г. Ессентуки |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А63-9427/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, ответчика -Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва в лице представителя в Ставропольском крае - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (ИНН: 2634025383, ОГРН: 1022601972678)
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2011 года по делу N А63-9427/2011 (судья Кузьмина М.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь", г.Ставрополь (ИНН: 2635048440, ОГРН: 1022601943814)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
с участием третьих лиц:
Министерство финансов Ставропольского края, г.Ставрополь;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1", Ставропольский край, Буденновский район, с. Покойное;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2", Ставропольский край, Буденновский район, с. Красный Октябрь;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3", Ставропольский край, Буденновский район, с. Прасковея;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4", Ставропольский край, Буденновский район, с. Новая Жизнь;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 6", Ставропольский край, Буденновский район, с. Архангельское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7", Ставропольский край, Буденновский район, с. Старобудское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8", Ставропольский край, Буденновский район, с. Катасон;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9", Ставропольский край, Буденновский район, с. Толстово-Васюковское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11", Ставропольский край, Буденновский район, с. Покойное;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 12", Ставропольский край, Буденновский район, п. Терек;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 13", Ставропольский край, Буденновский район, п. Искра;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 14", Ставропольский край, Буденновский район, с. Орловка;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 15", Ставропольский край, Буденновский район, с. Преображенское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 16", Ставропольский край, Буденновский район, с. Томузловское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 18", Ставропольский край, Буденновский район, п. Терский;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 21", Ставропольский край, Буденновский район, с. Архиповское;
государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом (смешанный) N 17", Ставропольский край, Буденновский район, с. Толстово-Васюковское;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N 26", Ставропольский край, Буденновский район, п. Виноградный;
о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации затрат, связанных с реализацией природного газа на отопление педагогическим работникам 18 муниципальных общеобразовательных учреждений Буденновского района в соответствии с Законом РФ "Об образовании" за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в сумме: за 1 квартал 2010 года 2 319 263 руб. 41 коп (в том числе НДС 18% - 353 785 руб. 94 коп.), за 2 квартал 2010 года - 288 038 руб. 58 коп. (в том числе НДС 18% - 43 938 руб. 09 коп.), за 3 квартал 2010 года - 200 409 руб. 64 коп. (в том числе НДС 18% - 30 570 руб. 96 коп.), за 4 квартал 2010 года - 1 477 049 руб. 20 коп. (в том числе НДС 18% - 225 312 руб. 59 коп.) и расходов по оплате госпошлины в сумме 44 423 руб. 80 коп.
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь", г. Ставрополь, обратилось в суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, третьи лица: Министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 ", с. Покойное Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2", с. Красный Октябрь Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3", с. Прасковея Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4", с. Новая Жизнь Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 6", с. Архангельское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7", с. Стародубское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8", п. Катасон Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9", с. Толстово-Васюковское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11", с. Покойное Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 12", п. Терек Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 13", п. Искра Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 14", с. Орловка Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 15", с. Преображенское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 16", с. Томузловское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 18", п. Терский Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 21", с. Архиповское Будённовского района Ставропольского края, государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом (смешанный) N 17", с. Толстово-Васюковское Будённовского района Ставропольского края, муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N 26", п. Виноградный Будённовского района Ставропольского края, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации затрат, связанных с реализацией природного газа на отопление педагогическим работникам 18 муниципальных общеобразовательных учреждений Будённовского района в соответствии с Законом РФ "Об образовании" за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в сумме: за 1 квартал 2010 года 2 319 263 руб. 41 коп. (в том числе НДС 18 % - 353 785 руб. 94 коп.), за 2 квартал 2010 года 288 038 руб. 58 коп. (в том числе НДС 18 % - 43 938 руб. 09 коп.), за 3 квартал 2010 года 200 409 руб. 64 коп. (в том числе НДС 18 % - 30 570 руб. 96 коп.), за 4 квартал 2010 года 1 477 049 руб. 20 коп. (в том числе НДС 18 % - 225 312 руб. 59 коп.) и расходов по оплате госпошлины в сумме 44 423 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2011 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика взысканы затраты, связанные с реализацией природного газа на отопление педагогическим работникам 18 общеобразовательных учреждений Будённовского района в соответствии с Законом РФ "Об образовании" за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в сумме: за 1 квартал 2010 года 1 965 477 руб. 47 коп., за 2 квартал 2010 года 244 100 руб. 49 коп., за 3 квартал 2010 года 169 838 руб. 68 коп., за 4 квартал 2010 года 1 251 736 руб. 61 коп. и в возмещение расходов по оплате госпошлины 37 647 руб. 29 коп. Судебный акт мотивирован тем, что предоставление льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, взыскание налога на добавленную стоимость в рамках спорных административных правоотношений невозможно, поскольку ответчик является публичным субъектом.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что он не является надлежащим ответчиком по делу, взыскание задолженности в соответствии с нормами, регулирующими порядок предоставления субсидий, должно производиться с субъекта Российской Федерации. Российская Федерация лишь обеспечивает социальную поддержку.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприятие на основании закона предоставляло льготы педагогическим работникам третьих лиц.
