, что из положений статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что после внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии налогоплательщиком решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Таким образом, поскольку заявитель представил в регистрирующий орган заявление с ликвидационным балансом, в которых указано на отсутствие задолженности перед бюджетом, ответчик правомерно пришел к выводу о том, что заявление по форме Р 16001, ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения, в связи с чем считаются не представленными, что является основанием для отказа в государственной регистрации по подпункту а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод общества о том, что регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия Федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в них сведения, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Таким образом, законодатель установил, что регистрирующий орган не вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных при государственной регистрации юридического лица документах, в том числе и в связи с его ликвидацией.
Однако, в материалы дела представлены доказательства того, что на момент вынесения оспариваемого решения регистрирующий орган был уведомлен третьим лицом о фактах наличия в ликвидационном балансе недостоверных сведений.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует закону и установленным фактическим обстоятельствам, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" октября 2011 года по делу N А33-11488/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Таким образом, поскольку заявитель представил в регистрирующий орган заявление с ликвидационным балансом, в которых указано на отсутствие задолженности перед бюджетом, ответчик правомерно пришел к выводу о том, что заявление по форме Р 16001, ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения, в связи с чем считаются не представленными, что является основанием для отказа в государственной регистрации по подпункту а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод общества о том, что регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия Федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в них сведения, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом."
Номер дела в первой инстанции: А33-11488/2011
Истец: ООО НПФ "ВАЛПАС и Ко"
Ответчик: МИФНС России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5699/11