г. Самара |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А55-18215/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Фокеева А.Ю., доверенность от 28 ноября 2011 г. N 45,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2011 г.
по делу N А55-18215/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРМАДА" (ИНН 6321261848, ОГРН 1116320001973), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АРМАДА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - административный орган) от 30 августа 2011 г. N 78 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2011 г. постановление административного органа от 30 августа 2011 г. N 78 о назначении ООО "АРМАДА" административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. изменено в части назначения наказания и применено наказание в виде предупреждения по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ООО "АРМАДА" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что отсутствие на чеке некоторых обязательных реквизитов было устранено ООО "Армада" сразу же после проведения налоговой проверки, о чем представлен отчет в налоговую инспекцию. К материалам дела приобщены кассовые чеки, соответствующие требованиям ст. 5 настоящего закона и за данное правонарушение был привлечен к ответственности директор общества, не обеспечивший порядок, условия регистрации и применения ККТ, что и не оспаривает инспекция.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что при обращении в суд с заявленными требованиями, Обществом не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.
ООО "Армада" не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения: не обеспечило соблюдение порядка и условий регистрации и применения ККТ при осуществлении приема платежей от физических лиц в качестве платежного агента, не обеспечило выполнение особых требований к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику. Вместе с тем ненадлежащее исполнение директором возложенных на него функций не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности и не может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания юридическому лицу.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22 августа 2011 г. в 15 ч. 26 мин. при внесении наличных денежных средств для оплаты услуг сотовой связи "Мегафон Поволжье" в сумме 50 руб. покупатель (клиент) Шилкин С.Н. передал наличные денежные средства продавцу Серовой О.В. в сумме 100 руб., Серова О.В. выдала клиенту чек ККТ N 20 на сумму 50 руб., сдачу в сумме 50 руб. На переданном чеке отсутствуют обязательные реквизиты, установленные ст. 5 Федерального закона от 03 июня 2009 г. N 103-Фз "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Контрольно-кассовая техника марки "Меркурий 115К" включена в госреестр ККТ 01 августа 2007 г., согласно приказу Роспрома N 321, то есть может использоваться платежным агентом, но при условии ее регистрации в налоговом органе до 01 января 2011 г. Платежным агентом ООО "Армада" в нарушение ст. 8 Закона N 103-Фз от 03.06.2009, применяется ККТ "Меркурий 115К" заводской N 10122653, которая зарегистрирована в инспекции 27.05.2011.
По результатам проверки 24 августа 2011 г. составлен протокол N 84/1.
На основании протокола об административном правонарушении было вынесено постановление от 30 августа 2011 г. N 78 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст. 7 Закона N 54-ФЗ налоговые органы проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Исходя из положений п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В силу ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ на платежном агенте лежит обязанность при приеме платежей использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Как правильно указал суд первой инстанции, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 103-ФЗ названное условие приема платежей является обязательным требованием при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, и вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 8 Закона N 103-Фз контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу Закона N 103-Фз и не соответствующая требованиям Закона N 103-Фз, может применяться при приеме платежей до 01 января 2014 г. при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 01 января 2011 г.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у Общества имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупностью представленных административным органом доказательств подтверждается факт совершения ООО "АРМАДА" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении.
Между тем судом первой инстанции принято во внимание, что отсутствие на чеке некоторых обязательных реквизитов было устранено Обществом сразу же после проведения налоговой проверки, о чем представлен отчет в налоговую инспекцию. К материалам дела приобщены кассовые чеки, соответствующие требованиям ст. 5 настоящего закона и за данное правонарушение был привлечен к ответственности директор общества, не обеспечивший порядок, условия регистрации и применения ККТ, что и не оспаривает инспекция.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции счел возможным изменить постановление о привлечении ООО "АРМАДА" к административной ответственности в части назначения наказания, применив наказание в виде предупреждения.
Довод административного органа о пропуске срока на обжалование Обществом постановления о привлечении его к административной ответственности, подлежит отклонению, поскольку Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявленными требованиями путем направления почтовой корреспонденции в пределах предусмотренного десятидневного срока - 09 сентября 2011 г. (л.д. 38).
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2011 г. по делу N А55-18215/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Как правильно указал суд первой инстанции, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 103-ФЗ названное условие приема платежей является обязательным требованием при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, и вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
...
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупностью представленных административным органом доказательств подтверждается факт совершения ООО "АРМАДА" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении."
Номер дела в первой инстанции: А55-18215/2011
Истец: ООО "АРМАДА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14799/11