Истец с 01.01.2010 по 31.12.2010 предоставлял педагогическим работникам МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 ", с. Покойное Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", с. Красный Октябрь Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3", с. Прасковея Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4", с. Новая Жизнь Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6", с. Архангельское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7", с. Стародубское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8", п. Катасон Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9", с. Толстово-Васюковское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 11", с. Покойное Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 12", п. Терек Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13", п. Искра Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14", с. Орловка Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15", с. Преображенское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16", с. Томузловское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 18", п. Терский Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 21", с. Архиповское Будённовского района Ставропольского края, ГОУ "Детский дом (смешанный) N 17", с. Толстово-Васюковское Будённовского района Ставропольского края, МОУ "Начальная общеобразовательная школа N 26", п. Виноградный Будённовского района Ставропольского края, природный газ на отопление.
Согласно сводному реестру истцом поставлено, а педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений и государственного образовательного учреждения "Детский дом (смешанный) N 17" потреблено за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на отопление природного газа на общую сумму 4 284 760 руб. 83 коп. (в т.ч. НДС 18% - 653 607 руб. 58 коп.).
Считая, что у Российской Федерации, обеспечивающей предоставление льгот педагогическим работникам, образовалась указанная задолженность, предприятие обратилось с иском.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе N52-ФЗ от 06.05.2003.
Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон N 122-ФЗ от 22.08.2004, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что Ставропольский край в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделял. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом налога на добавленную стоимость) за счет Российской Федерации является правильным и соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10430/10 от 23.11.2010.
Довод жалобы о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам возникает из закона и обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, а соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель участвовал в деле от имени Российской Федерации в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Минфин РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу А63-9427/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.А. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что Ставропольский край в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделял. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом налога на добавленную стоимость) за счет Российской Федерации является правильным и соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10430/10 от 23.11.2010.
Довод жалобы о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам возникает из закона и обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, а соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель участвовал в деле от имени Российской Федерации в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А63-9427/2011
Истец: ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь"
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Государственное общеобразовательное учреждение Детский дом(смешанный) N 17, ГОУ Детский дом(смешанный) N 17, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство Финансов СК, МОУ НОШ N 26, МОУ СОШ N 1, МОУ СОШ N 11, МОУ СОШ N 12, МОУ СОШ N 13, МОУ СОШ N 14, МОУ СОШ N 15, МОУ СОШ N 16, МОУ СОШ N 18, МОУ СОШ N 2, МОУ СОШ N 21, МОУ СОШ N 3, МОУ СОШ N 4, МОУ СОШ N 6, МОУ СОШ N 7, МОУ СОШ N 8, МОУ СОШ N 9, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N 4, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N1, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N11, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N12, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N13, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N14, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N15, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N16, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N18, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N2", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N21, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N26, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N3, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N6, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N7, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N8, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа" N9, Управление Федерального казначейства по СК