г. Самара |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А72-6390/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.01.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.11.2011 по делу N А72-6390/2011 (судья Ипполитова И.В.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Навигатор" (ИНН 7325032897, ОГРН 1027301179641), г.Ульяновск, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России) от 30.06.2011 по делу N 7451/04-2011.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено товарищество собственников жилья "Навигатор" (далее - ТСЖ "Навигатор", товарищество).
Решением от 02.11.2011 по делу N А72-6390/2011 Арбитражный суд Ульяновской области оставил заявление предприятия без удовлетворения.
В апелляционной жалобе УМУП "Городской теплосервис" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требование о признании решения Ульяновского УФАС России незаконным. По мнению предприятия, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Ульяновское УФАС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.04.2011 Прокуратура Ульяновской области обратилась в Ульяновское УФАС России с просьбой проверить законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение.
Приказом от 03.05.2011 N 142 Ульяновское УФАС России возбудило в отношении УМУП "Городской теплосервис" дело N 7451/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов граждан, проживающих в ТСЖ "Навигатор", путем предъявления к оплате количества тепловой энергии, необоснованно завышенного на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов товарищества в период с января 2009 года по апрель 2011 года.
30.06.2011 Ульяновское УФАС России приняло в отношении УМУП "Городской теплосервис" решение N 3823-04, которым признало действия предприятия, выразившиеся в выставлении ТСЖ "Навигатор" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения в период октября 2009 года по апрель 2011 года (в течении отопительных периодов), нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Оставляя без удовлетворения заявление УМУП "Городской теплосервис" об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Из материалов дела следует, что УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 14.12.2005 N 681-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП "Городской теплосервис" и ТСЖ "Навигатор" действовал договор теплоснабжения от 15.03.2005 N 1473, в соответствии с которым УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подавало товариществу тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
В жилых многоквартирных домах ТСЖ "Навигатор" (г. Ульяновск, ул. Самарская, 5; ул. Самарская, 15; ул. Радищева, 3 корп. 1) установлены общедомовые приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Материалами дела (в том числе счетами-фактурами, актами об оказании услуг, актами потребления тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя в отчетный период, платежными документами) подтверждается, что объем выставляемой УМУП "Городской теплосервис" к оплате ТСЖ "Навигатор" тепловой энергии для отопления определялся путем сложения тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчетным путем исходя из показаний приборов учета системы ГВС.
Данный факт предприятие не оспаривает, но считает, что в отопительный период потребители фактически пользовались тепловой энергией получаемой в "полотенцесушителях" и поэтому должны дополнительно оплатить эту услугу.
В соответствии пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Таким образом, товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами товарищества собственников жилья, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что система централизованного горячего водоснабжения жилых домов ТСЖ "Навигатор" подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"), установлены приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
На основании указанного закона для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
Пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного Поволжского округа от 24.02.2010, УМУП "Городской теплосервис" отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Ульяновского городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 об установлении тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2009 год. Указанными судебными актами оспариваемое постановление признано не противоречащим Федеральному закону от 30.12.2004 N 201-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичным образом, то есть без учета каких-либо иных дополнительных потерь, для предприятия был произведен расчет тарифов на горячую воду на 2010 год.
Подтверждением того, что плата за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не может учитываться в плате за отопление является указание в пункте 10 приложения 1.1 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам от 02.10.2007 N 231-э, о том, что в случае направления документов о разногласиях в отношении тарифов на горячую воду организация коммунального комплекса, помимо документов, указанных в пунктах 1 - 8 этого приложения для соответствующих организаций коммунального комплекса и статей разногласий, представляет расчет количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды. Данный расчет должен сопровождаться документами, обосновывающими: температуру горячей воды в местах водоразбора, температуру холодной воды в сети водопровода, тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Следовательно, тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Материалами дела подтверждается, что УМУП "Городской теплосервис" своими действиями нарушило статью 10 ГК РФ, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Указанные действия были совершены в важной социальной сфере, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления, и превысили допустимые пределы осуществления гражданских прав. УМУП "Городской теплосервис" необоснованно возложило на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, то есть по компенсации своих затрат, не включенных в утвержденный тариф.
Ссылку УМУП "Городской теплосервис" на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку этот Приказ вступил в силу с 05.04.2011, то есть после совершения предприятием указанных действий и после принятия Ульяновским УФАС России оспариваемого решения.
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, соответствуют выводам, содержащимся в судебных актах судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А72-5932/2010, в котором участвовали Ульяновское УФАС России и УМУП "Городской теплосервис".
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные предприятием в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании части 5 статьи 110, части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскивает с предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., не уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 ноября 2011 года по делу N А72-6390/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Материалами дела подтверждается, что УМУП "Городской теплосервис" своими действиями нарушило статью 10 ГК РФ, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Указанные действия были совершены в важной социальной сфере, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления, и превысили допустимые пределы осуществления гражданских прав. УМУП "Городской теплосервис" необоснованно возложило на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, то есть по компенсации своих затрат, не включенных в утвержденный тариф.
Ссылку УМУП "Городской теплосервис" на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку этот Приказ вступил в силу с 05.04.2011, то есть после совершения предприятием указанных действий и после принятия Ульяновским УФАС России оспариваемого решения.
...
На основании части 5 статьи 110, части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскивает с предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., не уплаченную при подаче апелляционной жалобы."
Номер дела в первой инстанции: А72-6390/2011
Истец: УМУП Городской теплосервис "
Ответчик: ТСЖ Навигатор, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: ,,,, ТСЖ "Весна", ТСЖ "Навигатор"
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14716/11