г. Владивосток |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А59-3791/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Т.А. Солохиной, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы":
Артюх А.А. по доверенности от 26.09.2011 сроком действия до 31.12.2012, паспорт 04 06 216140;
В арбитражный суд Сахалинской области:
от Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области:
Пак М.С. по доверенности N 1 от 10.01.2012, удостоверение
Ли Н.Х. по доверенности N 4 от 10.01.2012, удостоверение
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц - связи апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-8727/2011
на решение от 31.10.2011
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-3791/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" (далее - общество, ОАО "Авиакомпания "САТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - Управление, УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 65 от 17.08.2011 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 31.10.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение Пенсионного фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Пенсионный фонд указывает на иную правовую природу дополнительных страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей нежели у налогов, в связи с чем, полагает, что в данном случае подлежит применению статья 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона N 360-ФЗ от 23.12.2010, которая распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2010. Полагает, что поскольку у Общества имелась по состоянию на 01.01.2010 обязанность по начислению и уплате страховых взносов за членов летных экипажей воздушных судов, следовательно, Пенсионный фонд правомерно доначислил дополнительные страховые взносы без учета ограничений в сумме 415.000 рублей.
Из апелляционной жалобы следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально- возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете. Полагает, что применение судом аналогии закона, а именно ст. 5 НК РФ не является обоснованным. Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд необоснованно сослался в оспариваемом решении на постановления Конституционного Суда Российской Федерации, так как данные акты были приняты до вступления в силу Федерального Закона N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Представитель Государственного учреждения в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиакомпания "САТ" на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представил отзыв.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ОАО "Авиакомпания "САТ" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 1056500677749.
На основании решения от 18.04.2011 N 65 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области проведена плановая выездная проверка ОАО "Авиакомпания "САТ" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за период с 1 января по 31 декабря 2010 года, о чем был составлен акт 15.07.2011 N 65.
В ходе проведения проверки установлено, что Общество в силу своей деятельности использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ от 27.11.2001 "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - закон N 155-ФЗ) является плательщиком страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.
В 2010 году Общество при уплате страховых взносов по дополнительному социальному обеспечению летного состава исчислило и уплатило взносы с сумм выплат, не превышающих 415.000 рублей согласно абзацу 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в то время как следовало, по мнению Пенсионного фонда, исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному социальному обеспечению летного состава и с сумм выплат, превышающих 415.000 рублей, в соответствии с положениями абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ.
Согласно расчету, представленному Обществом в Пенсионный фонд 14.01.2011 по начисленным и уплаченным взносам за 2010 год по форме РВ-3ПФР, исчисленная сумма взноса составила 5.554.474 рублей, исходя из базы 39.674.816 рублей. Фактически Общество уплатило страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 6.619.211 рублей, в то время как Обществу следовало уплатить страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 18.093.737,17 рублей, исходя из базы 129.240.979,80 рублей. В результате занижения базы для начисления взносов сумма неуплаченных страховых взносов на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей составила 11.474.526,17 рублей.
Рассмотрев акт проверки от 15.07.2011 N 65 и возражения на него, 17.08.2011 Управление приняло решение N 65 о привлечении ОАО "Авиакомпания "САТ" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной частью 2 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 4.589.810,46 рублей. Данным решением Обществу доначислены страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 11.474.526,17 рублей и пени в размере 456.100,64 рублей.
Не согласившись с Решением Пенсионного фонда от 17.08.2011 N 65, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что Общество является плательщиком взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей в соответствии с Законом N 155-ФЗ, который в спорном периоде действовал в редакции Федерального Закона N 213 от 24.07.2009.
Статьей 4 Закона N 155-ФЗ предусмотрено, что для плательщиков взносов тариф взносов установлен в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей. Объектом обложения и базой для начисления указанных взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Так, в силу статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, и устанавливается в сумме, не превышающей 415.000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415.000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона N 212. В результате внесенных изменений отменен предусмотренный частью 4 статьи 8 указанного Федерального закона ограничивающий лимит в размере 415.000 рублей с сумм выплат и иных вознаграждений нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей. Соответственно база для начисления взносов увеличилась.
Анализ внесенных изменений путем сопоставления текста закона в новой и старой редакции, свидетельствует о том, что порядок исчисления базы для начисления страховых взносов был изменен.
В силу статьи 2 Федерального закона 23.12.2010 N 360 данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (источник публикации - "Российская газета", N 293, 27.12.2010). Также, в силу указанной нормы положения части второй статьи 4 Закона N 155-ФЗ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом суд первой инстанции правильно отклонил довод Пенсионного фонда о том, что обратное действие закона распространяется и на положения закона, увеличивающего базу для начисления взноса в результате отмены ограничения в 415.000 рублей с сумм выплат и вознаграждений на одного работающего за 2010 год, поскольку при таком толковании придается обратная сила закону, ухудшающему положение плательщика.
Придание обратной силы данной норме противоречит установленному статьей 57 Конституции РФ запрету придавать обратную силу закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика. Указанное положение Конституции получило официальное толкование в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда РФ, так в Постановлениях Конституционного суда N 13-П от 08.10.1997, N 5-П от 10.04.2003, N20-П от 20.07.2011, где закреплено, что положения статьи 57 во взаимосвязи с частью 1 статьи 8 и статьей 34 Конституции Российской Федерации обеспечивают конституционно-правовой режим стабильности условий хозяйствования, обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Ссылку государственного органа на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 с указанием, что данные платежи не являются налоговыми платежами, коллегия считает ошибочной, поскольку Президиум ВАС РФ в данном письме дал правовую оценку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а предметом настоящего спора являются правоотношения, возникшие при уплате взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей и имеют иную правовую природу.
