г. Вологда |
|
29 декабря 2011 г. |
Дело N А13-2434/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от администрации города Вологды Крымовой Т.Е. по доверенности от 22.03.2011 N 7-0/3-1-2-1/515, от предпринимателя Соколова Олега Александровича его представителя Галванса Р.Э. по доверенности от 28.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2011 года по делу N А13-2434/2011 (судья Парфенюк А.В.),
установил
предприниматель Соколов Олег Александрович (ОГРН 307352508000039) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Вологды (далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 30.12.2010 N 7-1/13337, по отказу в реализации преимущественного права на приобретение находящегося в муниципальной собственности города Вологды недвижимого имущества - нежилых помещений N 9-11 первого этажа, общей площадью 62,3 кв. м, расположенных в кирпичной пристройке к пятиэтажному кирпичному жилому дому по адресу: город Вологда, Советский проспект, дом 131, а также возложении обязанности совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), направленные на заключение с предпринимателем договора купли-продажи указанного имущества.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2011 года по делу N А13-2434/2011 требования предпринимателя удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на наличие задолженности по пеням в размере 498 рублей 83 копеек на день подачи заявления о заключении договора купли-продажи; указывает, что арендуемые помещения включены в перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому предприниматель Соколов О.А. не имеет преимущественного права на приобретение спорного недвижимого имущества.
Предприниматель в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в собственности муниципального образования город Вологда находятся нежилые помещения N 9-11 первого этажа, общей площадью 62, 3 кв. м, расположенные в кирпичной пристройке к пятиэтажному кирпичному жилому дому по адресу: город Вологда, Советский проспект, дом 131, условный номер 35:24:0:9193:1/(9-11)н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2001 серии ВО N 206036.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Вологды (арендодатель), комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта (балансодержатель) заключили с предпринимателем Соколовым О.А. (арендатор) договор аренды от 13.03.2001 N 53/10, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель при участии балансодержателя сдает во временное пользование недвижимое имущество - часть нежилых пристроенных помещений (номера позиций по экспликации (9, 10, 11), общей площадью 62,3 кв. м в доме N 131 по Советскому проспекту для пользования под магазин автозапчастей.
Срок аренды с учетом дополнительного соглашения от 27.12.2010 к данному договору, определен с 01.03.2001 до 01.07.2015.
В порядке реализации преимущественного права на приобретение арендованного имущества предприниматель обратился в орган местного самоуправления с заявлением от 08.12.2010 о продаже указанных нежилых помещений.
Письмом от 30.12.2010 N 7-1/13337 администрация отказала Соколову О.А. в выкупе арендуемых нежилых помещений со ссылкой на наличие по состоянию на 08.12.2010 задолженности по арендной плате за нежилые помещения в сумме 10 591 рубля и пеням в размере 498 рублей 83 копеек, а также на включение указанных помещений в перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением администрации города Вологды от 30.11.2010 N 6506.
Предприниматель обжаловал данный отказ в арбитражном суде, заявив требования о признании преимущественного права на приобретение в собственность нежилых помещений с возложением на орган местного самоуправления соответствующих обязанностей.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
На основании пункта 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
На основании статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 указанного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении четырех вышеперечисленных условий.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества регламентирован статьей 4 Закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 названного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ, в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
На основании части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 этого Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В силу части 4.2 той же статьи государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня на территории Вологды установлен разделами 2-4 Положения о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, используемого для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28.09.2009 N 124.
Постановлением администрации города Вологды от 30.11.2010 N 6506 утвержден Перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования города Вологды, используемого для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), в пункте 16 которого указаны нежилые помещения по Советскому проспекту, 131, площадью 62,3 кв. м с указанием целевого назначения использования - под магазин автозапчастей.
Из положений пункта 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 8 статьи 27 Устава муниципального образования город Вологда, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301 следует, что постановления администрации города Вологды, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В рассматриваемом случае Перечень содержит сведения о конкретных объектах имущества, на которые на территории города Вологды распространяются ограничения на использование, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ и пунктом 4 статьи 3 Закона N 159-ФЗ, в том числе ограничения на выкуп в порядке реализации преимущественного права.
Следовательно, постановление администрации города Вологды от 30.11.2010 N 6506 затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Как усматривается из материалов дела, указанное постановление опубликовано в газете "Вологодские новости" от 08.12.2010 N 48 (1664).
В связи с тем, что испрашиваемые нежилые помещения включены в указанный Перечень, администрация отказала предпринимателю в реализации преимущественного права выкупа данных помещений.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационной письме от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу статьи 3 Закона N 159-ФЗ и в соответствии со статьей 10 ГК РФ суд вправе признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, если после опубликования названного Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения; включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм вопрос о правомерности действий уполномоченных органов по включению имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в Перечень связывается не с моментом обращения с заявлением о его выкупе (до или после утверждения Перечня), а с моментом вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
Такие действия, совершенные уполномоченным органом после вступления в силу данного Закона противоречат целям и задачам этого Закона и фактически лишают субъекты малого и среднего предпринимательства возможности воспользоваться правом, предоставленным указанным Законом.
В рассматриваемом случае совершение таких действий органом местного самоуправления имело место.
Также в жалобе администрация указывает на наличие у предпринимателя задолженности по пеням в сумме 498 рублей 83 копеек на день подачи заявления о заключении договора купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как следует из материалов дела, на момент обращения с соответствующим заявлением задолженность (по состоянию на 08.12.2010) у Соколова О.А. по арендной плате отсутствовала, меры гражданско-правовой ответственности не применялись, доказательств причинения ущерба интересам администрации не представлено.
При этом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие полное погашение предпринимателем долга по пени - платежное поручение от 08.12.2010 N 152 на сумму 498 рублей 83 копейки.
Ссылка подателя жалобы на акт сверки от 07.12.2010 несостоятельна, поскольку данные о задолженности в размере 498 рублей 83 копейки в ней отсутствуют.
При таких обстоятельствах соблюдены все четыре условия, предусмотренные статьей 3 Закона N 159-ФЗ, предприниматель Соколов О.А. имеет преимущественное право на приобретение арендуемых помещений.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина органом местного самоуправления в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2011 года по делу N А13-2434/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2434/2011
Истец: ИП Соколов Олег Александрович, Предприниматель Соколов Олег Александрович
Ответчик: Администрация г. Вологды, Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8232/11