г. Саратов |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А57-7852/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - представитель Малахова Е.А., по доверенности N 28-10/392 от 22.12.2011 года (паспорт 6300 N 304119, выдан УВД Ленинского района г. Саратова 21.12.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2011 года
по делу N А57-7852/2011, судья Степура С.М.,
по заявлению Заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов,
к Финансовому управлению Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области,
заинтересованные лица: Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области,
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", г. Саратов,
о признании незаконным бездействие Финансового управления Лысогорского муниципального района Саратовской области по исполнительному листу от 10.06.2008 N С166322, обязании управления принять меры к исполнению указанного исполнительного листа,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратился Заместитель прокурора Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 10.06.20008г. N С 166322 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение и обязании Финансового управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в течение 7 дней принять меры к исполнению выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 10.06.20008г. N С 16632 2.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-973/08 на основании определения Арбитражного суда Саратовской области от 06.03.2008 г.. выдан исполнительный лист N С 166322 о взыскании с Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Газпром трансгаз Саратов" основного долга в размере 675446 руб. 74 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 123623 руб. 13 коп., расходов по оплате третейского спора в размере 11891 руб. 10 коп.
Указанный исполнительный лист 18.02.2010 г.. поступил на исполнение в Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области сопроводительным письмом N 28-14/216 от 15.02.2010 г.. для исполнения, что уведомлением о вручении заказной корреспонденции N 22125 (л.д.70-71).
Поскольку в установленные законом сроки исполнительный лист не был исполнен должником, ООО "Газпром трансгаз Саратов" неоднократно обращалось с письмами к Главе Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области о предоставлении информации по исполнительному листу, что подтверждается ответами на письма от 21.02.2011 г.. и 27.04.2011 г..
Были получены ответы исх. N 236 от 21.02.2011 г.., исх. N 44 от 27.04.2011 г.. о проведении работы по реализации муниципального имущества, денежные средства от которых будут направлены на расчетный счет Общества.
Прокуратурой Лысогорского района были сделаны запросы начальнику финансового управления, из содержания которых следует, что в связи с тяжелым материальным положением и отсутствием бюджетных средств погашением задолженности по исполнительным документам не возможно, что подтверждается ответами исх. N 47 от 06.05.2011 г.. и N 137 от 03.02.2011 г..
В связи с неисполнением финансовым управлением выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа от 10.06.2008 г.. N С 166322 Заместитель прокурора Саратовской области обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что действия финансового управления по неисполнению исполнительного листа от 10.06.2008 г.. N С 166322 противоречат установленному законодательству.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (статья 215.1 БК РФ).
В силу статьи 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с Положением о финансовом управлении администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области, утвержденным решением Собрания Лысогорского муниципального района Саратовской области от 15.06.2006 г.. N 8/74, финансовое Управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области является исполнительным органом местного самоуправления Лысогорского муниципального района Саратовской области, проводящим муниципальную политику, направленную на оздоровление финансовой и бюджетной сфер муниципального района..
К функциям финансового Управления относится составление сводной бюджетной росписи местного бюджета, исполнение местного бюджета, обеспечение внедрения и функционирования в муниципальном районе системы предварительного контроля расходов бюджета, осуществление контроля за поступлением средств в местный бюджет, за рациональным и целевым использованием средств местного бюджета, разработка перспективного финансового плана муниципального района и другое.
Из вышеизложенного следует, что финансовое Управление является органом, исполняющим местный бюджет, в функции которого входит организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения должника.
В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пунктами 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса предусмотрено, что финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Материалами дела установлено, что предъявленный к исполнению исполнительный лист N С 166322 выданный 10.06.2008 г.. не был возвращен взыскателю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть принят к исполнению.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно пункту 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции было установлено, что исполнительный документ был предъявлен к исполнению 18.02.2010 г.., трехмесячный срок для его исполнения истек 18.05.2010 г.., обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника возникла у финансового Управления администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области в силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ - 18.05.2010 г..
Финансовое Управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области не направило в адрес Общества уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа, в порядке и сроки как требует того п.7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к не исправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктами 6 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с муниципальным образованием.
Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, является прямо предусмотренной законом обязанностью указанного органа.
Приостановление вводится им независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в статье 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, несостоятельным является довод Финансового управления о том, что именно недостаток бюджетного финансирования и принятие Финансовым управлением администрации Лысогорского района Саратовской области мер для увеличения бюджетных ассигнований на данную статью расходов свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Поскольку должник в установленный законом трехмесячный срок не исполнил исполнительный документ, и при этом отсутствовали обстоятельства, перечисленные в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление администрации Лысогорского района Саратовской области обязано было применить к нему временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах (если отсутствуют другие исполнительные листы на исполнении).
Согласно статье 16 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанций, обоснованно указав на нарушение спорным бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Переоценка фактических обстоятельств дела, на что, по сути, направлены доводы заявителя апелляционной жалобы, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ недопустима при проверке судебных актов в апелляционном порядке.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2011 года по делу N А57-7852/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к не исправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктами 6 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с муниципальным образованием.
...
Приостановление вводится им независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в статье 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку должник в установленный законом трехмесячный срок не исполнил исполнительный документ, и при этом отсутствовали обстоятельства, перечисленные в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление администрации Лысогорского района Саратовской области обязано было применить к нему временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах (если отсутствуют другие исполнительные листы на исполнении)."
Номер дела в первой инстанции: А57-7852/2011
Истец: Прокуратура Саратовской области
Ответчик: Администрация Лысогорского муниципального района Саратовской области, Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8732/11