Действительно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, что отличает их от других фискальных сборов, поскольку при поступлении в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ, а величина выплат напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов.
Однако особый порядок формирования фонда, а также уплаты страховых взносов по дополнительному страхованию членов летных экипажей, установленный Законом N 155 ФЗ, позволяет сделать вывод, что по своей правовой природе взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, не являются индивидуально-возмездными, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Как следует из ст.2 Закона N 155-ФЗ страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу, начисляются работодателями на фонд оплаты труда, работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов. Поступившие в Пенсионный фонд сборы не накапливаются, а распределяются в виде доплаты к пенсиям тем членам летных экипажей, которые уже оставили работу.
Таким образом, данные взносы не являются индивидуально-возмездными, а носят безвозмездный и безвозвратный характер как для членов летных экипажей, так и для предприятия- плательщика взносов, т.е. по своей правовой природе обладают такими же признаками, как и налоговые платежи.
В связи с чем подлежит отклонению ссылка Пенсионного фонда на особую правовую природу дополнительных страховых взносов и невозможность использовать в данном случае аналогию с налогами.
Исследуя правовую природу рассматриваемых взносов, Конституционный Суд в своем определении от 05.03.2009 N 379-О-О указал, что установленное в целях реализации конституционных положений статьи 39 Конституции РФ дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Закона N 155-ФЗ, имеет обязательный публично-правовой характер, то есть независимо от воли его участников. Данные страховые взносы не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан и их объединений.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Названные положения в свете их официального толкования Конституционным Судом (постановление от 28.02.2006 N 2-П) позволяют сделать вывод о том, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом РФ определение сбора и не указанное в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющее собой именно фискальный сбор, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда.
Кроме того, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам призвано обеспечить устойчивость в публичных отношениях, придать уверенность плательщикам обязательных платежей в стабильности их правового и экономического положения.
Закрепленный в данной статье Конституции РФ запрет также означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание этим законам обратной силы в правоприменительной практике (постановление Конституционного Суда от 08.10.1997 N 13-П).
В связи с тем, что обязанность работодателей по уплате взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей возникла в силу закона, то есть носит публично-правовой характер, выполнение этой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения, данные взносы являются безвозмездными и невозвратными, эти взносы обладают всеми признаками фискальных сборов, то на них должны распространяться положения статьи 57 Конституции РФ.
Таким образом, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положения граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Приведенные выше решения Конституционного Суда и изложенные в них правовые позиции сохраняют свою силу и согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными.
На основании вышеизложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что Общество правомерно в 2010 году исчислило страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации с учетом ограничения базы для исчисления взносов в размере 415.000 рублей в отношении каждого физического лица нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, руководствуясь положениями абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ.
Правильность исчисления и уплаты Обществом взносов в соответствии с Законом N 155-ФЗ в редакции по состоянию на 1 января 2010 года Управлением не оспаривается. Из материалов выездной проверки следует, что за отчетный 2010 год Обществом произведена переплата в размере 1.064.737 рублей.
При таких обстоятельствах, у Пенсионного фонда РФ отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации за 2010 год в сумме 11.474.526,17 рублей, пеней в сумме 456.100,634 и штрафа по ч.2 ст.47 Закона N 212-ФЗ в сумме 4.589.810,46 рублей.
Следовательно, решение УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске от 17.08.2011 N 65 является незаконным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ОАО "Авиакомпания "САТ".
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.10.2011 по делу N А59-3791/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что обязанность работодателей по уплате взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей возникла в силу закона, то есть носит публично-правовой характер, выполнение этой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения, данные взносы являются безвозмездными и невозвратными, эти взносы обладают всеми признаками фискальных сборов, то на них должны распространяться положения статьи 57 Конституции РФ.
Таким образом, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положения граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Приведенные выше решения Конституционного Суда и изложенные в них правовые позиции сохраняют свою силу и согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными.
На основании вышеизложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что Общество правомерно в 2010 году исчислило страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации с учетом ограничения базы для исчисления взносов в размере 415.000 рублей в отношении каждого физического лица нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, руководствуясь положениями абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ.
Правильность исчисления и уплаты Обществом взносов в соответствии с Законом N 155-ФЗ в редакции по состоянию на 1 января 2010 года Управлением не оспаривается. Из материалов выездной проверки следует, что за отчетный 2010 год Обществом произведена переплата в размере 1.064.737 рублей.
При таких обстоятельствах, у Пенсионного фонда РФ отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации за 2010 год в сумме 11.474.526,17 рублей, пеней в сумме 456.100,634 и штрафа по ч.2 ст.47 Закона N 212-ФЗ в сумме 4.589.810,46 рублей."
Номер дела в первой инстанции: А59-3791/2011
Истец: ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинск
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6526/13
20.12.2013 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3791/11
23.10.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11007/13
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3791/11
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4746/12
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4746/12
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-821/12
17.01.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8727/11